Коробка скоростей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 47 h, 12
М 8702
ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕН а
О П.И С А Н И Е коробки скоростей.
К патенту М. Г. Грибкова, заявленному 12 ноября 1927 года (заяв. свид. Ми 20835).
О выдаче патента опубликовано 30 марта 1929 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 30 марта 1929 года, Предлагаемое изобретение относится Ф типу коробок скоростей с применением конических бараба нов или дисков с рядом углублений на разных диаметрах их и состоит из двух конических барабанов или плоских дисков, с которыми сцепляются зубчатки, передвигаемые для изменения числа оборотов в направлении образующей конуса или в радиальном направлении диска, для чего конические барабаны и диски снабжены канавками и направляющими брусками. Для перемены направления вращения, в случае конических барабанов, зубчатка сцепляется с дополнительной шестерней, а в случае дисков — передвигается на противоположную сторону диска.
Остановка вращения производится выведением одной из зубчатых шестерен из зацепления.
На чертеже фиг. 1 изображает вид сверху коробки с коническими барабанами; фиг. 2 — вид той же коробки сбоку; фиг. 3 †в конуса (или диска) перпендикулярно оси; фиг. 4 †в сверху коробки с диском; фиг. 5 — вид сбоку той же коробки.
На вал, получающий вращение от какого-либо двигателя, насажен конический барабан 1 (фиг. Ц, имеющий несколько рядов углублений, расположенных в плоскостях перпендикулярных оси вращения конуса. В углублении конуса 1 входят зубья шестерни 3, сцепляющейся с одной стороны с конусом 1, а с другой — e валом-зубчаткой 5, с которой, в свою очередь, сцепляется шестерня 6, находящаяся в зацеплении со вторым коническим барабаном 7, исполненным подобно барабану 1 и ось которого соединяется с валом машины орудия.
Изменение чисел оборотов оси 6арабана 7, при постоянном числе оборотов оси барабана 1, происходит перемещением шестерен 3 и 6 вдоль образующих конических барабанов 1 и 7 по валам 3 и 6 с помощью рычагов 8 (фиг. 2).
Вследствие такого перемещения шестерни 3 и соответственно 6 будут зацепляться с большим или меньшим числом углублений конических барабанов 1 и 7. Наибольшее число оборотов барабана 7 будет при зацеплении шестерни 3 с рядом углублений конуса 1, имевщим наибольшее число таковых, т,-е. по наибольшему диаметру конуса 1 и шестеРни 6 пРи заЦепле нии с конусом 7 по наименьшему диаметру последнего. Наименьшее же число оборотов барабана 7 будет при зацеплении шестерни 8 с конусом 1 по наименьшему диаметру и шестерни 6 с конусом 7 по наибольшему диаметру. Направление вращения обоих барабанов при атом будет. одинаковое, для сообщения же барабану 7 вращения в обратную, по сравнению с направлением вращения барабана 1, сторону необходимо шестерню 3 вывести из зацепления с валомзубчаткой 5 и сцепить с шестеРней 6ф, сидящей на валу 6. Изменение числа оборотов барабана 7 при обратном вращении может быть производимо передвижением только одной шестерни 6 вдоль Образую° щей конуса. Оси барабанов l и 7— параллельны между собой, а валы
3 5 и 6 — параллельны образующим конусов 1 и 7. Для возможности передвижения шестерни 8 (или 6 ) с одного ряда углублений конуса на другой, на конусе в одном месте сделаны канавки 10, ll и 12 (фиг, 3), а для направления шестерни на соответствующий ряд углублений устроены клиновидные бруски 13.
На фиг. 3-5 показано видоизменение коробки скоростей, изображенной на фиг. 1-2, состоящей из двух дисков 1 и 2, насаженных один на вал, вращающийся от двигателя, а другой на вал, связанный с машиной - орудием. Диски на своей лобовой поверхности снабжены mверстиями, расположенными по концентрическим окрузйностям и с помощью которых с дисками сцепляются шестерни 3 и 5 (фиг. 4), сцепляющиеся также и с валомзубчаткой 4. Шестерни помощью рычагов 8 (фиг. 5) перемешаются по валам 6 и 7 и с одной окружности углублений дисков 1 и 2 на другую, для чего диски снабжены канавками 10, 11 и 12 и клиновидными брусками 13. На диске 1, соединенном с валом двигателя, канавки 10, 11 и 12 сделаны вдоль всего диаметра диска и в центре его устроена центральная выемка 14.
У диска же 2, соединенного с машиной - орудием, канавки сделаны только на половине диаметра. Выемка 14 диска 1 служит для выключения обращения диска 2, так как, при установке шестерни 3 в центре диска, она выйдет из зацепления с диском 1 и диск 2 остановится.
Передвинув же шестерню 3 на другую половину диаметра диска 1, шестерня 3, а вместе с ней и диск 2, получат вращение в обратную сторону. Оси дисков лежат на одной прямой, валы 4, 6 и 7 параллельны между собой и перпендикулярны к оси дисков.
Предмет патента.
1. Коробка скоростей, состоящая из двух конических барабанов или плоских дисков с несколькими кольцевыми рядами углубления на их поверхности, предназначенных для сцепления с ними зубчаток, характеризующаяся применением валазубчатки 5 (фиг. 1) или 4 (фиг. 4), сцепляемого при помощи перемещаемых в направлении его оси зубчаток 3" и 6 (фиг. 1) или 3 и 5 (фиг. 4) с различными рядами углублений на поверхности конических барабанов 1 и 7 (фиг. 1) или плоских дисков 1 и 2 (фиг. 4), при чем, в случае устройства по фиг. 1- 2 шестерня 8 может быть выведена осевым передвижением из зацепления с упомянутым валом - зубчаткой 5 для выключения передачи и сцеплена при дальнейшем продвижении, с целью изменения направления передаваемого вращения,— с шестерней 6", укрепленной на валу 6, в случае же устройства по фиг. 4 и 5 выключение шестерен 8 и 5 производится установкой таковых против углубленных центральных частей дисков 1 и 2.
2. В охарактеризованной в п. 1 коробке скоростей, применение конического барабана или плоского с г.
ФЬтг А, Фиг. 4
Фиг 3
УУidIË Е
М. Л.
Тнпогрнфпн ЛСПО. Ленин\рад, .!етптунае, 13. диска, в котором по одной из образующих и по бокам ее или по одноиу из радиусов или по бокам
его выбраны сплошные канавки
10, 11 и 12 для перемещения вдоль них зубчатки при переключении ее с одного кольцевого ряда углублений на барабане или диске на другой, при чем для направления зубчатки на соответствующий кольцевой ряд углублений служат клино,видные бруски 13 (фиг. 3).