Якорный клюз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Сов (72) А втор нзобретення
В. П. Ковтонюк (7!) Заявнтель (54) ЯКОРный клюз
Изобретение относится к судостро ению, в частности, к якорнь!м клюзам с нишами, в которых размещаются якоря на судне в походном положении.
Известен якорный клюз, содержащий нишу с днищевой направляющей и амор-. тизирующие элементы(13.
Недостатком данного устройства является невозможность его использования для якорей с неконусным веретеном, а также значительная сила удара якоря о корпус судна.
Цель изобретения — повышение ремонтопригодности и долговечности путем уменьшения силы, удара якоря о корпус судна.
Цель достигается тем, что амортизирующие элементы расположены в выемке корпуса судна под днищевой направляющей, установленной на осях, входящих в обухи, закрепленные на днищевой направляющей и корпусе суд на.
На фиг. 1 изображен общий вид якорного клюза с нишей; на фиг. 2разрез по А-А фиг. 1; на фиг. 3вид сбоку днищевой направляющей; на фиг. 4 — подкрепляющие жесткости
S днищевой направляющей, вид Б.
Якорный клюз содержит днищевую направляющую 1, имеющую форму якорного клюза, подкрепленную набором, 1О
Набор состоит из продольных 2 и поперечных 3 жесткостей.
Количество набора, его высота и толщина выбираются из условия сохранения формы при любом количестlS ве падений якоря.
В верхней части днищевой направляющей 1 на продольных жесткостях 2 имеются обухи 4 с отверстиями для осей 5, при помощи которых производится крепление днищевой направляющей 1 к обухам 6, установленным на непроницаемом корпусе. В этом .корпусе имеется также выемка 7 для амортизирующих элементов 8.
3, 8
Амортизирующие элементы 8, например, из резиновых пустотелых про филей или пружин, устанавливаются в промежутках между жесткостями 2 и
3. Крепление амортизирующих элементов 8 может быть осуществлено как к водонепроницаемому корпусу, так и к днищевой направляющей 1. Поскольку при действии на днищевую направляющую 1 падающего якоря она будет испытывать просадку, отверстия в обухах 4 и 6 выполнены овальными,s целях беспрепятственного,движейия якорной цепи по дннщевой направляю щей 1, края ее в верхней и нижней оконечностях выйолнены закругленными, переходящими во фланцы.
Во избежание подъема днищевой направляющей 1 при выбирании цепи в ниж ней части ее имеются стопорные винты
9 иэ антикоррозионного материала, которые крепят направляющую.1 к планкам 10, установленным в нижней части выемки 7.
Для возможности закрепления днищевой направляющей 1 к верхней части клюза при очистке, окраске выемки 7 а также замене амортизирующих элементов 8, в верхней части имеются обухи
1 1, к которым при помощи такелажных скоб и тросов закрепляется днищевая направляющая 1, Подъем ее осуществляется посредством рыма 12 утопленного в специальном углублении, чтобы не мешать отдаче и выборке якорной цепи. укладка якоря в описанный якорный клюз осуществляется следующим образом.
Оператор включает якорный механизм на "выбирать". При подходе якоря к клюзу скорость выбирання уменьшают,продолжая выбирать якорную цепь. При
70243
4 выходе якоря на борт судна оператор выполняет команды наблюдающего за якорем. После команды "якорь чист", оператор втягивает якорь до полной его укладки и выключает механизм.
При соскальзывании носков лап произойдет удар головной части якоря о днищевую направляющую 1. Большая часть энергии удара при этом поглотится
le амортизирующими элементами 8, Хаким образом использование изобретения позволяет свес,ги до минимума удар якоря о корпус судна и в то же время сохранить простые и технологичные в изготовлении отводы якорной направляющей при сравнительно небольшой высоте надводного борта судна. Обеспечивается простое и удобное обслуживание судна, а также повышается его
20 надежность.
Формула изобретения
Якорный клюз, содержащий нишу с днищевой направляющей и амортизирующие элементы,отличающийся тем, что, с целью повьппения ремонтопригодности и долговечности путем уменьшения силы удара якоря о корпус ,судна, амортизирующие элементы расположены в выемке корпуса судна под днищевой направляющей, а последняя установлена на осях, входящих в обухи, закрепленные на днищевой направляю- . щей и корпусе судна.
Источники информации, 40 пРинятые во внимание при экспертизе
). Патент США Ф 3853083, кл. 114-210 1974, 870243
8ид 5
12
Составитель Л. Мусилович
Редактор Т. Кузнецова Техред Ж.Кастелевич Корректор Г. Огар
Заказ 8730/23 Тираж 492 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
II II
Финал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4