Шлицевое соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскнк
Социалистическнк
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
It АВТОРСКОМУ С ЕТЕЛЬСТВУ
<п870785 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено170879 (21) 2833995/25-08 (51)М. Кл.з
F D 3/06
/, С 23 F 15/00 с присоединением заявки йо
Государствеииый комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23} Приоритет
Опубликовано 07.10.81. Бюллетень Й9 37 (53) УДК 621 833,01г
:620.197 (088.8) Дата опубликования описания 07 . 1.0. 81 (72) Авторы изобретения
С.А. Лапшин, В.Е. Захаров и Л. (71) Заявитель (54 ) ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Изобретение относится к машиностроению.
Известны шлицевые соединения, со- i держащие вал и втулку (11.
Для шлицевых соединений машин характерен режим работы по передаче крутящего момента, величина которого периодически изменяется. Шлицевые соединения при этом выполняются с гарантированным заэдром, допускающим относительные микроперемещения втулкй и вала, что в сочетании с переменной нагрузкой крутящего момента создает благоприятные условия для развития фреттинг-коррозии. последняя 15 является основным повреждающим фактором, приводящим к повьааенному износу шлицевых соединений.
До настоящего времени для снижения последствий фреттинг-коррозии кон- 20 структоры, как правило, либо снижали напряжение в соединении путем увеличения геометрических размеров деталей, либо старались уменьшить коэффициент трения в паре вал-втулка, ли-25 бо подбирали более коррозионно — стой-. кие материалы (2) .
Известен способ защиты от фреттинг — корроэии соприкасающихся поверх- . ностей сопряженных деталей, при кото- 30 ром для создания между поверхностями разделительной масляной пленки по, крайней мере в одной из соприкасающихся поверхностей делают углубления параллельными бороздками глубиной не менее 0 01 мм на расстоянии не более
1 веа друг от друга (3).
Осуществление этого способа особенно для шлицевых соединений связано с значительными трудозатратами.
Износ соприкасающихся поверхностей, как было установлено, происходит под действием микротоков. Их появление объясняется наличием переменной составляющей крутящего момента, которая создает переменное магнитное поле, приводящее к появлению микротоков.
Последние в зависимости от сопротивления в контакте или сразу замыкаются между контактирующими поверхностями, или заряжают разноименными потенциалами вал и втулку с одновременным разряжением между контактирующими поверхностями, что и приводит к их повреждению.
Целью изобретения является снижение уровня микротоков.
Эта цель достигается тем, что шлицевое соединение, содержащее вал и втулку, снабжено магнитами, установ8707 85
Формула изобретения
Составитель И. Тихомиров
Редактор М. Стрельникова Техред С.Мигунова Корректор Л.Бокшан
Подписное комитета СССР и открытий наб,, д. 4/5
Заказ 8385/2
Тираж 1009
ВНИИПИ Государственного по делам изобретений
113035, Москва, Ж-35, Раушская филиал 11ПП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ленными на втулке, что приводит к магнитному насыщению в материале деталей и исключает возникновение переменного магнитного поля под действием периодических нагрузок.
На чертеже показано шлицевое соединение.
Шлицевое соединение состоит иэ ва-. ла 1 и втулки 2. Магнитное насыщение деталей соединения осуществляется постоянными электромагнитами 3, установленными на втулке.
Установка магнитов в соответствии с предлагаемым изобретением, например на соединении вал муфты сцеп-. ления — ведомый диск на тракторе позволяет повысить срок службы шлицевого соединения.
Шлицевое соединение, содержащее вал и втулку,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью уменьшения износа соединения путем снижения уровня возникающих в нем микротоков,оно снабжено магнитами, установленными на втулке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Детали машин. Т .1. Под ред.
H.Ñ. Ачеркана. М., Машгиэ, 1954,,0 с. 169-171.
2. Коррозия и защита металлов в машиностроении."Под ред. A.Â, Рябченкова, M. 1959, с. 304.
35 3. Авторское свидетельство СССР
Р 228461, кл. С 23 F 15/00, 18.04.67 (прототип).