Берегозащитная шпора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

°

И. Я, Мелик-Бахтамян и Н. Е. Тевдор вили 1

1,, 3 ь !

Грузинский ордена Ленина и ордена Трудового, Красного

Знамени политехнический институт имени- В H. Ленина (72) Авторы мзобретеммв (71) Замвмтель (54) БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ ШПОРА

Изобретение относится к речным берегозащнтным сооружениям, а именно к берегозащитным шпорам, и может . быть использовано для защиты и .восстановления размытых берегов, выправления русел, а также обеспечения устойчивости земляного полотна дорог, пролегающих вдоль предгорных и горных участков рек.

Известны. регулирующие конструкции., основанные на методе полеречной цирку- В ляции, включающие плавучие щиты-понтоны 1

Однако известные конструкции струенаправляющих систем, эффективно при" меняемые с целью защиты водозаборов

3ф от насосов, являются неэффективнм и как берегозащитные сооружения.

Неэффективность известных конструкций струенаправляющих систем как заМ щитных сооружений обусловлена тем, что у размываемого берега реки, как правило, большие глубины и большие скорости потока, в этих условиях струенаправляющая система получается значительной по длине, сложной по конструкции и громоздкой s эксплуатации.

Вместе с тем, известные конструкции регулировочных сооружений, состоящие

as систем поверхностных или только донных направляющих, не обеспечивают полного эффекта искусственного пере формирования структуры потока в необходимом направлении по всей высоте сооружения, поэтому не в полной мере используется энергия потока и его наносотранспортирующая способность как для .отвода потока от размываемого берега и гашения его энергии в прибреж иой части, так и для восстановления размытого берега речными наносами.

Кроме того, известные конструкции быстро деформируются и разрушаются при увеличении крупности влекомых рекой . наносов. Особенно это сказывается на предгорных и горных участках рек с крупно-обломочными материалами. Вместе

870570

Формула изобретения дящего через сквозную часть шпоры, в

1-,3-1,8 раз увеличивается зона защиты берега по сравнению с известной конструкцией шпоры, что на 50-807 уменьшает расход строительных материалов и стоимость защиты 1 м берега. Пределы указанных величин зависят от условий подхода потока к шпоре и очертания берега.

Лабораторные исследования изобрете- 1О ния на крупномасштабной модели при значительных скоростях течения и размывах показали, что по сравнению с известной сквозной шпорой значительно увеличивается надежность и долговечность конструкции, а после прохождения первых же паводков происходит быстрое и интенсивное заиление пространства за шпорой, которое в натуре будет зарастать кустарниками и деревьями.

Намечено опытное строительство шпоры из сборных бетонных блоков, зафиксированных относительно друг друга как шарнирными связями из арматурной стали, так и при помощи маячных свай.

1. Берегозащитная шпора, состоящая иэ отдельных бычков со сквозньаки каналами между ними, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения ее эффективности путем усиления искусственной поперечной циркуляции потока, бычки выполнены по высоте из Хобразно. установленных в плане массивов, причем каналы между нишними массивами направлены в сторону защищаемого береге, а между верхними - в сторону .русла.

2. Берегозащитная шпора,по и. 1, отличающаяся тем, что массивы установлены с возможностью вертикального перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Алтунин С. Т. Регулирование русел. 1962, с. 166-169.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 136248, кл. Е 02 В 3/12, 1959 (прототйп).

870570 с,, g > р 4 . 1

Составитель Л. Ваксенбург

Редактор Е. Хорина Техред А.Бабинец: . Корректор Ю. Макаренко

Заказ 8834/44

Тираж 696 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4