Подшипниковый узел карданного вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ,, Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 090377 (21) 2460934/25-27 (51) М. КЛ. с присоединением заявки Ио (23)П и
F 16 С 11/06
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и. открытий р оритет
Опубликовано 1510.81. Бюллетень, Н9 38 (53) УДК 621.825. 6 (088.8) Дата опубликования описания 151081 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
/ (54) ПОДШИПНИКОВЫИ УЗЕЛ КЛРДАННОГО BMIA ные концентрично на цапфе крестовины ролики, наружное кольцо подшипника и втулку, втулка выполнена с утолщением на одном конце, причем укаэанный конец втулки расположен в зоне основания. цапфы, а наружное кольцо подшипника установлено с натягом во втулке.
На фиг. 1 представлена конструкция подшнпникового узла, на фиг. 2 схема распределения нагрузки в применяемых подшипннковых узлах (правая. сторона) и,в предлагаемом подшипни ковом узле (левая сторона) .
15 На цапфе 1 крестовины установлены ролик 2 подшипника с наружным кольцом 3. Наружное кольцо 3 подшипника посажено с натягом во втулку 4, которая имеет неравномерное сечение
20 вдоль оси подшипника: часть 5 втулки 4 массивная и может служить одновременно для размещения уплотнительного устройства 6. К проушине 7 фланца или вилки втулка.4 закреплена с помощью крышки 8 ° Упругое кольцо
9 служит для уплотнения зазоров.
При посадке с натягом кольца 3 подшипника в втулку 4 внутренний диаметр (диаметр дорожки качения ) умень30 шается. Вследствие неравномерного сеИзобретение относится к машино-строению, в частности к подшипниковым узлам шарниров карданных валов, имеющих крестовину, например, карданных валов локомотивов, автомобилей и других машин и механизмов.
Известны конструкции подшипниковых узлов карданных валов, имеющих крестовину, ролики, наружное кольцо подшипника, втулку, проушину фланца и вилки (1).
Однако в этих подшипниковых узлах, вследствие наличия радиального зазора в подшипниках, цапфа крестовины перекашивается относительно дорожки качения кольца подшипника и нагрузка вследствие этого концентрируется у торца цапфы. Долговечность подшипниковых узлов шарнира по этой причине значительно снижается.
Цель изобретения — выравнивание контактных напряжений вдоль оси цапфы крестовины, снижение нагруженности роликов у торца цапфы и повышение за счет этого долговечности подшипни« ковых узлов шарнира.
Поставленная цель достигается
j тем, что в подшипниковом узле. карданного вала, содержащем установлен-
Э
1» .:..
М.Ф.Кругличенко, М.И.Сахаров и Н.В. од евич
) (872823
ВНИИПИ Заказ 8988/54 Тираж 863 Подписное
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4 чения втулки 4 происходит неравйомер- ное сжатие кольца подшипника, в зоне массивной части 5 втулки 4 кольцо 3 сжимается больше. Вследствие этого диаметр дорожки качения кольца 4 становится меньше у основания цапфы 1 крестовины и дорожка качения ,Приобретает конусообразную или подобную этому форму с меньшим диаметром у основания цапфы 1 крестовины.
Узел работает следующим образом.
По причине радиального зазора.в подшипниках в известных конструкциях цапфа 1 крестовины (см.фиг.2) перекашивается относительно кольца 3 подшипника (положение Б на фиг.2) и давление q, концентрируется у торца
Цапфы (фиг.2, правая сторона). В предлагаемой конструкции образованная посадкой кольца 3 с натягом форма дорожки качения (угол В на фиг.2) способствует тому, что при передаче нагрузки М цапфы 1 крестовины, поворачиваясь на угол р прилегает беэ перекоса к кольцу 3 подшипника (фиг.2). -За счет этого давление ф вдоль цапфы 1 выравнивается, концентрация снижается и срок службы подшипникового узла возрастает.
В отличие от распространенных конструкций подшипниковых узлов карданного вала, предлагаемая конструк ция обеспечивает повышение срока службы, не требуя дополнительных затрат на изготовление и эксплуатацию. Применение массивной части. на промежуточной втулке дает .воэможность разместить в ней уплотнение. подшипникового узла.
Формула изобретения
f0 °
Подшипниковый узел карданного вала, содержащий установленные кон-, центрично на цапфе крестовины ролики, наружное кольцо подшипника и втулку, отличающийся тем, 15 что, с целью повышения долговечнос1 ти узла за счет вгравнивания контактных напряжений вдоль оси цапфы крестовины, втулка выполнена с утолщением на одном конце, причем указанQQ йый.конец втулки расположен в зоне основания цапфы, а наружное кольцо подшипника установлено с натягом во втулке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кругличенко М.Ф. и.др. Карданный вал для тепловозов TTN4, ТГМ6 и ТГ16. Сб. "Транспортное машиностроение", вып. 5-74-2, 1974, М., НИИФОРМТЯЖМАШ, с. 12-14.