Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<><>8?0805 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18. 09. 79 (21) 2819132/25-28 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 07.1081. Бюллетень ¹ 37
Дата опубликования описания 07.1081 (51) PA Кл з
F 16 Н 55/08
Государствениый комитет
СССР яо делам изобретений и открытн Й (5З) УДК 621. 833 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.B.Øóëüö и A A Áóðèíñêèé (71) Заявитель
Ленинградский ордена Трудового Красного Зн инженерно-строительный институт
:(54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при приработке и испытаниях зубчатых колес с точечным касанием винтовых зубьев, имеющих выпуклые и вогнутые поверхности.
Известна зубчатая передача, приработку которой производят обкаткой на специальных стендах или в рабочем корпусе под нагрузкой величиной, меньшей или равной рабочей Щ .
Однако такая приработка передачи недостаточно эффективна и длительна.
По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к 15 изобретению является зубчатая передача, содержащая колеса с выпуклыми и вогнутыми профилями зубьев, имеющих технологические припуски на активных поверхностях, участвующих в эаполюс- 20 ном зацеплении (2) .
Недостатком этой передачи является невысокая нагрузочная способность.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности приработанной передачи путем увеличения площади контакта в зацеплении.
Указанная цель достигается тем, что технологический припуск выполнен дополнительно на активных поверхнос- 30 тях зубьев, участвующих в дополюсном зацегйчении.
На фиг.1 показано двухпарное зацепление передачи в начальный момент приработки; на фиг.2 — зацепление в конце приработки.
Передача содержит колесо 1 с винтовыми 3убьями, имеющими вЫпуклый эвольвентный профиль, и образующее с ним двухэвольвентное зацепление колесо 2, зубья которого имеют вогнутый профиль, близкий к эквидистанте удлиненной эвольвенты. На профилях зубьев колес показаны расчетные теоретические точки контакта, заполюс- . ная К и дополюсная К, которые находятся на окружностях граничных точек и на линии зацепления п-n,ïðoходящей через полюс зацепления П.
Точка A является точкой контакта между головкой выпуклого эвольвентного профиля зубьев колеса 1 и ножкой вогнутого профиля (переходной кривой) зубьев колеса 2 в эаполюсной зоне. Точка Б является точкой контакта между ножкой выпуклого эвольвентного профиля (точнее переходной криsoA) зубьев колеса 1 и головкой вогнутого профиля зубьев колеса 2 в дополюсной зоне
870805
Формула изобретения и8.
До приработки радиусы кривизны выпуклых профилей в расчетных теоретических точках контакта К и К „, расположенных в торцовых сечениях, выполняют больше радиусов кривизны вогнутых профилей в этих же точках, т.е. обеспечивают технологические припуски.
Приработка зубчатых колес происходит следующим образом.При вращении ве-. дущего и ведомого колес происходит одновременное касание профилей зубьев в точках А и Б (фиг.1). По мере одновременного износа технологического припуска головок зубьев колес 1 и 2 происходит одновременное формирование площадки контакта от точки А до точ- 15 ки.К в заполюсной зоне и от точки
$ P
Б до точки К в дополюсной зоне, что
4 обеспечивает повышенное качество при- работки.
После приработки поверхности зу- Щ бьев становятся профильносопряженными (фиг.2), радиусы кривизны в теоретических точках контакта К и Кд в общих торцовых сечениях становятся равными, в силу чего увеличивается приведенный радиус кривизны в этих точках, увеличивается площадка контакта за счет включения в работу дополюсной зоны, уменьшаются контактные напряжения в зацеплении и увеличивается нагрузочная способность передачи.
Предлагаемая передача позволяет в зависимости от передаточного числа увеличить площадку контакта в зацеплении в 1,1-1,6 раза и увеличить нагрузочную способность.
Зубчатая передача, содержащая колеса с выпуклыми и вогнутыми профилями зубьев, имеющих технологические припуски на активных поверхностях, участвующих в заполюсном зацеплении, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности приработанной передачи путем увеличения площади контакта в зацеплении, технологический припуск выполнен дополнительно на активных поверхностях зубьев, участвующих в дополюсном зацеплении.!
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 593101, кл.G 01 М 13/02, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2517307/25-28, кл.G 01 М 13/02, 1977 (прототип).
ВНИИПИ Заказ 8386/3
Тираж 1009 Подписное
Филиал ППП "Патент" г. Ужгород, ул. Проектная, 4