Устройство для управления колесами полуприцепа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополн ительное к авт. с вид-ву —— (22) Заявлено 06.12.79 (21) 2848062/27-11 с присоединением заявки №-(23) Приоритет -— (51) М. Кл

В 62 D 43/00

Госудорстееннмй комитет

СССР (53) УДК 629.113. .014.5 (088.8) Опубликовано 15.10.81. Бюллетень № 38

Ъ

Дата опубликования описания 25.10.81 по делам изобретений н открытий (72) Ав оры изобрегеннн

Н. А. Михеев, С. С. Куделькин и А. Г. Ищенко

;71) Заяни1е, ь (54) УСТРОИСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ

ПОЛУПРИЦEllA

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к полуприцепам с управляемыми колесами.

Известно устройство для управления колесами полуприцепа, содержащее управляющий кулачок, жестко связанныи с седельно-сцепным устройством транспортного средства, силовой гидроцилиндр поворота, шарнирно соединенный одним своим концом с поворотным элементом у нравляемой оси полуприцепа, а другим — — с рамой полуприцепа, гидрораспределитель, гидравлически соединенный напорной гидролинией с гидронасосом, сливной — с гидробаком и рабочи-. ми гидролиниями †- с рабочими полостями упомянутого гидроцилиндра 11.1.

Недостатком данного устройства является недостаточная маневренность, поскольку угол складывания автопоезда не может быть больше угла поворота колес полуприцепа, и недостаточная надежность из-за невозможности ручного управления колесами полуприцепа.

Цель изобретения — улучшение маневренности, а также повышение надежности устройства.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено следящим кругом, установленным на седельно-сцепном устройстве с возможностью поворота относительно управляющего кулачка, тремя электрическими выключателями, установленными на следя5 щем круге с возможностью взаимодеиствия с управляющим кулачком, гибкой связью и двумя гидравлическими ограничительными клапанами, установленными на полуприцепе и гидравлически соединенными с упомянутыми рабочими и сливной гидролинями, причем следящий круг кинематически связан с поворотным элементом управляемой оси полуприцепа, гидрораспределитель выполнен с электромагнитами включения, электрически связанными с тремя упомянутыми электр ически м и выключателями и бортовой сетью транспортного средства.

На чертеже изображена принципиальная электрогидрокинематическая схема устройства, которая включает в себя кинемати26 ческую, гидравлическую и электрическую части.

Кинематическая часть устройства состоит из управляющего кулачка 1, жестко свя872366 занного с седсльно-сцеиным устройством транспортного средства посредством клина 2, следящего круга 3, расположенного свободно на одной оси с кулачком I и с гибкой связью в виде тросов 4, связанного с поворотным элементов 5, закрепленным на оси 6 полуприцепа.

В гидравлическую часть входят гидробак

7, фильтр 8, гидронасос 9, предохранительный клапан 10, установленные на тягаче, и гидрораспределитель 11 с электромагнитами включения, силовой гидроцилиндр поворота

12 и два гидравлических ограничительных клапана 13 и 14, устанавливаемые на полуприцепе. Гидросистема тягача соединяется с гидросистемой полуприцепа через соединительные муфты 15.

Электрическая часть устройства, устанавливаемая на тягаче, включает в себя источ- ° ник тока 16 и пульт управления, расположенный на передней панели кабины водителя, на котором смонтированы предохранитель 17, переключатель 18, кнопочные выключатели

19 и 20, сигнальные лампочки 21 зеленого цвета, 22 красного цвета, лампочка 23, подсвечивающая табло «Стой! Неисправность!» и реле напряжения 24 с нормально замкнутыми контактами 25. Электрическая часть устройства, устанавливаемая на полуирицепе, состоит из двух электрических выключателей 26 и 27 нормально разомкнутых, выключателя 28 нормально замкнутого, расположенных на следящем круге 3, и электромагнитов включения 29 и 30 гидрораспредел ител я.

Электрические цепи тягача и иолуирнцепа соединяются штепсельным разъемом 31.

На управляющем кулачке выполнены выступы 32 н паз 33, а на поворотном элементе— толкатель 34.

Поворот оси полуприцеиа осуществляется гидроцилиндром 12 двухстороннего действия, а подача масла в ту или иную полость гидроцилиндра осуществляется гидрораспределителем 11, управляемым двумя электромагнитами 29 и 30.

Работа механизма поворота может осуществляться в автоматическом режиме и в режиме ручного управления.

Работа в автоматическом режиме производится при движении автопоезда вперед или назад, когда необходим поворот оси полуприцепа в строгом соответствии с углом складывания автопоезда. Переход на ручное управление производится в случаях, когда необходим поворот оси полуприцепа независимо от угла складывания автопоезда (при маневрировании в сложных условиях, особенно при движении задним холом), В автоматическом режиме (переключатель 18 в верхнем положении) устройство работает следующим образом.

При повороте тягача относительно полуприцепа, например, в правую сторону, пово35

40 ти в системе гидрооборудования, обрыве или

45 ослаблении троса 4 сигнализации, обрыве электрической цепи управления и сигнализации. Лампочка 23 также включается при превышении угла складывания автоцоезда свыше допустимого, предупреждая водителя о необходимости быть особенно внимательны50

5 0

30 рачивается управлякнций кулачок I, жестко связанный с автомобилем-тягачом клином 2, и своим выступом 32 включает выключатель

26, замыкая цепь электромагнита 29, который перемещает золотник гидрораспределителя 11, открывая подачу масла в одну из полостей гидроцилиндра 12.

Гидроцилиндр 12 поворачивает ось 6 полуприцепа и связанный с ним поворотный элемент 5 влево, а через тросы 4 следящий круг 3 вправо, который возвращается в нейтральное положение относительно управляющего кулачка 1, отключая тем самым выключатель 26 и размыкая цепь, питающую электромагнит 29. Золотник гидрораспределителя возвращается в нейтральное положение и подача масла в гидроцилиндр прекращается.

При дальнейшем повороте тягача снова включается золотник и поворот продолжается. При достижении максимального угла поворота управляемой оси полуприцепа толкатель 34 поворотного элемента 5 включает в работу ограничительный клапан 13. При этом масло, поступающее в полость цилиндра. 12 через ограничительный клапан 13, перетекает в сливную магистраль и дальнейший поворот оси прекращается, даже если угол складывания автопоезда продолжает увеличиваться.

Аналогично происходит поворот в левую сторону, При этом в работу включаются выключатель 27, электромагнит 30, другая полость гидроцилиндра и в дальнейшем ограничительный клапан 14.

В случае возникновения разности между углом складывания автопоезда и углом поворота оси иолуирицепа более 5 — б, что может создать аварийную ситуацию при движении, приводной элемент выключателя

28, который в нормальном положении находится в середине паза 33 кулачка 1 независимо от угла поворота оси полуприцепа, выходит из паза и размыкает цепь обмотки ре.ле 24. При этом контакт 25 реле 24 эамыкается и загорается лампочка 23, высвечивая табло «Стой! Неисправность!». Включение лампочки 23 свидетельствует о неисправносми, Переход на ручное управление производится переводом переключателя 18 в нижнее положение. При этом загорается лампочка

22 красного цвета, а система автоматического управления и сигнализации отключается и лампочка 21 гаснет.

Управление электромагнитами 29 и 30 гидрораспределителя 11 производится кнопочными выключателями 19 и 20 водителем

872366 вручную. Электромагнит остается включенным до тех пор, пока нажата кнопка. При этом ось нолуприцепа поворачивается независимо от угла складывания автопоезда.

Прн отпусканин кнопки положение оси не меняется. Оно не меняется и при переводе переключателя !8 в нейтральное положение.

При переводе переключателя (8 в верхнее положение ось полуприцейа устанавливается автоматически в соответствии с углом складывания автопоезда.

Применение данного устройства позволит неограниченно расширить возможности автопоезда при маневрировании в сложных условиях, так как оно позволит увеличивать угол складывания автопоезда до 90 — !00 при повороте управляемой оси полуприцепа до 40 (дальнейшнй поворот оси опасен, так как теряется поперечная устойчивость полуприцепа относительно erp продольной оси). Кроме того, возможно ручное управление осью полупрнцепа, т.е. разворот оси вне зависимости от угла складывания, что очень важно при сложных маневрах задним ходом.

При углах складывания автопоезда и пределах допустимых для осн полуприцепа (от 0 до+40 ) устройство обеспечивает точное отслеживание, т.е. угол поворота оси полуприцепа равен (или пропорционален) углу складывания. При возникновении рассогласования (или потере пропорции) этих углов устройство сигнализирует водителю, ликвидируя при этом аварийную ситуацию, так как занос полуприцепа влево или вправо небезопасен для встречного транспорта или пешеходов.

Формула изобретения

Устройство для управления колесами полуприцепа, содержащее управляющий кулачок, жестко связанный с седельно-сцепным устройством транспортного средства, 5 силовой гидроцилиндр поворота, шарнирно соединенный одним своим концом с поворотным элементом управляемой осн полуприцепа, а другим — с рамой, полуприцепа, гидрораспределитель, гидравлически соединенный напорной гидролинией с гидронасосом, сливной — с гидробаком и рабочими гидролиниями — с рабочими полостями упомянутого гидроцилиндра, отличающееся тем, что с целью улучшения маневренности, а также повышения надежности, оно снабжено следящим кругом, установленным на седельно-сцепном устройстве с возможностью поворота относительно управляющего кулачка, тремя электрическими выключателями, установленными на следящем круге.с возможностью взаимодействия с управляющим кулачком, гибкой связью и двумя гидравлическими ограничительными клапанами, установ ленными на полуприцепе и гидравлнчески соединенными с упомянутыми рабочими и сливной гидролиннями, причем следящий круг кинематически связан с поворотным Эле ментом управляемой оси полуприцепа, гидро распределитель выполнен с электромагнитами включения, электрически связанными с тремя упомянутыми электрическими выключателями и бортовой сетью транспортного

ЗО средства.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе !. Закин Я. Х. Конструкция и расчет автомобильных поездов. Л. «Машиностроение» !

968, с. !60, рис. П!.44 (птотип).

872366

Составитель В. Калм ыков

Редактор М. Бандура Техред А. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 8923/31 Тираж 702 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4