Задвижка клиновая
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.12.79 (21) 2857611/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F 16 КЗ/14
Гееудлрствеиимй иемитет
СССР
Опубликовано 07.10.81. Бюллетень № 37
Дата опубликования описания 09.10.81 (53) УДК 621.646 (088.8) по аелаи иэввретеиий и еткрмтий (72) Авторы изобретения
В. Т. Лемберг и В. П. Заварзин
1 (71) Заявитель (54) ЗАДВИЖКА КЛИНОВАЯ
Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к клиновым задвижкам, устанавливаемым на трубопровод в качестве запорного устройства.
Известна задвижка, диски клина которой стыкуются при помощи шарового соедине-, ния, обеспечивающего возможность дискам самоустана вливаться по плоскости уплотнительного кольца корпуса. Приводные средства, шпиндель и распорный клиновидный элемент сначала толкают диски вперед, а 10 после разводят их и поджимают к уплотнительным поверхностям корпуса. Части распорного клинообразного элемента, между которыми размещен шар, соединены с дисками подвижно в поступательном движении в направлении движения затвора (1).
Недостаток известной конструкции заключается в том, что с помощью сухаря, который разводит диски и поджимает их к уплотнительным поверхностям корпуса, невозможно обеспечить надежное уплотнение в затворе, так как площадь уплотнения колец в затворе в десятки раз больше соответствующих клиновых поверхностей сухаря.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее двухдисковый затвор, диски которого шарнирной пятой закреплены на клинообразном элементе, в теле которого выполнено окно, а наружный Контур его соответствует наружному контуру прилегающих к нему дисков, шпиндель и ограничитель хода (2) .
Недостатком известного устройства является низкая его надежность, связанная с тем, что при движении запорного органа диски запорного органа контактируют с седловыми поверхностями, вследствие чего при максимальном удельном давлении происходит интенсивный износ уплотнительных поверхностей.
Целью изобретения является повышение надежности задвижки.
Поставленная цель достигается тем, что в клиновой задвижке, содержащей двухдисковый затвор, диски которого шарнирной пятой закреплены на клинообразном элементе, в теле которого выполнено окно, а наружный контур его соответствует наружному контуру прилегающих к нему дисков, 870825
1О
2О
Формула изобретения зо
50 шпиндель и ограничитель хода, диски установлены на клинообразном элементе с возможностью поступательного перемещения вдоль него и снабжены кольцами, охватывающими их по боковой поверхности с зазором и подвижно соединенными с дисками, а ограничитель хода выполнен в виде установленного вдоль оси шпинделя стержня, жестко скрепленного с шарнирной пятой, при этом подвижная связь колец с дисками выполнена в виде кольцевой диафрагмы с гофром.
На фиг. 1 представлена задвижка в разрезе, несущий элемент поджат к упорам; на фиг. 2 — то же, несущий элемент отодвинут от упоров; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1, несущий элемент поджат к упорам; на фиг. 4 — узел 11 на фиг. 1, несущий элемент отодвинут от упоров; на фиг. 5— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 6 — элементы затвора в аксонометрии.
Задвижка содержит корпус 1, имеющий входной и выходной патрубки с седлами 2 и 3, внутри которого установлен шпиндель 4, жестко соединенный с клиновидным элементом 5, угол которого больше угла между седлами 2 и 3 и лежит в пределах 12 — 15 и на котором закреплены шарнирной пйтой 6 диски 7 и в теле которого выполнено окно 8.
Диски 7 снабжены кольцами 9 и соединены с ними кольцевыми дифрагмами 10 с гофром, герметично прикрепленным к дискам 7, например при помощи сварки. Диафрагмы 10 могут быть выполнены также V-образной формы. Поперечное сечение колец 9 выполнено в виде прямоугольной трапеции, обращенной меньшим основанием к седлам 2 и 3.
Толщина колец 9 превышает толщину дисков 7. С шарнирной пятой 6 жестко соединен ограничитель хода 11, выполненный в виде стержня.
Несущий клиновидный элемент 5 имеет возможность перемещения по направляющим выступам, выполненным в корпусе 1, которые обеспечивают строго определенное положение дисков 7 относительно седел 2 и 3.
Работает устройство следующим образом.
В процессе перемещения шпинделя 4 вниз происходит перемещение клиновидного элемента 5 с дисками 7 и кольцами 9 по направляющим выступам, при этом кольца 9 не касаются седловых поверхностей 2 и 3, тем самым устраняется преждевременный их износ.
После соприкосновения ограничителя хода 11 с корпусом 1 клинообразный элемент 5, продолжая двигаться поступательно, поджимает кольца 9 к седловым поверхностям 2 и 3 и обеспечивает тем самым герметичность перекрытия.
При открытии сначала движется поступательно под действием шпинделя 4 клинообразный элемент 5. При этом кольца 9 под действием давления среды и сил упругости гофр кольцевой диафрагмы 10 отходят от седловых поверхностей 2 и 3, тем самым создавая условия движения затвора без трения.
Таким образом, закрытие (открытие) задвижки не сопровождается скольжением уплотнительных поверхностей седел 2 и 3 и дисков 7 друг по другу, вследствие чего их износ снижается, при этом нагрузку от давления среды воспринимает на себя узел разгрузки, образованный клиновидным элементом 5 и направляющими выступами.
Выполнение задвижки по типу предложенной конструкции позволит увеличить ресурс работы задвижки. Сочетая в себе преимущество клиновых двухдисковых задвижек в части шарнирного соединения дисков, позволяющее им самоустанавливаться на плоскости уплотнительного кольца корпуса, задвижка в то же время обладает качествами, которые обеспечивают большую надежность и долговечность, улучшают значительно эксплуатационные характеристики.
1. Задвижка клиновая, содержащая двухдисковый затвор, диски которого шарнирной пятой закреплены на клинообразном элементе, с теле которого выполнено окно, а наружный контур его соответствует наружному контуру прилегающих к нему дисков, шпиндель и ограничитель хода, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, диски установлены на клинообразном элементе с возможностью поступательного перемещения вдоль него и снабжены кольцами, охватывающими их по боковой поверхности с зазором и подвижно соединенными с дисками, а ограничитель хода выполнен в виде установленного вдоль оси шпинделя стержня, жестко скрепленного с шарнирной пятой.
2. Задвижка по и. 1, отличающаяся тем, что подвижное соединение колец с дисками выполнено в виде кольцевой диафрагмы с гофром.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 1962121, кл. 47 g 1 3/18, опублик. 1967.
2. Патент США № 3215399, кл. 251-195, 1962 (прототип).
870825
Составитель М. Кольцова
Редактор Н. Ахмедова Техред А. Бойкас Корректор Н. Стец
Заказ 8387/4 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4