Электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 250180 (21) 2875420/24-07 (51)М. Кл.
HP 3/24
H 02 P 7/76 с присоединением заявки Hо— (23) Приоритет
Государственный комнтет
СССР оо делам нзобретеннй н открытнй
Опубликовано 071081. Бюллетень М 37
Дата опубликования описания 07.1081 (53) УДК 621 316.718:
:621. 34. 333.072 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В.И.Латыщенок, A.Н.Шаталин и Н.В.Маль
Производственное объединение "Ждановтя (71) 3 а яв итель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах грузоподъемных механизмов.
Известен электропривод, содержащий вспомогательный двигатель постоянного тока., выпрямитель и датчик тока, включенные в цепь ротора асинхронного двигателя, причем выход выпрямителя соединен с якорем вспомогательного двигателя, а выход датчика тока соединен с блоком сравнения в цепи обмотки возбуждения вспомогательного двигателя(.1 °
Недостатком. известного устройст- 15 ва является низкий диапазон регулирования момента электропривода.
Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является 20 электропривод (2J, содержащий механически соединенные основной и вспомогательный асинхронные двигатели, реверсивный контактор и тиристорный регулятор напряжения, в цепи обмоток 25 статора основного асинхронного двигателя, выпрямитель., вход которого сое- динен с источником переменного тока, датчик выпрямленного тока, соединенный с одним входом тиристорного регу- 30
1 лятора напряжения, датчик скорости двигателеи, соединенный с входом регулятора выпрямленного тока н с другим входом тиристорного регулятора напряжения.
Недостатком этого устройства является сложность системы управления электроприводом, в которой производится контроль частоты вращения двигателей от датчика скорости, сигнал которого суммируется с сигналом от датчика выпрямленного тока в блоке управления тиристорньи регулятором напряжения.
Целью изобретения является упрощение устройства для управления электроприводом.
Поставленная цель достигается тем, что в электропривод, содержащий механически соединенные основной и вспомогательный асинхронный двигатели, реверсивный ионтактор и тиристорный регулятор напряжения в цепи обмотки статора основного асинхронного двигателя, выпрямитель, выход которого через контакты контактора торможения соединен с обмоткой статора вспомогательного двигателя, регулятор выпрямленного тока, датчик выпрямленного тока, соединенный с входом тирис871290 торого регулятора напряжения, введен резистор, включенный последовательно с выпрямителем, вход которого соединен с обмоткой ротора вспомогатель,ного двигателя, параллельно резистору включен регулятор тока, управляющий вход которого соединен с датчиком выпрямленного тока, На чертеже показана блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит основной асинхронный электродвигатель 1, механически соединенный с ним вспомогательный электродвигатель 2, датчик 3 выпрямленного тока и коммутационную аппаратуру, состоящую из контактов 4 и 5 контакторов направления вращения, контактов 6 контактора изменения величины сопротивления резисторов 7, подключенных к фазам ротора двигателя 1, и контакта 8 контактора торможения (катушки контакторов на чертеже условно не показаны) .
В одну фазу статора двигателя 1 включен тиристорный регулятор 9 напряжения. К фазам ротора двигателя 2 присоединен вход трехфазного мостового выпрямителя 10, выход которого через резистор 11, присоединен-. ный параллельно ему регулятор 12 тока и контакт 8 контактора торможения соединен с фазами статора двигателя 2.
Выход датчика 3 соединен с входами регулятора 12 и тиристорного регулятора.9. Обмотки статора двигателя 2 через резистор 13 и диод 14 соединены с двумя фазами питающей сети через контакты 4 и 5 контакторов направления вращения.
Устройство работает следующим образом.
В режиме пониженной (установочной) скорости механизма при подъеме груза контакты 4 и 5 замкнуты, резистор 11 зашунтирован полностью открытьм регулятором 12. Двигатель 1 при полностью открытых тиристорах регулятора 9 разгоняется по реостатной характеристике, обусловленной полностью введенными резисторами 7 в цепь ротора двигателя 1. Разгон происходит до достижения частоты вращения, опре-. деляемой жесткой механической характеристикой динамического торможения с самовоэбуждением. Первоначальное возбуждение двигателя 2 осуществляется небольшим током через резистор
13 и диод 14 при включении контактов 4 либо 5. Стремление двигателя 1 преодолеть тормозной момент двигателя 2 приведет к росту тока в цепи выпрямителя 10, датчик 3 дает сигнал на запирание регулятора 9, симметрия статорных напряжений двигателя 1 нарушается, момент уменьшается и урав новешивается статическим моментом от поднимаемого груза и тормозным мо,ментом двигателя 2. полную скорость ко»такт 8 размыкается, контакты 6 замыкаются, шунтируя резисторы 7 в цепи ротора двигателя 1,угол d- открытия тиристоров в регуляторе 9 на период разгона увеличивается,чем обеспечивается ограничение момента при раэгоне,а при достижении полной скорости угол «L уменьшается, тиристоры открываются полностью, и двигатель 1 работает при
10 симметричном питании.
При переходе с полной на установочную скорость тиристоры регулятора 9 запираются, контакты 6 размыкаются, контакт 8 замыкает цепь самовозбуждения двигателя 2, который, создавая тормозной момент, способствует ускс— рению переходного процесса. Величина тока и тормозного момента ограничивается резистором 11. Регулятор 12 по мере снижения частоты вращения и 0 по сигналу от датчика 3 шунтирует (плавно, либо ступенчато) резистор 11.
В режиме опускания груза. на установочной скорости состояние цепей соответствует установочной скорости при движении вверх и изменяется только знак воздействия сигнала датчика 3 на регулятор 9. Повышение скорости опускания, равно как и подъема, ведет к увеличению тока двигателя 2, но рост тока в отличие от режима подь ема вызывает уменьшение угла отпирания тиристоров 9, уменьшение несимметрии питающего напряжения двигателя 1 и соответственно увеличение момента. Для опускания легких грузов размыкаются контакты 4 и замыкаются контакты 5. Осуществляется смена направления вращения поля двигателя 1, и режим спуска. на установочной скорости аналогичен режиму подъема.
40 Переход на полную скоростью опускания осуществляется при замыкании контактов 6, постепенном расшунтировании регулятором 12 резистора 11 по сигналу от датчика 3. В установив45 шемся режиме спуска груза на полной скорости тиристоры регулятора 9 полностью открыты, и двигатель 1 работает в режиме генераторного торможения.
Таким образом, предлагаемый электропривод обеспечивает плавный перепад из одного квадрата механической характеристики в другой при изменении момента двигателя в широких. пределах, причем укаэанная задача
55 решена довольно простыми техническими средствами. формула изобретения
Электропривод, содержащий механиЩ чески соединенные основной и вспомогательный асинхронные двигатели, реверсивный контактор и тиристорный регулятор напряжения в цепи обмотки статора основного асинхронного двига 5 теля, выпрямитель, выход которого
871290
Составитель В.Боев
Техред Ж.Кастелевич Корректор C.IIIîìàê
Редактор Г.Петрова
Заказ 8453/28 Тираж 733 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 через контакты контактора торможения соединен с обмоткой статора вспомогательного двигателя, регулятор выпрямленного тока, датчик выпрямленного тока, соединенный с входом тиристорного регулятора напряжения о т л и1 5 ч а ю щ и и сятем, что, с целью упрощения, в него введен резистор, включенный последовательно с выпрямителем, вход которого соединен с обмоткой ротора вспомогательного двигателя, параллельно резистору включен регулятор тока, управляющий вход которого соединен с датчиком выпрямленного тока.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка Японии 9 34-342, кл. 55 С 222, 1959.
2. Патент CIIIA Р 3876918, кл.318203, 1975.