Механизм передачи крутящего момента к гидравлическому насосу

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.10.79 (21) 2835901/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М, Кл.э

F 16 N !/00

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621.89 (088.8) Опубликовано 07.10.81. Бюллетень №37

Дата опубликования описания 17.10.81 по аенам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. А. Рябцев, М. В. Трусов, Я. М. Шкловскими й"Ю-.Q. Корольков ф

) с

1 (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯ ЩЕ ГО MOM EHTA

К ГИДРАВЛИЧЕСКОМУ НАСОСУ

Изобретение относится к механизмам передач крутящего момента к гидравлическим насосам от приводов, имеющих собственную систему смазки, в которых для соединения ведущего и ведомого валов используются промежуточные валы-рессоры со шлицевыми концами.

Надежность работы и долговечность таких механизмов зависит от динамической устойчивости разделительного слоя смазки во всех парах трения. Поэтому при конструировании механизмов передачи крутящего момента с использованием валов-рессор исходят из необходимости обеспечения принудительной циркуляции смазки в зоне трения.

Известны винтовые маслонасосы, встроенные в механизмы передачи крутящего момента, например редуктор с вертикальным расположением валов, один из которых выполнен полым, охватывающим неподвижный винт-маслоподъемник (1).

Однако сочетание неподвижного винта с модифицированным для его установки валом-рессорой конструктивно затруднительно и иена нежно из-за возникающей при монтаже или эксплуатации несоосности винта и вала, снижающей производительность циркуляции смазки.

Известен оборудованный встроенным винтовым маслонасосом механизм перев дачи крутящего момента к гидравлическому насосу, обеспечивающий вращение вала насоса от привода с собственной системой смазки и имеющий шлицевой валрессору с винтовой канавкой между шлицевыми концами, охваченной втулкой-де10 флектором с фиксатором от осевого перемещения относительно корпуса насоса (2) .

Жестко закрепленная втулка-дефлектор обеспечивает надежную циркуляцию смазки и соответственно надежную работу всего механизма при условии равномерности кольцевого зазора между втулкой и валом-рессорой на участке расположения винтовой канавки. Однако это снижает технологичность деталей механизма, усложняет и затрудняет его сборку и не гарантирует исключения перекосов втулки-дефлектора относительно вала-рессоры при эксплуатации.

870848 з ((ель изобретения — — повышение надежности механизма передачи крутящего момента к гидравлическому насосу от привода с собственной системой смазки, повышение технологичности изготовления деталей и сборки таких механизмов.

Поставленная цель достигается тем, что фиксатор втулки-дефлектора от осевого перемещения выполнен в виде по меньшей мере одного упругого кольцевого элемента и оппозитных пазов корпуса насоса и втулки-дефлектора, при этом кольцевой элемент установлен в оппозитных пазах.

На чертеже показан механизм передачи крутящего момента, продольный разрез.

Механизм передачи крутящего момента состоит из собственно вала-рессоры 1 с двумя шлицевыми концами, один из которых входит в зацепление с валом 2 насоса, а другой — - с валом 3 привода, например редуктором. От осевого перемещения вал-рессора стопорится кольцами

4 и 5. На наружной поверхности средней части вала-рессоры выполнена винтовая канавка 6, служащая элементом подачи шнекового насоса. ! lo оси рессоры имеется сквозное отверстие 7 малого гидравлического сопротивления. Между корпусом 8 насоса и валом-рессорой 1 над его винтовой частью установлена втулка-дефлектор 9, которая образует сопряжение с малым зазором и большим гидравлическим сопротивлением. На наружной поверхности втулкидефлектора и внутренней поверхности корпуса 8 выполнены кольцевые канавки 1О, в которые вставлен упругий элемент 11.

Вал насоса установлен в подшипниковом узле 12, а вал привода — в подшипниковом узле 13. Каналы 14 и 15 соединяют полость 16 с системой смазки привода.

Мс ханизм работает следующим образом. ! 1ри работе вал-рессора вращается с биением, величина которого зависит от точшгсти изготовления и монтажа деталей.

Эти перемещения (радиальные и угловые) вращающегося вала-рессоры передаются

H«l втулку-дефлектор 9. Последняя благодаря наличию упругого элемента 1 отслеживает движения вала-рессоры, обеспс кивая оптимальный диаметральный зазор между винтовой частью рессоры l u втулкой-дефлектором 9. Величина деформации упругого элемента несколько больше максимально возможной амплитуды биения вала-рессоры.

Поступающая по каналу 14 смазка из системы смазки привода прокачивается шнековым насосом через шлицы в полость

16 и далее по центральному сверлению и каналу 15 в полость приводного устрой10 ства, осуществляя смазку контактирующих поверхностей шлицев и вынос продуктов износа. Одновременно происходит охлаждение рабочих поверхностей контактирую-. щих шлицев и прилегающих конструктивных элементов насоса — уплотнения вы15 ходного вала, подшипников, †т как температура смазки в полости привода ниже, чем в зоне контакта. Самоустанавливаемость втулки-дефлектора относительно вала-рессоры обеспечивает надежную рабо20 ту насоса при минимальном зазоре между втулкой-дефлектором и винтовой частью рессоры.

Предложенный механизм передачи крутящего момента гидравлического насоса имеет большую на 20 — 25% долговечность.

Формула изобретения

Механизм передачи крутящего момента к гидравлическому насосу от привода, имеЗ0 ющего собственную систему смазки, шлицевой вал-рессор с винтовой канавкой между шлицевыми концами, охваченной втулкой-дефлектором с фиксатором от осевого перемещения относительно корпуса насоса, З5 отличающийся тем, что, с целью повышения надежности механизма, фиксатор втулки-дефлектора от осевого перемещения выполнен в виде по меньшей мере одного упругого кольцевого элемента и оппозитных пазов корпуса насоса и втулки-дефлектора, 40 при этом кольцевой элемент установлен в оппозитных пазах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

4 № 222075, кл. F 16 N 7/16 1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 696235, кл. F 16 N 1/00, !979 (прототип).

870848

Составитель В. Гришков

Редактор М. Стрельникова Техред А. Бойкас Корректор М Коста

Заказ 8389/5 Тираж 682 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская»a6., д 4i5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4