Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ -СВИ ЕТЕЛЬСТВУ, Сеюв Советских
Сециалистическик
Раслублик („1872824 (61) Дополнительное к ает. сеид-еу
l (22) 3алвлено 21.11.79 (21) 2842770/25-27 с присоединением заявки Н9 (53)M. КлЗ
F 16 .С 17/24
Гещ(МрстеекзВмй ееинтет.СССР ве змеи кзобретеннй к еткрмткй (23) Приоритет
Опубликовано 153.081. Бюллетень. М 38
Дата опубликование описания 153. 081 (53) УДК 621.822. 5 (088-8) (72) Автор изобретения и
В.П.Зайцев (71) заявитель (54) подшипник скольжвния
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам скольжения, снабженным устройством для контроля. температуры трущихся деталей машин, а также для контроля их износа, и может быть применено в станкостроении, двигателестроении, в прокатном оборудовании для контроля винтовых пар, направляющих скольжение, колодках и дисках тормозных, устройств.
Известен подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами," подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку (1.).
Ь
Недостатками данного устройства 2О являются инерционность срабатывания сигнализатора, зависящая от интенсивности нагрева подшипника и корпуса, передающих тепло к сигнализатору, отсутствие контроля. температуры нейосредственно поверхностей трения.
Хроме того, в случае нормальной эксплуатации подшипника при наличии смазки температура не превышается, а износ продолжается, т.е. сигнализа-ЗО тор не контролирует "постепенный" износ.
Цель изобретения — повьиаение надежности контроля состояния подшипника и расширение диапазона контролируемых видов отказа.
Указанная цель достигается тем, что подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку, снабжен теплонроводной вставкой, смонтированной во вкладыше, а второй конец легкоплавкой проволоки жестко соединен с этой вставкой.
Кроме того, толкатель может быть выполнен в виде двух магнитов, обращенных друг к другу одноименными полюсами.
Теплопроводная вставка в месте контакта имеет углубление, равное величине предельного износа подшипника.
На фиг. 1 изображен подшипник скольжения с устройством сигнализации об износе, имеющим подпружиненный толкатель, на фиг. 2 — то же, с
8.72824
35
Формула изобретения устройством сигнализации об износе, имеющим толкатель в виде постоянных магнитов.
Подшипник. скольжения вала 1 содержит корпус 2 с установленными в нем вкладышем 3 из антифрикционного материала и сигнализатором. 4 температуры и износа. ПослЕдний состоит из изолирующей втулки 5, на которой закреплены электроконтакты б, соединенные проводами 7 с системой сигнализации. Во втулке установлен толка тель 8, а соосно ему — пружина 9..
Во вкладыш запрессована или посажена на клей теплопроводная вставка
10, выполненная в виде кБнусной пробки с центральным отверстием. В.
-это отверстие вставляется и припаинается проволока 11 из легкоплавкого материала.
Устройство работает следующим образом.
При нормальных условиях эксплуата-. ции вкладыш 3 контактирует с валом 1 через слой смазки и поэтому имеет .место незначительный износ поверхности трения, а температура узла соответствует рабочей характеристике.
Однако постоянно толщина вкладыша 3 вследствие .изнсса уменьшается и . достигает величины О, равной предельно допустимому износу для данного узла. Вместе с вкладышем 3 равномерно изнашивается вставка 10 и проволока 11. Ка« только вал 1 дойдет до углубления во вкладыше 3 или нО вставке 10 проволока 11 перерезается в результате чего толкатель под давлением пружины 9 или магнитных сил отталкивания замыкает контакты б.
При этом замыкается и срабатывает сигнальная цепь, останавливается привод или в подшипник дополнительно подается смазка. В неответственных узлах вывод от контактов б можно сделать в виде штепселя и состояние узла трения проверять периодически измерительным прибором. Наличие тока в цепи говорит о выходе подшипника из строя. При изменении условий работы подшипника: отсутствие смазки, увеличение нагрузки, перекос вала и т.д., резко изменяются рабочие характеристики: повышается трение, износ и в первую очередь резкое повышение. температуры. При аварийном состоянии подшипника от нысокой температуры в месте контакта, куда выходит конец легкоплавкой проволоки, выделяется много тепла, которое воспринимается. частично проволокой и передается теплопроводной, медной встанкой 10. Проволока расплавляется и освобождает толкатель. В случае проворачивания вкладыша 3 в корпусе .2 толкатель 8 выдавливается изсуглубления во вкладыше и рвет проволоку.
Если толкатель имеет плоский торец, то проволока просто срезается, освобождается толкатель.
Сборку подшипника осуществляют следующим образом.
В корпусе 2 укладывают вкладыш 3, а в гнездо вставляют втулку 5 с контактами б, предварительно соединенными с проводами 7 системы сигнализации. При этом необходимо, чтобы конусное отверстие под вставку во вкладыше было соосно гнеэ} у в корпусе под втулку. Затем на толкатель с припаянным к нему прутком легкоплавкого материала 11 наденают пру жину 9, а в случае магнитного толкателя - вторую часть толкателя. Свободный конец проволоки 11 вставляют н, отверстие встав.,и 10 и оплавляют, предварительно создав усилие сжатия в пружине. После этого вставку в сборе с пружиной и толкателем вставляют во втулку и но вкладыш и садят ее на клей. Пружина и магнитные силы необходимы для быстрого срабатывайия и поджатия толкателя вверх или в сторону. Но и случае дейстния силы тяжести на толкатель в неотнетстненных узлах можно обойтись без пружины, вес толкателя при расплавлении проволоки .заставит его упасть на контакты.
Устройство позволяет увеличить число контролируемых параметров, повысить надежность конструкции и предотвратить аварийные и текущие простои, связанные с ремонтом узла.
1. Подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, включающее втулку с изолированными электроконтактами, подпружиненный толкатель и соединенную с ним одним концом легкоплавкую проволоку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности контроля состояния подшипника и расширения диапазона контролируемых нидов отказа, он снабжен теплопроводной вставкой, смонтированной во нкладыше, а второй конец легкоплавкой проволоки жестко соединен с этой вставкой.
2. Подшипник по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что толкатель выполнен н виде двух магнитов, обра 5 щенных друг к другу одноименными полюсами.
3. Подшипник по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что теплопроводная вставка в месте контакта имеет углубление, равное величине предельного износа подшипника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р23854, кл. F 16 С 17/00, 1931.
872824
Составитель И.Яковлев
Техред М;Рейвес Хорректор В.Синицкая, Редактор Н.Минко
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 8988/54 Тираж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5