Противооткатный тормоз транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОЬРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Соцнапнстнческнх

Респубпнк («)870224 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.08.79(21) 2815262/27-11 с присоединением заявки М (5! )М. Кл.

В 60 Т l/06

Ркударстмииый комитет

OCCP (23) Приоритет ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.10.81.бюллетень лв 37

Дата опубликования описания 10. 10.81 (53) УДK 629.113«

-529.6.. (088.8) (72) Авторы изобретения

ЭЯ.Меликов и Н. И.Мищенко

Горловский филиал Донецкого ордена Тр

Знамени Политехнического инсти (7I ) Заявитель (54) ПРОТИВООТКА ТН Й ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроенияо в частности к противооткатным тормозным устройствам транспортных средств.

Наиболее близким из известных технических решений к изобретению является противооткатный тормоз, содержащий узел блокировки, выполненный в виде храпового механизма, состоящего из зубчатого колеса, жестко связанного с валом трансмиссии, соединяющим коробку передач с ведущими колесами и поворотной собачкой, систему управления узлом блокировки и механизм выключения тормоза t l.).

Однако известный тормоз имеет недостаточную надежность затормаживания транспортного средства и в нем отсутству» ет автоматическое управление.

Бель изобретения заключается в повышении надежности работы и в обеспечении автоматического управления.

Бель достигается тем, что собачка установлена на оси с возможностью возвратно-качательного движения, оборудована цилиндрическими выступами, расположенными симметрично относительно оси ее качания и связана с одной стороны посред» ством рычага и упругого элемента с системой управления узлом блокировки, а с другой стороны. посредством указанных цилиндрических выступов с механизмом выключения тормоза, выполненным в виде центробежного регулятора, на валу которого установлена шестерня для связи его с валом трансмиссии, связывающим коробку передач и ведущие колеса.

Система управления узлом блокировки включает в себя две кинематически связанные между собой тяги и двуплечий рычаг, установленный с воэможностью поворота на пальце, причем одна тяга связана со стержнем механизма управлеция коробкой передач, а вторая тяга сое динена с упомянутым упругим элементом.

Упругий элемент выполнен в аиде штанги, соединенной с второй тягой системы управления узлом блокировки и имеющей продольный паз, в котором размещены с возможнд тью перемещения вдоль его оси шарик, связанный с "рычагом, соединенным с собачкой храпового механизма, и две одинаковые пружины, расположенные по обе стороны этого шарика. центробежный регулятор включает в себя корпус, шары-грузы, расположенные в крестовине, выполненной в виде звездо- чки, жестко посаженной на вал регулятора, снабженный шестерней для связи с валом трансмиссии, пружину и муфту с исполнительным органом, снабженным вилкой, установленной с возможностью контактирования с цилиндрическими выступами собачки храпового механизма.

На чертеже изображен противооткатный тормоз (сплошными линиями в нейтральном положении; штрих-пунктирными линиями в одном иэ его положений в момент трогания) . 20

Тормоз состоит из узла 1 блокировки, система 2 управления узлом блокировки и механизма 3 выключения противооткатндго тормоза.

Узел 1 блокировки содержит зубчатое 25 колесо 4 со шпонкой 5 для соединения с валом 6 трансмиссии, связывающим коробку передач и ведущие колеса и собачку 7, имеющую цилиндрические выступы 8, снабженную рычагом 9 переключе зо ния ее положения и установленную на оси 10.

Система 2 управления узлом блокировки включает упругий элемент 11, кинематически связанные между собой тяги

12, 13 и двуплечий рычаг 14, шарнирно установленный на оси 15. Тяга 12 связана с механизмом 16 управления коробкой передач через его стержень 17, в котором имеется три углубления 18, 19, 20 4, для фиксацИи нейтрального положения переднего и заднего хода транспортного сред ства с помощью фиксатора, состоящего

;из шарика 21 и пружины 22, расположенных в крышке 23 коробки передач. Тяга

13 соединена с упругий элементом 11, который в свою очередь связан с. узлом блокировки через рычаг 9. Упругий элемент 1 L выполнен в виде штанги 24, соединенной с тягой 13 и имеющей продольный паз 28, в котором размещены с врэможностью перемещения вдоль оси парик 26, связанный с рычагом 9, и две

: одинаковые пружины 27 и 28, располо)кенные по обе стороны этого шарика.

Механизм 3 выключения тормоза выполнен в виде центробежного регулятора,) включающего в себя корпус 29, шары-rpy-:: . @b»0 расположенные в крестовине 3l. „.

870224 жестко посаженной на вал 32, снабжен ный шестерней 33 для связи с .валом 6 трансмиссии, пружину 34 и муфту 35 с испольнительным органом 36, снабженным вилкой 37, установленной с возможностью контактирования с цилиндрическими выступами 8 собачки 7, В нейтральном положении механизма

16 управления коробкой передач шарик

21 под действием пружины 22 фиксатора переключения передач утоплен в среднем углублении 19 стержня 17, и собачка 7 занимает свое нейтральное (выключенное) положение и не входит в зацепление с зубчатым колесом 4, вал двигателя и трансмиссия разобщены и в случае, когда транспортное средство не движется, вал

6 трансмиссии не вращается, и связанный с ним вал 32 механизма 3 выключения тормоза также не вращается. При этом шары-грузы 30 прижаты пружиной 34 через муфту 35 к оси вращения, и вилка

37 не контактирует с цилиндрическими выступами 8 собачки 7.

При включении передач, например, переднего хода транспортного средства стержень 17 фиксируется относительно крайнего своего углубления 18, соединяя вал двигателя с трансмиссией, тяга

12 перемещается в продольном направлении и проворачивает двуплечий(рычаг

14 относительно его оси 15 по ходу часовой стрелки. При этом тяга 13 через упругий элемент 11 поворачивает рычаг

9 относительно оси 10, и собачка 7 вхо» дит в зацепление с зубчатым колесом 4.

По мере трогания транспортного средства вал 6 трансмиссии начинает вращаться, например, по ходу часовой стрелки, собачка 7 сжимает пружину 27 и растягивает пружину 28 через рычаг 9, шарик 26 проскальзывает относительно зубьев зубчатого колеса 4, а шары-грузы 30 под действием центробежной силы перекатываются по конической поверхности корпуса 29 в радиальном направлении, перемещая муфту 35 и связанный с ней испольнительный орган 36 с вилкой 37 и снимая; при этом пружину 34. В момент изменения направления вращения вала трансмиссии, что соответствует началу отката транспортного средства, происходит автоматическое затормаживание (блокирование) зубчатого колеса 4 с помощью собачки 7, а вместе с ним и затормажива ние ведущих колес транспортного средства.

Когда транспортное средство тронулось с места и находится в движении, механизм

870224

3 выключения тормоза, связанный постоянно шестерней 33 с вращающимся валом

6 трансмиссии, выводит собачку 7 из зацепления с зубчатым колесом 4 и таким образом вь1ключает противооткатный тормоз. При этом шары-грузы 30 максиматп но удалены от оси вращения, муфта 35 занимает свое крайнее положение, и вилка

37 контактирует с цилиндрическими выступами 8. В этоМ случае вследствие контак« IO та вилки 37 с цилиндрическими выступами

8 собачка 7 и рычаг 9 перемещаются в свое нейтральное положение, пружина 27 . максимально сжата, а пружина 28 растянута. При переключении передач во время дви1 жения автомобиля стержень 17 механизма управце :ия коробкой передач может фиксиро.:.:ться посредством системы управления относительно любого из и о крайних углублений 18 или 20, при этом 2o узел 1 блокировки остается выключенным вследствие того, что вилка 37 находится в контакте с цилиндрическими выступами

8 собачки 7 под действием вращающихся шаров-грузов 30.

Формула изобретения

1. Противооткатный тормоз транспортного средства, содержащий узел блокировки, выполненный в виде храпового меха- ЗО низма, состоящего из зубчатого колеса, жестко связанного с валом трансмиссии, соединяющим коробку передач с ведущими колесами и поворотной собачкой, систему управления узлом блокировки и механизм выключения тормоза, о т л и ч а ю щ и ЙI с я . тем, что, с целью повышения падеж» ности в. работе и обеспечения автоматического управления, собачка установлена на оси с возможностью возвратно-качательно- Io го движения, оборудована цилиндрическими выступами, расположенными симметрично относительно оси качания, и связана с од,ной стороны посредством рычага и упругого элемента с системой управления узлом 45 блокировки, а с другой стороны посеет вом указанных цилиндрических выступов с механизмом выключения тормоза, выполненным в виде центробежного регулятора, .на валу которого установлена шестер ня для. связи его с валом трансмиссии, связывающим коробку передач и. ведущие колеса.

2.Тормозпоп. 1,о гличаюшийся тем, что система управления узлом блокировки включает в себя две кинематически связанные между собой тяги и двуплечий рычаг, установленный с возможносгью поворота на пальце, причем одна тяга связана со стержнем механизма управления коробкой передач, а вторая тяга соединена с упомянутым упругим элементом.

3. Т .Тормозпоп. 1,о тличаюшийся тем, что упругий элемент выполнен в виде штанги, соединенной с вто рой тягой системы управления узлом блокировки и имеющей продольный паз, в котором размещены с возможностью переI мещения вдоль его оси шарик, связанный с рычагом, соединенным с собачкой храпового механизма, и две одинаковые пружины, расположенные по обе стороны этого шарика.

4.Тормозпоп. 1,отличаюшийся т м, что центробежный регулятор вктдочает в себя корпус, шары грус зы, расположенные в крестовине, выполненной в виде звездочки, жестко посаженной на вал регулятора, снабженный шестерней,для связи с валом трансмиссии, пружину и муфту с исполнительным органом, снабженным вилкой, установленной с возможностью контактирования с цилиндричнекими выступами собачки храпового механизма.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ng 665149, кл. В 60 Т 1/06, 1975.

870224

Яй 27 Я 4 4

Составитель Ю. Гуляев

Редактор Л, Павлова Те,"сред A.Áàáèaeè Корректор Н. Стец

Заказ 8820/40 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ- Государственного комитета СССР

/ о по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4.