Устройство дистанционного управления секцией крепи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ю. M. Барац, А. А. Белоцерковский, Ю. П. Жуков, И. Е. Saxapos, Ю. Н. Киклевич и П. И. Котенко
f ,( (72) Авторы изобретения (71) Заявитель Донецкое отде е Инс-тута "ГЪпроуг
Министерства угольной промышленн
g 54) УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
СЕКЦИЕЙ КРЕПИ
Изобретение относится к устройствам управления механизированными крепями и может быть использовано в системах дистанционногоо управления.
Известно устройство для дистанционно-
ro управления гидрораспределителями сек- . ций крепи, содержащее привод с барабаном, гибкую связь, захват, пульт управления и,контроля, датчик положения зах-вата, натяжное устройство и гидрораспре 10 делители с храповыми механизмами. Для переключения нужного распределителя включают привод, и гибкая связь с захватом перемещается по скосам храцовых колес, отсчитывая гидрораспределители.
У заданного гидрораспределителя привод останавливают и реверсируют. При этом захват воздействует на крановое колесо и поворачивает гидрораспределитель на
20 одну позицию. Совершая возвратно-поступательные движения, захват осуществляет программные переключения гидрораспределителя Г 3 .
Недостатком такого устройства является то, что нужное движение секции достигается в результате последовательного переключения ее гидрораспределителя с позиции на позицию, что п риводит к ряду лишних движений секции либо требует от ключения насосной станции крепи на период переключения.
Известно устройство дистанпионного управления секций крепи,включакмцее передвижную каретку с контактами, привод, тяговый канат, монорельс, гидрораспределители, захваты и пульт управления, соединенный с контактами секций крепи и с приводом. В нем на каретке раэме щепы цевки, а гидрораспределители снабжены малы",ийскимн крестами (23.
Укаэанное устройство имеет ряд недостатков ограниченные функциональные возможности эа счет того, что цевки поворачивают мальтийские кресты íà определенный угол в строгой последовательности позиций. Программа движений одинакова
35 4
Каретка 6 содержит многозвенный манипулятор 9 с универсальным захватом
10» например, типа М9М. Он представляет собой последовательное соединение механических звеньев. -"Меном 1 1 неподвижная стойка связанная с корпусом каретки, а звенья 12 подвижные и представляют собой зубчатые передаточные механизмы.
Каждый механизм связан с распределительным блоком 13, который выполнен, например, в вйде набора электромагнитных индукционных муфт, у которых ведущие полумуфты 14 жестко закреплены на валу 15, а ведомые полумуфты 16 свободно сидят на нем и несут зубчатые венцы 17, связанные со звеньями 12 манипулятора.
Каждая иэ ведущих полумуфт связана через коммутатор 18 с контактами 19 каретки, а каждая из ведомых полумуфт снабжена тормозами 20, механизмы включения 21 которых также через коммутатор связаны с контактами 19. Распределительный блок предназначен для передачи вращающегося момента посредством электромагнитных муфт 14, 16 и вала 15 звеньям манипулятора от устройства перемещения 22 каретки. Это устройство содержит два барабана 23, на которые навиты ветви тягового каната 8 без проскальзывания так, что. при протягивании каната барабаны вращаются относительно корпуса каретки в противоположные стороны. Барабаны снабжены тормозами 24, затормаживающими их вращение относительно корпуса каретки. Тормоза 24 через коммутаторы 25 и 18 соединены„с контактами 19. При помоши сцепных муфт
26, связанных через коммутаторы 25 и
18, выходное звено которого связано посредством зубчатой пары 28 и 29 с распределительным блоком.
Работа устройства заключается в пере мещении каретки к секции с -м номером" и переключении ее гидрораспределителя по программе.
Вначале каретка 6 находится у одной из секций крепи. При этом контакты 12 и 19 секции и каретки замкнуты, а каретка связана с пультом управления. Все ее механизмы включены, а звенья 12
О манипулятора зафиксированы в транспортном положении, и все механизмы устройства связаны с пультом управления 4.
Перемещение каретки к .с. -й секции, которой нужно управлять, осуществляется следующим образом.
Включают с пульта 4 привод 7, чем вызывают движение тягового каната 8.
При этом одна его ветвь движется вдоль
8707 для всех секций крепи. В случаях работы крепи в сложных горногеологических усло виях жесткой программы управления секциями недостаточно, так как состояние каждой иэ них индивидуально и опреде5 ляется взаимодействием с соседними . секциями и боковыми породами пласта.
Типичным является заклинивание передвигаемой секции в результате попадания в направляющие кусков породы, что приводит систему управления к сбою, так как к передвижке следующей секции можно перейти только после того как полностью передвинута предыдущая, сигналом чего служит замыкание контактов на каретке» и секции крепи; низкая избирательность управления, которая заключается в том, что при протягивании каретки вдоль секции последние строго последовательно выполняют предуго смотренные программой действия, При этом исключается воэможность пропуска секции цри управлении и реверс каретки в обратную сторону, так как это вызывает лишние повторные движения секций.
Целью изобретения является расширение ! функциональных воэможностей и повышение избирательности управления.
Это достигается тем, что каретка снабжена многоэвенным манипулятором, взаимо30 действующим через захват с гидрораспределителями, распределительным блоком, соединенным с контактами каретки и звеньями манипулятора, и приводом, состоящим из двух барабанов, связанных с тяговым канатом и имеющих тормозные устройства, Ç5 соединенные с контактами каретки, и двфференциального редуктора, соединенного через сцепные муфты, управляемые контактами каретки, с барабанами, причем выходное звено дж ференциального редук- 4 тора соединено с распределительным блоком.
На чертеже изображен один иэ вариантов конструкции устройства дистанционного управления секциями крепи.
На каждой секции крепи (на чертеже не показаны) закреплен гидрораспределитель 1, осуществляющий управление приводами секций (гидравлическими стойками, домкратами конвейера и т.д.), и контакты
2, связанные линиями 3 с пультом управления 4, Вдоль секций крепи предложен монорельс 5, на котором расположена каретка 6, перемещаемая вдоль секций крепи приводом 7, выполненным в вщя лебедки с бесконечным канатом 8, ветви
Которого движутся вдоль монорельс &. При вод 7 линией 3 связан с пультом 4.
8707
2S крепи. монерельса на привод, а другая в противоположную сторону (согласно стрелкам на чертеже), и вращают барабаны 23 каретки. Но каретка остается неподвижной, так как барабаны свободно вращаются под действием каната. Если i --a секция распо- ложена между кареткой 6 и приводом 7, то для ее перемещения включают тормоз
24 верхнего барабана 23, чем затормаживают его вращение относительно корпу- >0 са каретки. Так как канат не проскальзывает по поверхности барабанов, каретка буксируется к 1 -й секции. При этом второй барабан 23 свободно обкатывается по другой ветви каната. Если каретка рас 15 положена ближе к приводу, чем; -я секция, ro включается второй тормоз 24, затормаживается нижний барабан 23, и каретка буксируется в противоположную сторону.
При движении каретки на каждой из секции, мимо которых она перемещается, происходит последовательное замыкание и размыкание контактов 2 и 9, но каретка останавливается только при замыкании этих контактов на -й секции потому, что через них передается сигнал с пульта управления на выключение тормоза 24.
После остановки каретки у i -й секции осуществляют управление ее перемещениями посредством переключений гидрораспрьделителей 1. Если крепь управляется гидрораспределителями с плоскими золотниками, то для того, чтобы вызвать нужное движение секции крепи, необходимо уста35 новить золотник ее гидрораспределителя в соответствующую этому движению позицию, а после окончания движения секции вернуть его в исходное положение.
Иля этого в устройстве используется о манипулятор, который аналогично руке человека перемешается из исходного положения в положение, пригодное для фиксации хвостовика либо рукоятки гидрораспределителя, захватывает губками универсального захвата 10 последние, поворачивает на заданный угол, выдерживает паузу, необходимую для того, чтобы секция выполнила нужную операцию и возвращает гидрораспределитель в исходное положение.
Каждое из этих действий манипулятора формируется совокупностью согласованных. движений звеньев, управляемых, например, по программе с пульта 4. Например, дви- жение губок универсального захвата 10 осуществляется следующим образом. S5
С пульта управления включают одну иэ сцепных муфт 26 подачей сигнала на привод включения через коммутаторы 25
35 6 и 18 и контакты 19, 2. Выключают тормоз 20 подачей сигнала на механизм 21 через контакты 19 и 2, кор.тмутатор 18 и включают электромагнитную муфту 4.
При этом первым действием приводится во вращение вал 15 распределительного блока 13, вторым растормаживается ведомая полумуфта 16 губок универсального захвата, а третьим осуществляется передача вращения от вала 15 через полумуфту 14 и 16 и ряд зубчатых конических передач звену 12 манипулятора, вращение которого приводит в движение губки захвата в одном направлении. Противоположное движение разжатия губок осуществляется, например, за счет реверсирования вращения вала 15, которое осуществляется при тех же условиях, но включается вторая муфта 26.
Движение других звеньев манипулятора 9 осуществляется аналогично движению губок захвата.
Предлагаемое устройство имеет широкие функциональные возможности эа счет того, что оно позволяет управлять с пульта движениями любой секции крепи в любой нужной последовательности. При этом не возникают сбои в работе устройства иэза недодвижок и заклиниваний секций, а также появляется возможность дистационно устранять причины недодвижек, например, извлекать манипулятором куски породы либо угля, почавшие в направляющие, что может осуществлять так же, как и описаннае выше переключения гидрораспределителей.
Устройс тво обеспечивает переключения гидрораспределителей из исходной позиции в заданную Gee остановки в промежуточных, т.е. не вызывает лишних движений секций
Форм ула изо бре гения
Устройство дистанционного управления секцией крепи, включающее передвижную каретку с контактами, привод, тяговый канат, монорельс, гидрораспределителн, захваты и пульт управления, соединенный с контактами секций крепи и с приводом, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения избирательности управления, каретка снабжена многоэвенным манипулятором, взаимодействующим через захват с гидрораспределителями, распределительным блоком, соединенным с контактами каретки и звеньями манипулятора, 7 8707 и приводом, состоящим из двух барабанов, связанных с тяговым канатом и нмеккпих .тормозные устройства, соединенные с
«юнтактами каретки, и дирференпиального редуктора, соединенного через сцепные муфты, управляемые контактами каретки, с барабанами, причем выходное звено дифференциального редуктора соединено с рас5Г Я
Источники информаиии, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
¹ 303445, кл. Е 2l, 9 23/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 344138, кл, Е 213 23/00, 1970
L ïðîòîòèï) . КЯИПИ Заказ 8519/37
Тираж 630 Подписное
Филиал .ЙП "Патент", r. Ужгород,ул. Проектная,4