Шпоночное соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИС АНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополммтвльмов к аат. саид-ау

Союз Соеетскик

Социалистических

Республик

IuI872804 (51)М. Кл. (22) Заявлено 05.1279 (2! ) 2847316/25-27

F 16 В 3/00

F 16 D 1/08 с присоединением заявки H9—

ГюеуАаРетаеавмя комитет

СССР ае Амаи азобретеаяй я етараняя (23) Г3рмормтет -, Опубликевамо 15.1081 бюллетень М 38 (5Ç) УДК621. 882. . 53 (088. 8) Дата опубликаваниа описания 15.10.81 (72) Авторы изобретения

В.М.Мур (11) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к машиностроению.и может быть использовано для передачи крутящего момента от деталей закрепленных на конце вала, в механизмах при наличии вибраций и трясок, а также при скачках нагрузок,превьпаающих максимально допустимые.

Известно шпоночное соединение, состоящее из плоской пружинной шпоики в виде пластины, встановленной в сквозное продольное отверстие вала.

Отверстие имеет двухсторонние ттрйзматические скосы под углом, а концы пластины выходят,за пределы вала «и располагаются в продольных пазах сту- тз пицы.сопряженной детали (1).

Однако данное соединение характеризуется отсутствием регулировочных и предохранительных средств.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является шпоиочное. соединение, содержащее установленную в сквозном пазу вала пружинную шпюнку прямоугольного сечения с концами, расположенными в пазах охватывающей вала детали, при этом в сопряженной с валом поверхности охватывающей дЕтали выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с радиальными пазами. З©

Соединение также снабжено упругим кольцевым элементом, имеющим продольные пазы, в которых размещены выступающие за поверхность вала концы шпонки, а в валу выполнение резьбовые отверстия, .в которых размещены регулировочные винты }2).

Недостатками данного соединения являются его низкие эксплуатационные характеристики, малая нагрузочная способность соединения, так как крутящий момент передается на вал через винты, относительно сложный процесс регулировки, так как он осуществляется несколькнмн элементами н требует их точного симметричного расположения относительно осн вала.

Цель изобретения — повьааенне эксплуатационных качеств соединения.

Указанная цель достигается тем, что шпоночиое соединение, содержащее пружинную шпонку, установленную на конце вала в сквозном пазу н в пазах охватывающей вал детали, регулировочный резьбовой элемент, снабжено клиновым сухарем, а шпонка выполнена из двух пластин с клиновымн скосами на поверхностях, контактирующих с выше упомянутым г клиновым сухарем, при этом пластины подпружннены на872804 встречу одна другой, а в торце вала выполнено осевое отверстие для размещения регулировочного элемента..

Кроме того, клиновый сухарь подпружинен в сторону регулировочного элемента.

На фиг. 1 представлено шпоночное соединение, общий вид.

Соединение содержит упругую шпонку, выполненную в виде двух пластин

1 и 2, установленных в поперечном сквозном пазу 3 на конце вала 4.

На обращенных друг к другу поверхностях пластин 1 и 2 выполнены клиновые скосы, между которыми установлен клиновый сухарь 5. Со стороны торца вала выполнено резьбовое отверстие, в 15 котором установлен регулировочный винт 6, взаимодействующий с сухарем

5. Пластины 1 и 2 подпружинены на встречу друг другу, а сухарь — в сторону винта 6. Концы пластин 1 и 2 gp выступают за поверхность вала 4 и установлены в пазах 7, в которые переходит кольцевая поверхность 8 расточки, выполненная в ступице, установленной на конце вала 4, охватывающей вал детали 9.

Работа конструкции осуществляется следующим образом.

При внезапных нагрузках, превышающих максимально допустимые, пластины изгибаются и их концы выходят иэ зацепления с пазами 7 и начинают проскальзывать по кольцевой поверхности

8 расточки. При нагрузках ниже максимально допустимых, пластины 1 и 2, упираясь в стенки пазов 7, передают крутящий момент. Регулировка заданного крутящего момента осуществляется радиальным перемещением пластин 1 и

2 посредством винта 6, воздействующего на сухарь 5. данная конструкция шпоночного соединения позволяет превысить нагрузочную способность соединения, так как крутящий момент передается с вала на охватывающую деталь непосредственно через шпонку, а не через винты.,при упрощении процесса регулировки, так как она осуществляется поворотом лишь одного винта.

Формула изобретения

1. Шпоночное соединение, содержащее пружинную шпонку, установленную на конце вала в его сквозном пазу и в пазах охватывающей вал детали, регулировочный резьбовой элемент отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств соединения, оно снабжено клиновым сухарем, а шпонка выполнена из двух пластин с клиновыми скосами на поверхностях, контактирующих с упомянутым клиновым сухарем, при этом пластины подпружинены навстречу одна другой, а в торце вала выполнено осевое отверстие для размещения регулировочного элемента.

2. Соединение по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что клиновой сухарь подпружинен в сторону регулировочного элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 673767, кл. F 16 В 3/00, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2687544/25-27, кл. F 16 В 3/00, 1979 (прототип).

872804

Составитель В. Голов

Техред А.Ач Корректор Г. Решетннк

Редактор Н. Иинко

Филиал ППП "Патент",г. ужгород, ул. Проектная, 4

Закаэ 8981/53 Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5