Коммутатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
Л. Н. Горбунова и Е. П. Липашева (71) Заявитель (54) КОММУТАТОР
Изобретение относится к автоматике и коммутационной технике.
Известен коммутатор по авт.св. Н 790325, содержащий в каждом узле коммутации двухпозиционное реле и диоды отключения, а также двухсекционный переключатель, разделительные диоды, кнопки сброса (1).
Недостаток этого устройства — низкая надеж. ность, вызванная неодновременностъю срабатывания контактных групп первой и второй секций переключателей.
С целью повышения надежности работы в коммутатор, содержаший в каждом узле коммутации двухпозиционное реле с обмотками включения и отключения, контактные группы которого подключены к соответствующим вертикальным и горизонтальным шинам, а также диоды отключения, аноды которых соединены с первым выводом обмотки отключения данного двухпозицнонного реле, а катод каж20 дого из ннх подключен к первому выводу обмотки включения соответствующего двухпозиционного реле данного вертикального ряда узлов коммутации, а также двухсекционный переключатель с подвижным и двумя непо,движными контактами в первой секции и замыкающим контактом во второй секции, при этом замыкаюший неподвижный контакт первой секции переключателя соединен с первым выводом обмотки включения двухпозиционного реле данного узла коммутации, размыкающий неподвижный контакт первой секции соединен с катодом разделительного диода, анод которого подключен к анодам диодов отключения этого же узла коммутации, замыкающий неподвижный контакт второй секции каждого переключателя включен между минусовой шиной источника питания и подвижным контактом первой секции этого же переключателя, причем подвижные контакты первых секций переключателя объединены и подключены к минусовой цепи питания через замыкающую кнопку сброса, отдельную для каждого горизонтального ряда, а вторые выводы обмоток включения каждого двухпознционного реле подключены к общей шине, введен узел блокировки, состояший из управляемого блокировочного контакта и элемента ИЛИ, вхо871335
Введение узла 19 блокировки позволяет повысить надежность устройства, снизить стоимость коммутаторов за счет снижения трудоемкости работы по изготовлению коммутаторов (не требуется специального подбора переключателей) и исключения технологического отхода переключателей.
30 ды которого подключены к точкам объединения подвижных контактов первых секций ,переключателя каждого горизонтального ряда, а выход через обмотку управления блокировочного контакта соединен с общей шиной; при этом замыкающий контакт второй секции каждого переключателя через управляемый блокировочный контакт соединен с минусовой шиной источника питания.
На чертеже приведена принципиальная схема коммутатора.
Коммутатор содержит узлы коммутации 1, содержащие двухпозиционное реле 2 с обмотками 3, 4 включения и отключения, контактные группы 5 и 6 которого подключены к соответствующим вертикальным л горизонталь ным шинам 7; 8, диоды 9 отключения, двух. секционный переключатель 10 с подвижным и двумя неподвижными контактами 11-13 в первой секции и замыкающим контактом
14 во второй секции, причем замыкающий неподвижный контакт 12 первой секции переключателя 10 соединен с первым выводом обмотки 3 включения двухпозиционного реле
2 данного узла коммутации 1, размыкающий контакт 13 первой секции соединен с катодом разделительного диода 15, минусовую шину 16 источника питания, замыкающую кнопку сброса 17, общую шину 18, узел 19 блокировки, состоящий из управляемого размыкающего блокировочного контакта 20, обмотки управления 21 и элемента ИЛИ 22, Функционирует коммутатор следующим образом.
При включении двухсекционного переключателя 10 некоторого узла коммутации 1 мину- ЗЗ совая шина 16 источника питания через замыкающий контакт 14 moro переключателя и первые секции переключателей остальных узлов коммутации данного горизонтального ряда подключается к первым выводам обмоток 4 .40 отключения двухпозиционных реле 2 этих узлов коммутации, в результате чего укаэанные реле сбрасываются.
Одновременно минусовая шина 16 источника питания через замыкающий контакт 14 вто- ц рой секции и первую секцию выбранного двухсекционного переключателя 10 подключается к первому выводу обмотки 3 включения реле
2 данного узла коммутации 1, вызывая его срабатывание, и через диоды 9 отключения — чо
4 к первым выводам обмоток 4 отключения ре1 ле узлов коммутации данного вертикального ряда, вызывая их сбрасывание. Вместе с тем синусовое напряжение питания с точки объе. динения подвижных контактов 11 первой секции переключателя 10 горизонтального ряда, содержащего включаемый узел коммутации 1, поступает на соответствующий вход элемента
ИЛИ 22 и с его выхода — на обмотку управления 21 размыкающего контакта 20. Блокировочный контакт. 20 размыкает цель питания переключателей; Таким образом, последовательность срабатывания контактов секций переключателя 10 при его обратном ходе не может повлиять на состояние узла коммутации 1. При замыкании кнопки сброса 17 некоторого горизонтального ряда узлов коммутации 1 ми:нусовая шина 16 источника питания через первые секции двухсекцнонцых переключателей 10 этого ряда и разделительные диоды 15 подключается к первым выводам обмоток 4 отключения двухпозиционных реле 2 и сбрасывает их.
Формула изобретения
Коммутатор по авт.св. М 790325, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы, введен узел блокировки, состоящий иэ управляемого блокировочного контакта и элемента ИЛИ, входы которого подключены к точкам объединения подвижных контактов первых секций переключателя каждого горизонтального ряда, а выход через обмотку управления блокировочного контакта соеди- . нен с общей шиной, нри этом замыкающий контакт второй секции каждого переключателя через управляемый блокировочный контакт соединен с минусовой шиной источника питания
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР У 790325, кл. Н 03 К 17/SO, 30.03.79 (прототип).