Устройство для транспортировки конвейерной ленты
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиик
Социал нетичесиин
Ресиубинн
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ц870268 (61) Дополнительное к авт. свна-ву (22) ЗаЯвлено 15. 10. 79 (21) 2831561/2 7-03 (51)М. Кл. с прнсоеаннением заявки М
В 65 G 15/28 фвударствены11 квинтет
ФОВр ав авлам нмбретеннй в етнрытня (23)Приоритет
Опубликовано 07.10.81. Бюллетень %37 (53) УД,К62 }., 867. 2 (088. 8) Дата опубликования описания 10. 10. 81.
1, 1
В. Н. Зайцев и В. П. Бартышев
{72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ
Изобретение относится к подъемно-гранспортному машиностроению, а имен но к устройствам, используемым для на-. мотки и транспортировки ленты при ее замене на конвейерах. Устройство может быть использовано для намотки и
5 транспортировки любого гибкого элемен« та, например каната, кабеля.
Известно устройство для намотки и транспортировки конвейерной ленты, содержащее два барабана, смонтированных в . эдшипниковых опорах, установленных на жесткой раме (1). Барабаны снабжены фланцами для направления ленты при ее намотке, а на раме закреплены два направляющих ролика.
Недостатками этого устройства являются необходимость установки двух направляющих ленту роликов, создающих большой угол охвата приемного барабана новой лентой в процессе замены, и отсутствие у параллельно усч"ановленных друг против друга барабанов собственного привода вращения. Устано ка устройства возможна только над конвейером или под ним, т.е. между приводным и натяжным барабанами, что снижает эффективность работы устройст-. ва. Кроме того, для замены лент на подземных конвейерах устройство не везде пригодно: так как при монтаже необходимо испольэовать грузоподъемные средства и транспорт.
Известно также устройство для транспортировки конвейерной ленты,. содержащее установленные на опорных рамах подающий и приемный барабаны, связанные с приводом, и направляющие ролики (2 1.
Недостатком устройства является необходимость в транспортных средствах значительной грузоподъемности для перевозки устройств с лентой, малая емкость барабанов, большая мощность привода вращения барабанов для создания натяжения ленты в процессе замены, необходимость грузоподъемиых . средств для создания натяжения ленты
8702 в процессе замены, необходимость грузоподъемных средств для разгрузки и погрузки устройства на транспортном средстве.
Целью изобретения является повышение эффективности работы устройст— ва путем увеличения длины наматываемой ленты.
Для обеспечения поставленной цели бар абаны уст ановлены соо сно.
Опорные рамы могут быть снабжены ходовыми тележками. . Барабаны могут быть связаны между собой и с приводом посредством дифференциального редуктора. I
Барабаны целесообразно выполнить разъемными по диаметральп<><< .-,оскости и смонтировать на одной оси, закрепленной на опорных рамах посредством
10 р азъе мных î »op.
Устройство может быть снабжено до— полнительной опорной рамой с ходовыми колесами, с установленными на ней наиравляюц<ими роликами и дополнитель— ным бар:1ба»ом с приводным механизмом.
П<1 край»ей мере один из направляюши: р<>.<иков может быть закреплен на до»ол»»тельном барабане соосно с ним ( ил» эксцс нтрично относительно оси вращения барабана.
Иа фиг. 1 изображено предлагаемое устройство на фиг. 2 — схема перемот1 ки ле»ты»а два барабана на фиг. 3— устройство с консольным расположением одного барабана. на фиг. 4 — схема
1 замены ленты на конвейере на фиг. 51 устройство с одним барабаном и осью, закрепленной на раме передней тележки в месте установки демонтированного барабана на фиг. 6 — барабаны, соедиФ
40 ненные между собой посредством дифференциального редуктора; на фиг. 7— разрез А-А на фиг.. 6 на фиг. 8 — схема взаимодействия дифференциального редуктора и подающего и приемного барабанов в момент навески новой ленты 4
) на фиг. 9; момент намотки новой ленты с раскатной стойки на подающий барабан; на фиг. 10 .— схема перемотки ленты с подающего на приемный барабан на фиг. 11 — момент намотки ленты с 50 двух барабанов на дополнительный; на фиг. 12 — варианты выполнения дополни— тельного барабана с соосно и эксцентрично расположенным на нем направляющим роликом; на фиг. 13 — устройство ы подготовленное к перевозке с осью приемного барабана, совпадающей с направлением перемещения; на фиг. 14—
68 4 вариант выполнения устройства с дифференциальным приводом вращения барабанов от тягача с осями вращения барабанов, перпендикулярными направлению перемещения .
Устройство для транспортировки конвейерной ленты состоит из неподвижно закрепленной на рамах ходовых тележек 1 оси 2, на которой соосно установлены подающий 3 и приемный 4 барабаны на подшипниковых опорах 5. Бара— баны снабжены фланцами б, на которых закреплены ведомые зубчатые колеса 7, связанные с электродвигателем 8 через редуктор 9. Приемный 4 и подающий 3 барабаны выполнены разьемными по диа. тру и установлены по оси 2 в под— шипниконых опорах скольжения 5 совместно или раздельно., т.е. один барабан может быть установлен консольно. На оси 2 выполнены фиксирующие кольцевые бурты 10, <фиксирующие барабаны 3 и 4 от осевого смещения, а также бурты 11, одинаковые по форме и размерам с буртами 10. Бурты 11 предназначены для крепления оси на передней. ходовой тележке в разъемной опоре 12. Устройство снабжено направляют-.= ; роликом 13 с механизмом для бь<строго его закрепления на месте перемотки гибкого элемента.
На барабанах намотана новая лента 14 или изношенная лента 15. Место перемотки оборудовано приямком 16. В качестве привода на устройстве с консольным расположением барабана применен привод от автомобиля, включающий двигатель 17 внутреннего сгорания, коробку скоростей и задний мост автомобиля с дифференциалом 18 (фиг. 3,6).
Возможен другой вариант привода вращения барабанов 3 и. 4 через дифференциал 18 (фиг. 14). В этом случае вращение передается от двигателя через коробку передач транспортирующего устройства. Привод барабанов 3 и 4 дополнительно включает муфту сцепления
19, соединяющую двигатель 17 внутреннего сгорания и коробку скоростей 20.
Барабаны 3 и 4 выполнены разъемными в диаметральной плоскости, две половины соединены болтам 21.
Привод вращения дифференциала 18 сн абжеи то рмоз о м 22 (л енто чным илиэлектромагнитным). Устройство укомплектовано монтажным тросиком 23, шкивной лентой 24 и натяжным роликом 25.
Устройство также включает дополнительный барабан 26 с водилом 27, в котооом эксцентрично оси вращения бараба870268 на 26 закреплен направляющий ролик 13 (1 вариант) или соосно с барабаном
26 (II вариант) . Сам барабан 26 установлен на ходовой тележке 1, шарнирно соединяемой с рамой приемного и подающе — 5 го барабанов 3 и 4 и оборудованной, откидным упором 28. Направление ленты обеспечивают направляющие ролики 29.
Привод дифференциала осуществляют от раздаточной коробки с помощью кардан- 10 ного вала 30. Состыкованная лента 14 намотана на раскаточно-закаточную стойку 31.
Устройство работает следующим образомм. 15
Новую привезенную с завода-изготовителя ленту по 100-150 м в рулоне, сматывают на закаточно-раскаточную стойку 31 (фиг. 9) в вулканизационной мастерской и состыковывают вулканиза- >О цией до необходимой длины, так как . устройство позволяет при диаметре рулона 4 м и клиренсе устройства 300 мм перевозить на двух барабанах (соблюдая дорожнЫе габариты — 4,5 м) окг ло 25
1100 м, а на трех (с учетом дополнительного барабана) — 1600 м и ленты толщиной 22 мм и,шириной 1600 мм.
Вес такой длины ленты около 40т., поэтому в качестве ходовых тележек при- ЗО . менены тележки с прицепов тяжеловозов или ходовая часть автомобилей. К месту намотки новой ленты 14 оборудованному приямком 16, подают устройство и подсоединяют гибким кабелем электродвигатель 8 (фиг. 1) . Ленту закрепляют на
35 подающем барабане 3, включают привог вращения барабана 3 на оси 2 и наматы— вают ленту на барабан. Так как диаметр рулона ленты превышает допустимые- раз—
40 меры, то этот барабан 3 устанавливают над приямком 16. Переметка ленты на два барабана с помощью направляюшего ролика 13 осуществляется аналогично как в случае съемного ролика (фиг. 2), так и в том случае, когда ролик 13
45 испольэуехся совместно с дополнительным барабаном 26 и водипом 27(фиг. 10, 11, 12, 13) . Разница заключается в конструкции устройства и последовательности выполнения операций.
В первом случае на некотором расстоянии от устройства устанавливают направляющий ролик 13, заводят конец ленты вокруг него и закрепляют на приемном барабане 4 (фиг. 2) . Включают 55 привод 8 второго барабана и перематывают половину ленты на второй барабан.
Для разгрузки одной из тележек 1 можно на второй барабан наматывать меньше ленты. После разматывания ленты на два барабана ролик 13 демонтируют и закрепляют на устройстве. Затем устройство с лентой 14 перевозят к месту, замены изношенной ленты 15 и устанавливают над приямком 16. Далее подсоединяют электропривод, устанавливают ролик 13 и перематывают вновь на подглогщяй барабан. Конвейер останавливают и ког-:ец новой ленты подсоединяют к старогг. Затем старую ленту рядом со стыком разрезают и подсоединяют к приемному бар аб=-.ну. Включаюч привод конвейера и привод вращения приемного барабана 4. При этом вращение от электродвигателя 9 передается через редуктор 9 на ведомое зубчатое колесо 7. закрепленное на фланце 6 барабана, который вращаясь в опорах 5 на оси 2, наматывает на себя изношенную старую ленту, одновременно протягивая новую ленту на ролики конвейера. После то— го как новая лента смотается вся с барабана 3 на конвейер, ее отсоединяют и вулканизируют концы. Старую ленту аналогично новой разматывают на два барабана и перевозят для ремонта. Ролики 13 можно перевозить вместе с устройством или установить на каждом конвейере.
Перемотку новой ленты на подающий барабан 3 осуществляют с помощью электропривода 8 или дизельного при-вода, или привода вращения барабана раскатной стойки 31.
В первом случае конец новой лентъг
14 закрепляют на барабане 3, включают привод 8 и наматывают ленту на бара-, бан полностью. Плотная намотка обеспе-, чивается притормаживанием барабана раскатной стойки 31. Можно всю ленту намотать на барабан раскатной стойки
31 в два слоя концами наружу, которые и подсоединить к обоим барабанам 3 и
4. Соединенные дифференциалом с приво.дом барабаны равномерно и с одинако— вой плотностью наматывают на себя два рулона. Более выгодно использовать схему перемотки с помощью привода раскатной стойки и шкивной ленты 24, которую заводят вокруг рулона ленты
14 и подающего барабана 3 и соединяют в кольцо ° Затем натяжным роликом 25, выполняющего роль груза, натягивают шкивную ленту 24, под оединяют к ба— рабану 3 конец новой ленты 14 и включают привод раскатной стойки 31 (здесь возможна иная последовательность one870268 раций). За счет трения между поверхностью барабана 3, а затем лентой 14, и бесконечной петлей шкивной ленты 24 начинает вращаться барабан 3 и наматывать на себя ленту. Натяжение шкивной ленты поддерживается постоянным: уменьшением диаметра рулона на раскатной стойке и увеличением диаметра на барабане 3, а также за счет веса ролика
25. Так как этот рулон ленты, намотав- 10 ный на подающий барабан, вмещает в себя два или три рулона {с учетом дополнительного барабана) и значительно превышает транспортные габариты, то его необходимо устанавливать над ямой.
16. Необходимо дополнительный барабан с направляющим роликом 13 .От оединить вместе с ходовой тележкои от основной рамы ус.тройства с барабанами 3 и 4 и установить параллельно оси 2 на некотором расстоянии (20-30м) от нее. Конец новой ленты заводят вокруг направляющего ролика 13 и крепят на приемном барабане 4. Затем включают привод 8 и наматывают ленту на приемный барабан 4. При этом привод барабана 4 работает на намотку, а привод подающе ra барабана — в динами че ском; торможении (фиг. l 2) . Это при перемотке с индивидуальным приводом ба" рабанов, С групповым приводом барабанов с использованием дизельного двигателя 17 и дифферепциапьной передачи
18 через коробку скоростей 20 и муфту сцепления 9 перемотка осуществляет35 ся при вращении барабанов в одну сторону, но вследствие рйзности диаметров рулона - e различными скоростями. А так кйк плотность намотки требует
Постоянного напряжения ленты, то момент на барабанах должен в процессе намотки меняться, так как меняется не только скорость вращения, но и радиус приложения силы натяжения ленты, Момент от двигателя 17, усиливаясь к
43 коробке скоростей 20, разделяется и дифферент циале на каждый барабан авто. матически. Этому помогает замкнутая связь между барабанами через дифференциал и ленту, соединяющую их в процессе перемотки. Момент передается с полуосей дифференциала (взятого от автомобиля) на ведомое зубчатое колесо 7, закрепленное на фланце 6 барабана. В случае, когда лента умещается на двух барабанах, необходимо использовать быстро- 55 съемный и перевозимый ролик 13, как показано на фиг. 2. В случае, когда лента умещается на одном барабане, 8 двухбарабанное устройство преобразуется в однобарабанное, уменьшаются при этом вес и габариты устройства.
С этой цслью барабаны 3 и 4 и зак— репленные на них шестерни 7 сделаны разъемными с подшипниковыми опорами, одинаковыми по форме, диаметру и ширине посадочных мест и межосевому расстоянию. Барабан, подлежащий демонтажу, разбирают по разъему, отвинтив болты 2!, снимают опору 12 на ближайшей к ремонтируемому барабану раме ходовой тележки 1. Затем приподнимают ось 2 на высоту буртов 11 и перемещают ходовую тележку 1 до совпадения соответствующих посадочных мест, ограниI чснных буртами 10 на валу 2, где находились поцшипники снятого барабана . с корпусами подшипников. Если лента не входит на два барабана, то устройство снабжают прицепной ходовой тележкой, на которой установлены дополнительный барабан 26 и направляющий ро— лик 13. Последний з акреплен во флан— цах 6 дополнительного барабана 26 (т.е. эксцентрично его оси вращения, I, вариан) .
Могут быть установлены в одной плоскости два аналогичных ролика 13.
Ролики могут рас толагаться внутри полого барабана 26 и соасно с ними ( вариан, фиг. 12) . В этом случае барабан оборудуют окном для заводки кон— ца ленты 14 вокруг направляющего ролика 13, а край окна оборудован направляющим роликом 29. Дополнительный барабан 26 связан с приводом 8 цепной передачей. После намотки ленты на двй бйрабана (фиг. 10) включают привод
8 вращения барабана 26. При этом ролики 13, закрепленные на фланцах барйбйнй, начинают перемещаться по радиусу R 1 с помощью водила 27 и намйтывйть вокруг себя и барабана 26 в двй слоя ленту 14 одновременно с двух бйрйбйнов 3 и 4. При этом рулон образуется вытянутой, эллипсной формы (фйг. 11 и фиг. !3 показано пунктиром)
При расположении ролика 13 внутри оарабана 26 рулон при его вращении образуется круглой формы, Затем ходовую тележку с барабаном 26, роликом
13 и намотанной на них лентой 14 цепляют к основной раме устройства, на которой закреплены подающий 3 и приемный барабаны. Так как расстояние между тележками уменьшилось, излишек ленты необходимо смотать или уложить на тележках. Затем все устройство тяга870268 10
55 чом перевозят к месту навески новой или замены изношенной ленты 15 на конвейере.
В зависимости от расположения оси барабанов имеются два типа конструкций: с продольным, =овпадающим с нап— равлением перемещения устройства, и с, поперечным направлением оси вращения приемного и подающего барабанов. Первый тип показан на фиг. l, 3, 6 и 13 и удобен тем, что устройство может подвозить к конвейеру со стороны привода, натяжного барабана или под галерею конвейера, т. е. устройство по ширине занимает габарит, . равный диаметру рулона (фланцев барабана)и не требует разворота устройства в преде-. лах конвейера, что является преимуществом по сравнению со вторым типом устройства (фиг. 14) . Зато компоновка . привода во втором случае более удобна, так как ведомые зубчатые колеса
7 можно выполнить коническими, как составляющие элементы дифференциала, а привод осуществлять от тягача. Смотанную в три рулона ленту 14 транспортируют тягачом, как показано на фиг. 13 и 14, к конвейеру для замены изношенной ленты. Под проемом в галерее или с торца конвейера устройство устанавливают над приямком и осуществляют обратную перемотку всей ленты на подающий барабан 3. Этот процесс подроб нее можно рассмотреть для устройства с поперечной осью вращения барабанов (фиг. 14). Устройство устанавливают рядом с конвейером так, чтобы ось ба-. рабанов была перпендикулярна направлению движения ленты на конвейере.
Затем устройство отвозят на некоторое расстояние, отцепляют ходовую тележку с помощью откидного упора 28 и затем возвращают основную раму с барабанами 3 и 4 в исходное положение. При этом лента 14 сматывается с барабанов
3 и 4 одновременно. Затем подсоединяют карданный вал 30 к приводу тягача и начинают перемотку ленты с приемного 4 на подающий 3 барабан. Барабаны вращаются в одну сторону, но с разными скоростями. Благодаря дифференциальной связи барабанов друг с другом происходит перераспределение скоростей и крутящих моментов авто- . матически. После раэмотки ленты 14 на один барабан устройство готово к saмене изношенной ленты 15 на конвейере. Конвейер останавливают, конец
1 новой ленты 14 подают в проем гале-
35 р и и подсоединяют снизу к нижней ветви конвейера заклепками. Рядом подсоединяют монтажный тросик 23, закрепленный на пустом приемном барабане 4. Затем включают электропривол
8 или дизельный привод 17 и через муфту 19 создают предварительное натяжение ленты 14 и тросика 23. После этого старую ленту разрезают между местами крепления концов новой ленты и тросика. Натяжение можно также осуществить и путем перемещения натяжной станции конвейера или приводом вращения бараба— нов 3 и 4. Затем включают привод конвейера и старая лента 15, связанная с концом новой ленты 14, затягивает ее на конвейер,,".матывая при этом с барабана 3. Вращение барабана передается через дифференциал 18 на приемный барабан, который наматывает на себя тросик 23, а затем старую ленту 15 (фиг. 4, 8). Разность .оборотов .барабанов. 3 и 4 компенсируется дифференциалом 18. Привод вращения барабанов в этом случае служит лишь для создания некоторого натяжения в лентах и работает в режиме динамического тормо" жения. Той же цели можно добиться подтормаживая ведущий вал дифференциала тормозом 22. Можно вообще затормозить этот вал (фиг. 14, поз. 30), а с, помощью электромагнитной или фрикцион-. ной муфты 19 управлять натяжением1 лент. Таким образом, замена старой ленты осуществляется в основном с помощью привода конвейера, что позволяет существенно снизить мощность привода
8и 17.
Используя любое число дополнительных барабанов, установленных на ходовых тележках и связанных между собой шарнирным соединением, позволяет перевозить автопоездом практически любую длину ленты..Для этого необходимо иметь достаточно мощный барабан 3, конец ленты заводить вокруг направляющих роликов всех дополнительных барабанов, начиная с последнего, а сматывать ленту в рулон необходимо сначала на первый, затем второй и т.д. от приемного и подающего барабанов. Вместо дизельного- привода может быть применен любой двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель, а также привод от тягача через раздаточную коробку с помощью карданного промежуточного вала. Можно также установить гидромоторы и эапитать от маслосистемы.
870268
На два барабана можно наматывать два отдельных отрезка новой ленты и. протягивать одновременно две ветви, сматывая при этом старую ленту в два слоя на аналогичное устройство. 5
Данное устройство позволит увеличить длину наматываемой и перевозимой ленты, осуществить замену изношенной ленты на конвейере с помощью одного устройства, облегчить выполнение 10 ремонтных работ и обслуживание, уменьшить габариты привода.
12
4. Устройство по и. 1 о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что барабаны выполнены разъемными по диаметральной плоскости и см.)HTHpoBaHbl на одной оси, закрепленной на опорных рамах посредст во м р азъемных о пор .
5. Устройство по пп ° 1 и 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, оно снабжено дополнительной опорной рамой с ходовыми колесами, с установленными на ней направляющими роликами и дополнительным барабаном с приводным механизмом.
Формула изобретения
1. Устрой та". для транспортировки конвейерной ленты, содержащее установленные на опорных рамах подающий и приемный барабаны, связанные с приводом, и направляющие ролики, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства путем увеличения длины наматываемой ленты, барабаны установлены соосно.
2. Устройство по п. 1 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что опорные рамы снабжены ходовыми тележками.
3. Устройство по и. 1 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что барабаны связаны между собой и с приводом посредством дифференциального редук. тора.
6. Устройство по и. 5, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что по крайней
;.",=рс один из направляющих роликов закреплен на дополнительном барабане со о сно с ним.
7. Устройство по пп. 1 и 5, о т л и— ч а ю щ с. е с я тем, что по крайней ере один из направляющих роликов з акреплен эксцентрично относительно оси вращения барабана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США ¹3662869, кл. 198-1, опубл. 1972.
2. Васильев M. В. и др. Конвейеры большой протяженности на открытых работах. M., "Недра", 1977, с. 153 (прототип).
870268
Составитель Ю. Хромова
Редактор С. Титова Техоед А. Ач Корректор Н. Швидкая
Заказ 8821/40 Тираж 845 Подписное
ВНИИПИ Государственного коьятета СССР по делам изобретений и открытий
« 113035 МоскВа Ж-3«5 Раушская наб. ц. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4