Устройство для управления электроприводом судовой лебедки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАHÈÅ 872446

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.12.79 (21) 2847204/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l) М. Кл.а

В 66 D l/46

В 63 В 27/08

Н 02 Р 5/06

Государственный комитат (53) УДК 621.864: (088.8) Опубликовано 15.10.81. Бюллетень №38 ло делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 25.10.81 (72) Авториi изобре|сн ни

В. И. Нагайник, В. Л. Бибик и Л. Г1. Б (71) Звивизель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

СУДОВОЙ ЛЕБЕДКИ

И зоб рете н не относится к подъем но-тра нспортному машиностроению, а именно к приводам судовых лебедок, и может быть использовано в устройствах управления электроприводом судовой лебедки.

Известно устройство для управления электроприводом, содержащее источник тока с выпрямителем, к которому подключен двигатель постоянного тока (1 j.

Известно также устройство для управления электроприводом судовой лебедки, содержащее источник тока с выпрямительным мостом, к которому через балластный резистор подключен двигатель постоянного тока, а также блок ослабления поля двигателя, включенный в цепь обмотки независимого возбуждения двигателя, и датчик нелинейной обратной связи по напряжению, подключенный параллельно якорю двигателя и выполненный с пороговым элементом, последовательно с управляющим входом которого включен согласующий резистор, а инверсный выход порогового элемента подключен к управляющему входу блока ослабления поля двигателя 12).

Недостатком известных устройств является сравнительно низкое. качество управления электроприводом судовой лебедки в условиях волнения водной среды.

Цель изобретения — повышение качества управления в условиях волнения водной среды.

Указанная цель достигается тем, что в датчик нелинейной обратной связи по напряжению дополнительно введены диод и конденсатор с разрядным резистором, включенный последовательно с пороговым элементом и согласующим резистором, параллельно которому подключен выход порогового элемента, а диод включен параллельно пороговому элементу и согласующему резистору, при этом катод диода связан с анодной группой вентилей выпрямнтельного моста.

На фиг. 1 изображена электрнчес ая схема привода; на фиг. 2 — кривые, поясняющие изменение во времени напряжения на якоре двигателя тока управления порогового элемента и вертикальной составляю!пей ско-. рости волны; на фиг. 3 — зависимость усизо лия в гибком органе лебедки от скорости гибкого о рга н а.

Устройство для управления электроприводом судовой лебедки содержит источник

872446 тока 1 с выпрямительным мостом 2, к которому через балластный резистор 3 подключен двигатель 4 постоянного тока. Блок ослабления поля двигателя, например ограничивающий резистор 5, включен последовательно в цепь обмотки 6 независимого воз. буждения двигателя 4. Датчик нелинейной . обратной связи по напряжению включен параллельно якорю двигателя 4 и выполнен из последовательно соединенных конденсаторов 7, согласующего резистора 8, подключенного к управляющему входу порогового элемента 9, например реле, инверсный выход 10 которого связан с резистором 5.

Выход 11 порогового элемента 9 включен параллельно согласующему резистору 8.

Диод 12 включен параллельно пороговому элементу 9 и резистору 8, при этом катод диода 12 связан с анодной группой 13 вентилей выпрямителя 2. Разрядный резистор 14 подключен параллельно конденсатору. Обмотка 6 запитана от источника 15 напряжения.

На фиг. 2 кривая 16 показывает изменение во времени напряжения на якоре двигателя 4, кривая 17 — изменение тока в катушке реле (порогового элемента 9), кривая 18 — — изменение вертикальной составляющей скорости волны. На фиг. 3 показаиа зависимость 19 усилия в гибком органе лебедки от скорости гибкого органа.

Устройство рабо;ает следуюгци м образом

При уменьшении вертикальной составляющей 18 скорости волны (точка 20) уменьшается напряжение на якоре двигателя 4, и по контуру конденсатор 7, двигатель 4, пороговый элемент 9 начинает протекать ток, обусловленный заряженным конденсатором 7; при этом срабатывает элемент 9, закорачивается резистор 8 и вводится в цепь обмотки 6 резистор 5 (точка 21). Усилие в гибком органе лебедки при этом уменьшается (см. фиг. 3). В точке 22 полярность напряжения на якоре двигателя 4 изменяется на противоположную и почти достигает наибольшего (по модулю) значения, при этом ток в контуре 7 — 4 — 9 снижается до величины, при которой пороговый элемент 9 возвращается в исходное состояние, усиливается поле двигателя и увеличивается усилие в гибком органе (точка 23) до требуемого. Из кривой 19 видно, что усилие в гибком органе изменяется в меньших пределах, чем в схеме без блока ослабления поля, управляемого от порогового элемента 9.

При небольшой скорости изменения вертикальной составляющей 18 скорости волны конденсатор 7 успевает подразрядиться через резистор 14 и пороговый элемент 9 не сработает.

Таким образом, устройство позволяет повысить качество управления электроприводом судовой лебедки и ограничить усилие в гибком органе лебедки в зависимости от скорости изменения вертикальной составляющей скорости волны.

Формула изобретекия

Устройство для управления электроприволом судовой лебедки, содержащее источ ник тока с выпрямительным мостом, к которому через балластный резистор подключен двигатель постоянного тока,, а также блок ослабления поля двигателя, включенный в цепь обмотки независимого возбуждения двигателя, и датчик нелинейной обрат- ной связи по напряжению, подключенный параллельно якорю двигателя и выполненный с пороговым элементом, последователь25 но с управляющим входом которого включен согласующий резистор, а инверсный выход порогового элемента подключен к управляющему входу блока ослабления поля двигателя, огличающееся тем, что, с целью повышения качества управления в условиях волнения водной среды, в датчик нелинейной обратной связи по напряжению дополнительно введены диод и конденсатор с разрядным резистором. включенный последоват ;IbHo с пороговым элементом и согласующим резистором, параллельно которому подключен выход порогового элемента, а диод включен параллельно пороговому элементу и согласующему резистору, при этом катод диода связан с анодной группой вентилей нынрямительного моста.

<в Источники информации. принятые во внимание при экспертизе

1. Чиликин М. Г. и др. Теория автоматизированного электропривода. М., «Энергия», 1979, с. 302 — 313.

2. Электротехническая промышленность.

Тяговое и подъемно-транспортное электрооборудование. Реферативный научно-технический сборник. М., 1977, Хо 6(54), с. 9—

ll (прототип).

872446

Составитель М. Москалец

Редактор О. Персиянцева Уфкред А. Ьойкас Корректор Н. Швыдкая

3aкаэ 8932 35 Тираж 932 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по. делам изобретений к открытий! l3035, Москва, Ж вЂ” 35,. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4