Узел трения фрикционного механизма
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<»> 872851 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.08.79 (21) 2837816/25-27 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет (5E)M. Кл.
F 16 D 13/64
Гоеударетееииый кеиитет
СССР вв делам изебретеиий и аткрытий
Опубликовано 15.10.81. Бюллетень РВ 38
Дата опубликования описания 15.10.81 (53) УД К 621.825. .54 (088.8} (72) Авторы изобретения
С. А. Лапшин, О. В. Румянцева и С. Г. Борисов, I
/ (71) Заявитель. (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО МЕХАНИЗМА
Йзобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известен узел трения фрикционного механизма, содержащий основание и смонтированные на нем фрикционные элементы (1).
Недостатком его является сложность кон струкции.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату !
О является узел трения фрикционного механизма, содержащий несущий элемент и закрепленные на нем фрикционные накладки (21.
Недостатком его является низкий срок служ15 бы.
Цель изобретения — повышение срока службы.
Поставленная цель достигается тем, что в узле трения фрикционного механизма, содержащем несущий элемент и закрепленные на нем фрикционные накладки, последние выполнены из фрикционных материалов с различными релаксационными характеристиками.
На фиг. 1 представлена схема муфты сцеп- ления; на фиг. 2 — релаксационные характеристики фрикционных материалов.
Узел трения муфты сцепления выполнен в виде ведомого диска, содержащего стутпщу
1, расположенную на шлицевом валу 2 муфты. Несущий элемент 3 установлен на ступице и жестко связан с ней. Фрикционные накладки 4 и 5, выполненные из различных по своим релаксационным характеристикам элементов, закреплены по обе стороны несущего элемента. Ведомый диск расположен между нажимным диском 6 и маховиком 7 двигателя. Возникновение механических автоколебаний релаксационного тина объясняется уменьшением зависимости силы трения скольжения от относительной скорости. соприкасающихся элементов и наличием большого "переменного трения" в системе, значительно нарушающего равенство между силами инерции и восстанавливающей силой.
Релаксацнонная характеристика трущихся элементов н является зависимость силы трения скольжения .от относительной скорости сопри872851 касающйхся элементов. Для снижения уровня механических автоколебаний нужно, чтобы сила трения -скольжения не имела резкого падения с увеличением скорости.
Для достижения этой цели фрикционные накладки 4 и 5, например к примеру выполнены из материалов P-13-254 КА-1 и Ц-9-5-2 и имеют релаксационные характеристики (фиг. 2).
Характеристики даны после прогрева фрикционйого механизма до 200 (режим работы сцепления) .
На участке 1 — 2 работает материал P-13-254, на участке 2 — 3 работает материал КА-1, на участке 3-4 — материал Ц-9-52, на участке
4-5 — материал P-13-254.
В целом полученная характеристика 1-2-3-4
-5 значительно лучше релаксацирнных характеI L 1
КА-1 Ц-9-52 Ц-18-52
Ингредиенты
Асбест "М" пуш.
Асбест И с пуш
СКБ — 50 ср
Сера
Канта кс
46,67
1,8
0,18
0,09
0,36
7,0
7,0
0,9
Шлаковая вата
Смола фенол-формальдегидная сухая, модифицированная канифолью
Смола водорастворимая
10
При включении муфты сцепления фрикционные накладки 4 и 5 ведомого диска входят в контакт с рабочими поверхностями нажимного диска 6 и маховика 7 и вращаются как одно целое. За. счет создаваемого в контакте трения крутящий момент от двигателя через маховик 7, нажимной диск 6 и ведомый диск передается на вал 2 муфты сцепления. В случае пробуксовки одной из накладок, в результате отрицательного импульса крутящего момента на ее поверхности трения (равного
Тиуран
Неодон "Д"
Окись цинка
Свинцовый глет
Графит чешуйчатый
Сурик железный
Латунная стружка Л вЂ” 62
Олеиновая кислота ристик существующих фрикционных материалов, т.е. предложенный:узел трения не дает резкого падения силы трения скольжения с увеличением скорости, по сравнению с узлами трения, состоящих только иэ одного вида фрикционного материала, а это в свою очередь уменьшает уровень автоколебаний во фрикционном механизме.
При более тщательном подборе фрикцион10 ных материалов и их сочетаний в узле трения фрикционного механизма можно получить и более эффективные результаты. релаксационные характеристики трущихся элементов зависят от механических свойств их материалов, а они, в свою очередь, от соста- ° ва материалов.
Состав асбофрикционных материалов приведен в таблице.
17,14
3,43
0,17
0,09
0,17
9,52
6,67
4,76
19,05 разности момента трения покоя и момента трения движения), вторая накладка благодаря
50 другой релаксационной характерисие имеет на своей поверхности трения положительный импульс крутящего момента и обеспечивает передачу крутящего момента на вал 2 муфты сцепления.
Формула изооретения
Узел трения фрикционного механизма, содержащий несущий элемент и закрепленные на нем фрикционные накладки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения срока службы, фрикционные накладки несу;щего элемента выполнены из фрикционных материалов с различными релаксационными характеристиками.
87285) 6
Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции N 2233525, кл. F 16 D 13/64, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР N" 478145, кл. Р 16 О 13/64; 1973 (прототип).
Щит. 7
872851
1О
Составитель И. Яцунов
Техред А.Ач Корректор А. Ференц!
Редактор М. Хома
Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открьпий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Закаэ 8991/56
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4