Механизм свободного хода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалнстических. Республик

«ii870?95

Ф

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЗЬСТВУ (61) Дополнительное к acr. свид-ву (51)М. Кл.з (22) Заявлено 130278 (2i) 2579017/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

F 16 0 41/06

В 64 С 27/12 л

Государствеииый комитет

ССС P по делан изобретеиий и открытий

Опубликовано 07.10.81 Бюллетень Й9 37

Дата опубликования описания 07.10.81 (5Ç) УДК 621. 825..5:629.7.035..62(088.8) (72) Авторы изобретения

С. Н. Ломовцев и Л. П. Новиков (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высокоскоростных механизмах свободного хода, преимущественно в редукторах несущего винта вертолета.

Известен механизм свободного хода, содержащий ведомый вал в виде обоймы, ведущий вал с.площадками, цилиндрические ролики, расположенные между площадками ведущего вала и внутренней поверхностью обоймы, и прижимное устройство в виде системы радиальных каналов для подвода масла к площадкам ведущего вала (1J.

Однако такой механизм не ббеспечи- 15 вает без .сварного включения при исполь зовании его в конструкции редуктора несущего винта вертолета, так как привод маслонасоса, подающего масло к площадкам ведущего вала, осуществ- 2О лен от кинематической-цепи, соединзнной с ведомым валом, который в начальный момент работы механизма свободного хода неподвижен.

Известен механизм свободного хода редуктора несущего винта вертолета, содержащий ведущий вал, снабженный площадками, ведомый вал, выполненный ,в виде обоймы, цилиндрические ролики, расположенные между площадками веду- 30 щего вала и внутренней поверхностью обоимы, и прижимное устройство, выполненное в виде сепаратора, взаимодействующего " пружиной кручения, один конец которой прикреплен к ведущему валу (2 . Однако в таком механизме имеет место увеличенный износ контактирующих элементов за счет воздействия неуравновешенных центробежных сил пружины при повышенной передаваемой мощности и скорости, что уменьшает его ресурс..

Целью изобретения является увеличение ресурса путем уменьшения износа поверхностей контактирующих элементов.

Поставленная цель достигается за счет того, что прижимное устройство снабжено поводком, выполненным в виде втулки, имеющей наружное круговое ребро с радиальными выступами, размещенными в радиальных пазах сепаратора, при этом поводок установлен на подаипнике на ведущем вру, а другой конец пружины кручения закреплен на поводке.

На фиг. 1 изображен продольный разрез механизма свободного хода;на фиг. 2 — сечение A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1.

870795

Механизм свободного хода имеет ведущий вал 1, снабженный площадками

2 с отверстиями 3 и опирающийся через подшипник качения 4 на ведомый вал 5, выполненный в виде обоймы, между которым и площадками 2 ведущего вала 1 установлены цилиндрические ролики 6, и прижимное устройство, которое состоит из сепаратора 7, поводка 8 в виде втулки 9, имеющей наружное круговое ребро 10 с радиальными выступами

11, входящими в радиальные пазы 12 сепаратора 7., и пружины 13, концы которой закреплены на ведущем валу 1 и поводке 8. Поводок 8 установлен на ведущем валу 1 на подшипнике 14. Ведущий вал 1 имеет систему радиальных каналов 15 для подвода масла к площадкам 2 ведущего вала 1. Отверстия

3 каналов 15 на площадках смещены от линий контакта роликов 6 с площадкой так, чтобы между роликом 6 и площадкой 2 был образован масляный клин.

Механизм работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 относительно ведомого вала 5 по стрелке

В происходит соединение валов 1 и 5 иэ-за заклинивания роликов при повороте сепаратора под действием крутящего момента пружин 13, а при обгонке ведомым валом 5 ведущего вала 1 их разъединение и расклинивание роликов 6. Одновременно с увеличением шага оборотов ведущего вала усилие вытекающей из отверстий 3 под действием давления насоса и центробежных сил смазки стабилизирует ролики.

Центробежная сила, возникающая при вращении ведущего вала и воздействующая на пружину 13, воспринимается поводком 8, равномерно распределяющим усилия по роликам 6 через сеператор 7.

Эффект от реализации изобретения заключается в уменьшении износа контактирующих элементов муфты свободного хода и увеличения ее ресурса.

Формула изобретения

Механизм свободного хода, преимущественно редуктора несущего винта вертолета, содержащий ведущий вал c .. площадками, ведомыи вал, выполненныи в виде обоймы, цилиндрические ролики, расположенные между площадками веду15 щего вала и внутренней поверхностью обоймы ведомого вала, и прижимное устройство, выполненное в виде сепаратора, взаимодействующего с пружиной кручения, один конец которой

2О прикреплен к ведущему валу, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью увеличения ресурса путем уменьшения износа поверхностей контактирующих элементов, прижимное устройство снаб>кено поводком, выполненным в виде втулки, с наружным круговым ребром с радиальными выступами, размещенными в выполненных на сепараторе радиальных пазах, при этом поводок установлен на подшипнике на ведущем валу, а другой конец пружины кручения закреплен на поводке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 283740, кл. F 16 D 41/07, 1969.

2. Книга "Вертолетны радуктор

РВ-ЗМ", техническое описание. М., Воениздат, 1975, с. 17, фиг. 14 (прототип).

870795 юФХ

1/ rz

Составитель Л. Атрушкевич

Редактор П.Горькова Техред A,Ñàâêà Корректор М. Коста

Заказ 8386/3 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4