Узел соединения ступицы с хвостовиком и валом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистические

Респубпии

1ti> 872385 (61) Дополнительное к авт. свид-ву }Р 647183 (22)Заявлено 20.12.79 (21) 2857247/27-1} с присоединением заявки.В (23) П риоритет (5l)M. Кл.

В 63 Н 1/20

F 16 В 21/00 еЪеузврстеаиай комитет

CCCP ав делам изобретений и вткрити}}

Опубликовано 15.10.81 ° Бюллетень р}е 38

Дата опубликования описания 15. 10.81 . (53) УДК629.1. .037.3 (088.8) (. А.М.Красильников, Н.В.Олейник и А.С.Кадуш т н

1

Одесский ордена Трудового Красного Зйамеии - ....:. - политехнический-.институт — /

1 (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ СТУПИЦЫ С ХВОСТОВИКОМ

И ВАЛОМ

Изобретение относится к судостро" ению и касается конструирования узлов соединения ступицы с хвостовиком и валом.

По.основному авт. св. }}- 647}83 известен узел соединения ступицы с хвостовиком и валом, используемый в движительных комплексах судов.

Этот узел содержит ступицу с вставным хвостовиком, связанным со ступицей и равным по длине ступица, при этом хвостовик выполнен с плавным утолщением на одном конце с внешней поверхностью вращения, сопрягаемой со ступицей на длине 0,1-0,2 длины хвостовика, а к другому концу хвостовика внешняя поверхность выполнена по плавной кривой, обращенной вогнутостью в сторону оси хвостовика, при этом толщина стенки хвостовика на этом конце равна 0,005-0,015 диаметра его внутренней поверхности $}) .

1}едостатком такого узла соединения является невозможность обеспечения его долговечности в случае подвода крутящих моментов к нему с двух сторон.

Цель изобретения — обеспечение демпфирования вала с двух сторон ступицы и повышение долговечности узла.

Поставленная цель достигается то тем, что хвостовик в средней части выполнен с утолщением, имеющим.;цилиндрическую поверхность вращения, сопрягаемую со ступицей, и плавным утонением стенок его от утолщения к

15 концам, причем длина утолщения равна

0,1-0,2 габаритной длины хвшсшовика.

Кроме того, по разъему между сту20 лицей и хвостовиком установлен демпфирующий штифт.

На чертеже схематически изображен узел соединения ступицы с хвостовиком и валом, продольный разрез.

Заказ 8925/32

492 Подписное

3 8

Узел соединения содержит ступицу

1 с вставным хвостовиком 2; соединенным с валом 3 прессовым соединением.

Хвостовик 2 в средней части на длине S, равной 0,1-0,2 его длины L, выполнен с утслщеннем, имеющим цилиндрическую или коническую поверхность вращения диаметром d, сопрягаемую со ступицей 1 и плавным уто" нением его стенок от утолщения по концам.

Внешняя поверхность концов хвостовика выполнена по плавной кривой

q, обращенной вогнутостью к его оси, при этом толщина Ф стенки на концах хвостовика равна 0,005-0,15 диаметра д„ вала 3. Длины 1< и l демпфирующих концов хвостовика выполнены пропорционально величинам подводимых к ним соответственно моментов И .и

И, при этом М, +И =И . Хвостовик 2 по разьему со ступицей 1 стопорится двусторонне демпфирующим штифтом 4.

Узел работает следующим образом.

Под действием моментов И, н И концы хвостовнка 2 упруго закручиваются .вместе с валом 3, обеспечивая при этом долговечность работы соединения за счет двустороннего демпфирования и понижения контактнык напряжений в граничных зонах сопрягаемых поверхностей хвостовика 2 и вала 3. Суммарный момент И от хвостовика 2 передается ступице

72385 4

1 с помцщью штифта 4 или прессовой посадки ступицы 1 на хвостовике 2 и двусторонне демпфирующего штифта

4 одновременно.

Экономический эффект узла соеди- . нения ступицы с хвостовиком и валом образуется за счет повышенной долговечности его работы и сокращения затрат при изготовлении.

to Формула изобретения

1. Узел соединения ступицы с .

>S хвостовиком и валом по авт. св.

К 647183, .;а т л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения демпфирования вала с двух сторон ступицы и повышения долговечности узла, щ хвостовик в средней части выполнен с утолщением, имеющим цилиндрическую поверхность..вращения, сопряуаемую со ступицей, и плавным утонением стенок его от утолщения к концам, щ причем длина утолщения равна 0,10,2 габаритной длины хвостовика.

2. Узел по п..1, о т л и ч а— ю шийся тем, что по разъему между ступицей и хвостовиком установлен демпфирующий штифт.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

N 647183, кл. В 63 Н 1/20, 1979.

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4