Пружинное устройство для стопорения вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическими

Республик (i ii 872861 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.12.79 (21) 2849060/25 — 27 с присоединением заявки №вЂ” (28) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 F 3/07

Геаударотеанный комитет

СССР. по делам изеоретеиий и открытий (53) УДК621.272.2 . (088.8) Опубликовано 15.10.81. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 15.10.8!

В, И. Терехов, Д. В. Терехов, С. Д. Филиппов и P., И. Пудовик (72) Авторы изобретения

Челябинский политехнический институт им. Ленинского, комсомола и специальное конструкторское бюро

1

"Ленгидросталь" (71) Заявители (54) ПРУЖИННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ВАЛА

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в станкостроении, самолетостроении, транспортном машиностроении для торможения в системах с гидроприводом.

Известно пружинное устройство для стопореиия вала, содержащее корпус, смонтированный в нем вал с установленным с натягом стопорным элементом, имеющим форму винтовой пружины, выполненной из трубки со штуцером, один конец которой закреплен в корпусе, а свободный конец герметично закрыт. Для увеличения площади контакта трубка выполнена элиптического сечения, при подаче в нее . рабочего тела под давлением она деформируется, освобождая вал, который приобретает возможность вращения в обе стороны. После сброса давления трубчатая пружина охватывает вал, фиксируя его от поворота в сторону навивки (1).

Опнако это устройство является недостаточно надежным и долговечным из-за износа трубки, особенно интенсивного в первых витках, воспринимающих крутящий момент при затяжке. Данное стопоряшее устройство обладает, недостаточной нагрузочной способностью, по-. скольку для управления устройством необходимы тонкостенные трубчатые пружины, которые оказываются перегружены у основания и недогружены у свободного конца.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности при соблюдении компактности изделия.

Эта цель достигается тем, что в пружинном стопоре вала, содержащем корпус, смонтированный в нем вал с установленным с натягом стопорным элементом, имеющим форму винто вой пружины, выполненной иэ трубки со штуцером один конец которой закреплен в корпусе а свободный конец герметично закрыт, стенки трубки выполнены переменного сечения с утолщением к эакрепленттому концу, при этом витки стопорного элемента в местах утолщения стенок установлены с зазором относительно вала.

Часть витков элемента со стороны закрепленного конца выполнены сплошного сечения и установлены с гарантированным зазором.

872861

На фиг, 1 представлен пружинный стопор с многовитковой пружиной из трубки эллиптического сечения со стенками переменной толщины и развертка пружины; на фиг. 2 — то же с комбинированной многовитковой пружи- 5* ной и развертка пружины.

Пружинный стопор содержит многовитковую пружину из трубки 1 эллиптического сечения с переменной толщиной стенки, насаженную на вал 2 таким образом, что первые витки со

Пружинный стопор работает следующим образом

При подаче давления жидкости или газа во . внутреннюю полость трубки 1 последняя деформируется, образуя зазор, необходимый для вращения вала 2. Пружина прижимается при этом к внутренней поверхности корпуса 3

После сброса давления под действием упругих сил трубка охватывает вал. При повороте вала в сторону навивки происходит самозатягивание и фиксация. Усилие от стопорящего момента

30 воспринимается на корпус 3 через штуцер 4 или специальные зажимные устройства.

Пружинный стопор (фиг, 2) содержит многовитковую комбинированную пружину, выполненную составной из двух частей. Одна часть сплошного прямоугольного сечения 5 сварена ,с другой частью из трубки эллиптического сечения 7. Часть пружины сплошного сечения установлена с зазором, а трубчатая — с натягом.

Для подвода жидкости или газа в месте соединения двух частей пружины приварен штуцер

8 и предусмотрено окно 9 в корпусе, обеспечивающее перемещение штуцера при затяжке.

При подаче жицкостй под давлением во внутреннюю полость пружины последняя деформируется и обеспечйвает зазор, необходимый для 4з

4 вращения вала 2. Часть стопорного элемента из пружины сплошного сечения 6 также дефор-. мируется под действием упругих сил и увели, чивает зазор между валом и пружиной. При сбросе давления пружина охватывает вал, при повороте которого в сторону навивки происходит самоэатягивание сначала части 7 пружины, а затем и части 6 пружины. Основную нагрузку при фиксации вала от поворота воспринимает часть в пружины.

Использование стопора с пружиной перемен- ного сечения увеличивает его нагрузочную способность в 2,5 раза, а использование комбинированных пружин увеличивает нагрузочную способность в 5 раз. При этом, поскольку основное усилие торможения прикладывается в основном к.трем первым от места крепления виткам, использование комбинированных пружин устраняет выход из строя из-за износа

I при истирании, Формула изобретения

1. Пружинное устройство для стопорения вала, содержащее корпус, смонтированный в нем вал с установленным с натягом .стопорным элементом, имеюшдм форму винтовой пружины, выполненной из трубки, соединенной со штуцером, один конец которой закреплен в корпусе, а свободный конец герметично закрыт, о тличающееся тем,что,сцельюповышения надежности и долговечности, стенки трубки выполнены переменного сечения с утолщением к закрепленному концу, при этом витки стопорного элемента в местах утолщения стенок установлены с зазором относительно вала.

2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что часть витков элемента со стороны закрепленного конца выполнены сплошного сечения и установлены с гарантированным зазором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 359453, кл. F 16 F 3/07 1971,