Резьбовое соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Севетскнк

Сецналнстнческнк

Респубвнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ВТЕЛЬСТВУ о)872820 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву -., (22) Заявлено 051279 (21) 2848199/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 1.510.81. Бюллетень 89 38

Дата опубликования описания 1510.81 (51)М. Клз

F 16 В 39/32

Государственный комнтет

СССР но дмам нзобретеннй н открмтнй (53) УДК 621.882. (088. 8) В.М.Мурашев и A.È.Ïóñòîâàëîâ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение .относится к машиностроению.

Известно резьбовое соединениЕ; содержащее резьбовой стержень, гайку, выполненную из двух резьбовых дета-, лей, имеющих элементы зацепления в виде радиально установленного штифта, и стопорное устройство в виде .кольца, свободно насаженного на одну иэ резьбовых деталей и соединен» ного с другой резьбовой деталью .через упругий элемент, причем между. торцовыми поверхностями кольца и резьбовой детали размещен антифрикционный элемент (1$, 35

Недос ".атками данного резьбового соединения являются невысокая надежность -стопорения, так,как стопорение осуществляется эа счет силы трения в резьбовом соединении .от си- 30 лы упругого элемента, .Увеличение . жесткости упругого элемента затрудняет откручивание гайки в обратную сторону, следовательно выбирается оптимальный вариант, который и огра- 25 ничивает надежность стопорения резьбового соединения, нарушение покрытия при откручивании (обратном вращении) гайки, приводящее к коррозии деталей,, большой угол разворота при 30

1 стопорении увеличивает время процесса стопорения.

Цель изобретения .- улучшение эксплуатационных качеств и повышение надежности. укаэанная цель достигается тем, что в резьбовом соединении,. содержащем резьбовой стержень, гайку с хвостовиками, на одном иэ которых подвижно установлена втулка с радиально закрепленными на ней штифтами, а на другом — кольцо, соединенное со втул кой упругим элементом и контактирующее торцовой поверхностью с гайкой. через тело качения, хвостовик под втулку выполнен с радиальными прорезями и с клиновыми поверхностями, а штифты - со скосами, контактирующими с упомянутой клиновой поверхностью..

На фиг. 1 изображено реэьбовое соединение, общий вид, продольный разрез, на фиг. 2 - разрез A-А на фиг ° 1 °

Резьбовое соединение содержит резьбовой стержень i„ гайку 2, подвижно установленную .на ее хвостовике 3, втулку 4 с радиально закрепленными в ней штифтами 5, свободные концы б которых .выполнены со скосами

872820

7. На другом хвостовике S,гайки 2 подвижно установлено кольцо 9, соединенное со втулкой 4 посредством упругого элемента 10, ° в виде упругих пластин, закрепленных на них своими концами. Между торцами кольца 9 и гайки 2 установлены шарики.11, завальцованные в гайке 2. На конце хвостовика 3 выполнены радиальные прорези 12 по количеству штифтов 5, образующие лепестки. 13,, в которых выполнены продольные канавки 14 с клиновыми поверхностями, согласованными со скосами штифтов 5 (т.е. выполнены под тем же углом, что и скосы штифтов 5) . При этом поверхность скосов 7 штифтов 5 выполнена 1» ниже дна продольной канавки 14 в ее средней части на величину, превышающую осевой люфт резьбового соединения, а боковые поверхности 15 лепестков 13 выполнены наклонили. На 20 хвостовике 3 гайки 2 выполнена цилиндрическая проточка 16.

Резьбовое соединение работает следующим образом.

Крутящий момент, приложенный ко втулке 4 посредством штифтов 5, взаимодействующих своими концами 6 с боковой поверхностью 15 лепестков 13, передается гайке 2, которая совместно с деталью 4 наворачивается на резьбовом стержне 1 или свинчивается при противоположном моменте, приложенном к детали 4. Для стопорения резьбового соединения на любом участке, винта перемещают втулку 4 в сторону по стрелке Б на фиг. 1 до тех пор, пока штифты 5 выйдут за торец хвостовика 3, после чего поворачивают деталь 4. При этом гайка 2 не вращается из-за наличия шариков 11 между торцами гайки 2 и кольца 9, свободно 40 установленного на другом хвостовике

8 упомянутой гайки 2 и взаимосвязанного с деталью 4 посредством упругого элемента 10. Втулку 4 вращают до совмещения штифтов 5 с продольными 45 канавками 14 лепестков 13. После чего ее отпускают и под действием упругой силы элементов 10 деталь 4 со штифтами 5 автоматически перемещается в сторону наклонных канавок

14, т.е. в направлении, противоположном стрелке Б, и поджимают клиновыми скосами 7 r òèôòoâ через клиновую поверхность наклонной канавки 14 лепестки 13 к резьбовой поверхности стержня 1, при этом скосы, образуемые наклонными поверхностями 15, врезаются в поверхность стержня 1.

Для перемещения гайки 2 по стрежню

1 втулку 4 перемещают в сторону от торца хвостовика 3, разворачивают в противоположную сторону на величину более половины ширины лепестка 13 . и отпускают. Под действием упругих элементов 10 втулка 4 возвращается в исходное расстопоренное положение, в котором штифты 5 расположены в прорезях 12.

Предлагаемое резьбовое соединение позволяет повысить надежность стопорения, за счет клиновидности скосов и канавок лепестков в данном устройстве можно достичь больших усилиИ, необходимых для стопорения при малых усилиях упругого элемент : а) за счет увеличения количества стопорящих элементов, равномерно расположенных вокруг винта, б}. за счет того,.что боковые стороны лепестков выполнены со скосами, врезающимися в тело винта; в) за счет того, что не происходит нарушения антикоррозионного покрытия при откручивании и закручивании, так как усилие упругого элемента выбрано незначительным, причем откручивание и закручивание происходит в расстопоренном положении, а кроме того повьааается удобство эксплуатации, так как невелик угол поворота, необходимый для разворота детали . при стопорении и расстопорении.

Формула изобретения

Резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, гайку с хвостовиками, на одном из которых подвижно установлена втулка с радиально закрепленными на ней штифтами, а на другом - кольцо, соединенное со втулкой упругкм элементом и контактирующее торцовой поверхностью с ràéêîé через тело качения, о т л и ч а юalee с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств и повышения надежности, хвостовик под втулку выполнен с радиальными прорезями и с клиновыми поверхностями, а штифты " co скосами, контактирующими с упомянутой клиновой поверхностью

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9646117, кл. F 16 В 39/32, 1977 (прототип).,872820

10 фиИ

Составитель В.Голов

ТехрЕд М.Рейвес Корректор В.Синицкая

Редактор Н. Иинко

Филиал ППП "Патент", г. Укгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8988/54 Тирам 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5