Однорычажное устройство для дистанционного управления лодочным мотором

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советския

Социапистически*

Республик

О П И С А Н И Е (.>872386 изоьавтИНйя

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. Кл. (22) Заявлено 30. 10. 79 (21) 2852242/27-11

В 63 Н 21/22 с присоединением заявки J4

9еударетияяый кемятет

СССР яо делам язоаретеяяй я аткрытяй (23) Приоритет

Опубликовано 15 ° 10 ° 81 ° Бюллетень Юв38

Дата опубликования описания 15 . 10. 81 (53) УДК 629. 12-8 (088. 8) (72) Автор изобретения

В.A.Áóíååâ (71) Заявитель (54) ОДНОРЫЧАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО

УПРАВЛЕНИЯ ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ

Изобретение относится к судостроению,. в частности к однорычажному устройству для дистанционного управления лодочным мотором.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является однорычажное устройство для дистанционного управления лодочным мотором, содержащее корпус, рычаг управления . с поводками, исполнительный механизм изменения положения дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления и тросрблочную систему с тросиковым шкивом 11.

Однако это устройство не обладает достаточной точностью подаваемых команд, не позволяет изменять часто. ту оборотов двигателя на холостых оборотах при пуске и прогреве двига-. теля, что особенно неудобно при эксплуатации мотора, оборудованного электрозапуском.

Цель изобретения — повышение надежности, удобство эксплуатации и расширение области применения устройства.

Цель достигается тем, что исполнительный механизм изменения положения дроссельной заслонки и переклю5 .чения муфты сцепления состоит из коромысла переключения муфты .сцепления, выполненного с прямоугольным вырезом, для взаимодействия с одним из поводков в нейтральном положении

19 и двумя дугообразными участками, радиус кривизны которых равен радиусу кривизны траектории поводка при повороте рычага управления, и коро1S мысла управления дроссельной заслонкой, причем оба коромысла шарнирно смонтированы в корпусе, а коромысло, переключения муфты сцепления связано с тросиковым шкивом.

Кроме того, рычаг управления и исполнительный механизм смонтированы в одном корпусе.

Коромысло переключения муфты сцепления и тросиковый шкив выполнены

872386 с возможностью разобщения друг от друга.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — рычаг управления и коромысло переключения муфты сцепления; на фиг. 4 — рычаг управления и коромысло управления дроссельной заслонкой.

Однорычажное устройство для дистан- 1О ционного управления лодочным .мотором содержит корпус 1, рычаг управления 2 с пружинным фиксатором, качающийся>вокруг оси 3, исполнительный механизм изменения положения дрос- 35 сельной заслонки и переключения муфты сцепления, состоящий из коромысла 4 переключения муфты сцепления, на цилиндрическую ступицу которого свободно посажен тросиковый шкив 2О

5, качающийся синхронно с коромыслом 4 вокруг полуоси б, за счет подпружиненного штырька 7, и коромысла 8 управления дроссельной заслонкой, качающегося вокруг полуоси 9.

На рычаге 2 имеется три поводка." поводок 10 коромысла реверса и поводки 11 и 12 коромысла управления дроссельной заслонкой.

В нейтральном положении коромыс- щ ло 8 удерживается ограничителем 13, поводки 11 и 12 при этом коромысла

8 не касаются. В этом же положении поводок 10 находится в прямоугольном вырезе 14, а при включенном хо-, 35 де выходит из него и скользит по од-. ному из дугообразных участков, дуга которого при этом полностью совпадает с траекторией поводка. Этим обеспечивается надежная блокировка

40 реверса.

Коромысло 4 переключения муфты сцепления и коромысло 8 посредством тросиковой системы связаны со штатными органами управления двигателем

45 (тросиковая .система и двигатель не показаны). На штырьке 7 имеется ° монетка 15.

Устройство работает следующим образом.

Для прогрева двигателя шкив 5 разобщают с коромыслом 4 и фиксируют в нейтральном положении, для чего перемещают штырек 7 вправо и поворачивают монетку на 90 . Затем производят о пуск двигателя, числсОоборотов которого может изменяться.в необходимом диапазоне с помощью рычага 2.

Для включения двигателя на движение судна рычаг 2 ставят в нейтральное положение, монетку штырька 7 поворачивают на 90 и отпускают, D при этом коромысло 4 и тросиковый шкив

5 фиксируются относительно друг друга. Затем поворотом рычага управления 2 отклоняется коромысло 4 и поворачивается тросиковый шкив 5, а от него посредством тросиков передается команда на двигатель. Поворотом рычага управления в ту или иную сторону обеспечивается работа двигателя на передний или задний ход. Как только включается ход, один из поводков коромысла 8 прилегает к нему, а при последующем повороте рычага управления 2 отклоняет его, за счет чего через тросик передается команда на двигатель и он повьппает обороты.

Поводки 11 и 12 воздействуют на коромысло изменения частоты вращения поочередно. На переднем ходу — поводок ll, на заднем — поводок 12.

Предлагаемое устройство позволит унифицировать строящийся в стране маломерный флот, как мотолодки с подвесными моторами, так и кашера со стационарными двигателями по оборудованию для дистанционного управления с минимальными отклонениями в деталях подключения к.двигателю.

Формула изобретения

1. Однорычажное устройство для дистанционного управления лодочным мотором, содержащее корпус, рычаг управления с поводками, исполнительный механизм изменения положения дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления и трособлочную систему с тросиковым шкивом, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, удобства эксплуатации и расширения области применения устройства, исполнительный механизм изменения положения дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления состоит из коромысла переключения муфты сцепления, выполненного с прямоугольным вырезом, для взаимодействия с одним иэ поводков в нейтральном положении и двумя дугообразными участками, радиус кривизны которых равен радиусу кривизны траектории поводка при повороте рычага управления, и коромыс87238Ь ла управления дроссельной заслонкой, причем оба коромысла шарнирно смонтированы в корпусе, а коромысло переключения муфты сцепления связано с тросиковым шкивом.. 5

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что рычаг управления и исполнительный механизм смонтированы в одном корпусе.

3. Устройство ao a. 1, ч а ю щ е е с я тем, что коромысло переключения муфты сцепления и тросиковый шкив выполнены с возможностью разобщения друг от друга.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ф 531778, кл. В бЗ Н 21/22, 1976.

872386

Составитель И.Скуратов. ч

Техред С,Мигунова

Редактор И.Бандура

Корректор Г.Назарова

Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 8925/32 илиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4