Обтекатель автопоезда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О ll И С А Н И Е „ 872365

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз . Советских

Социалистических

Республик (6I) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.10.79 (21) 2835368/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23} Приоритет— (51) Я. Кл.>

В 62 D 35/00

В 62 D 37/02

Государственный комитет

Опубликовано 15.10.81. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 25.10.81 (53) УДК 629.113. .072.5 (088.8) ио деном изобретений и открытий

К. Б. Аубакиров т (1 (Казахский научно-исследовательский и проектн ь|й институт

1 f автомобильного транспорта (72} Автор нзобретснии (71) Заниитсль (54) ОБТЕКАТЕЛЪ АВТОПОЕЗДА

Изобретение относится к конструкции обтекателей — - устройств для снижения аэродинамического сопротивления автомобиля.

При движении тягача с полунрицепом или фургоном, выступающим за кабину по ширине, аэродинамическое сопротивление в значительной степени возрастает за счет выступающих частей полуприцепа или фургбна.

Для снижения аэродинамического сопротивления в промежутке между кабиной и полуприцепом устанавливают обтекатели.

Известен обтекатель, закрывающий или заполняющий значительное пространство между кабиной тягача и кузовом прицепа, закрывающие элементы которого могут быть выполнены в виде гибкого тента или надувного мешка, надуваемого от двигателя тягача (1(.

Недостаток известного устройства состоит в возможности повреждения гибкого тента или надувного мешка.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является обтекатель автопоезда, содержащий закрепленные с обеих сторон кабины тягача решетки из, по крайней мере, двух профильных пластин, расположенннс между кабиной н полуприцепом под острым углом атаки к встречному воздушному потоку.

Пластины имеют Ч-образную форму с вогнутыми стенками н вертикально закреп- лены в средней части промежутка между тягачом и прицепом, на передней стенке прицепа.

Пластина стабилизирует вращающийся поток и практически предотвращает выдувание его из промежутка боковым ветром.

Устройство может состоять нз двух плас1т1 тин, установленных параллельно на одной стенке или на противоноложных стенках (2).. Указанная конструкция обтекателя обладает существенными недостатками, состоящими в том, что на принудительное стабили; зированное вихреобразование затрачивается часть энергии автомобиля, т.е. увеличивает ся расход топлива, а вихревой поток, взаимодействуя с передней стенкой полуприцепа увеличивает аэродинамическое сопротивление автомобиля.

Зв Цель изобретения — уменьшение расхода топлива и увеличение скорости движения автопоезда путем снижения аэродинамического сопротивления.

872365

Поставленная цель достигается тем, что профильные пластины обращены в плане вогнутой поверхностью наружу, установлены относительно кабины и между собой с зазорами в плане и смещены одна относительно

5 другои в сторону, противоположную направлению движения автопоезда.

Кроме того, п рофил ьные пл асти н ы имеют в сечении форму крыла, сегмента, полумесяца или дуги.

На фиг. 1 изображен автопоезд с обтекателем, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — сечение профильной пластины в плане.

Обтекатель автопоезда, включающего кабину 1 тягача и полуприцеп 2, содержит закрепленные с обеих сторон кабины решетки из, по крайней мере, двух профильных пластин 3, расположенных между кабиной и тягачом под острым углом (. атаки к встречному воздушному потоку, со скоростью Vg Величина угла может быть выбрана 5 — 30, что способствует плавному обтеканию автопоезда встречным воздушным потоком.

Решетки пластин закреплены на задней стенке кабины тягача с помощью кронштейнов 4 таким образом, чтобы расстояние от кабины тягача до первой профильной пластины было не менее 10 мм (иначе за обтекателем будет образовываться завихрение), а угол наклона оси решетки к плоскости симметрии автомобиля (угол, 1 на фиг. 2) находился в пределах 5 — 25 . Профильные пластины скреплены между собой металлическими планками 5, обращены в плане вогнутой поверхностью наружу, установлены относительно кабины и между собой с зазорами в плане и смещены одна относительно дру- 35 гой в сторону, противоположную направлению движения автопоезда.

Обтекатель работает следующим образом.

Встречный поток воздуха проходит сквозь профильные пластины, меняет свое направление, а в результате уменьшения площади сечения потока, увеличивает скорость и плавно выбрасывается в сторону от полуприцена.

В отличие от одиночных панелей совокупность периодично расположенных по 45 обе стороны кабины в промежутке между кабиной и полуприцепом профильных пластин позволяет не только повернуть в сторону от полуприцепа набегающий поток встречного воздуха, но и увеличить его скорость пос- . ле обтекателя, что согласуется с теоремой

Жуковского о подъемной силе профиля в решетке и способствует экономии топлива.

Предложенный обтекатель снижает аэродинамическое сопротивление автофургона набегающему потоку воздуха на 10 — 20 /О и уменьшает расход топлива на 5 — 10 /О.

Лобовое сопротивление самого обтекателя предложенной конструкции в семь раз меньше, чем обтекателя в виде сплошных пластин., П реи му ществом предлагаемого обтекателя является возможность уменьшения расхода топлива за счет снижения аэродинамического сопротивления, возникающего при движении автопоезда перед выступающими за кабину частями полуприцепа или фургона

Форма, установка и расположение обтекателя способствуют отклонению набегающего потока воздуха в стороны от полуприцепа, вследствие чего происходит его плавное обтекание и снижается аэродинамическое сопротивление.

Обтекатель имеет небольшие размеры, не мешающие поворотам автопоезда, и невысокое собственное аэродинамическое сопротивление. Кроме того, обтекатель предложенной конструкции прост в изготовлении и может быть изготовлен из сравнительно недорогого материала — пластмассы, алюминиевых сплавов и др.

Формула изобретения

1. Обтекатель автопоезда, содержащий закрепленные с обеих сторон кабины тягача решетки из, по крайней мере, двух профильных. пластин, расположенные между кабиной и полуприцепом под острым углом атаки к встречному воздушному потоку, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода топлива и увеличения скорости движения автопоезда путем снижения аэродинамического сопротивления. профильные пластины обращены в плане вогнутой поверхностью наружу, установлены относительно кабины и между собой с зазорами в плане и смещены ед1на относительно другой в сторону, противоположную направлению движения автопоезда.

2. Обтекатель по п. 1, отличающийся тем, что профильные пластины имеют в сечении форму крыла, сегмента, полумесяца или дуги.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ю 3834752, кл. 296 — 1, 1974.

2. Патент США № 3697120, кл. 296 — 1, 1972 (прототип).

872365 (Pug 2

Редактор М. Бандура

Заказ 8923/3!

Составитель Л. Смольская

Тех ред А. Бойкэс Корректор О. Билак

Тираж 702 Подписное

ВН ИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

1l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., a. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4