Шиберная задвижка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е »872884

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистическик

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.12.79 (21) 2853044/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

F 16 К 3/02//

F16 К 31/44

Геея@рстевннык кеннтет по Аелем нзвбретвннй к еткрв|тий

Опубликовано 15.10.81. Бюллетень № 38 (53) УДК 621.646 (088.8) Дата опубликования описания 25.10.81

Д. Д. Кузнецов и Ю. Д. Чернов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) 1ЙИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к запорным устройствам для резервуаров с газообразными веществами, а именно к устройству шиберных задвижек с запорными клапанами для герметизации камер; предназначенных, в частности, для использования в станках, на которых производится обработка изделий в специальной среде, например инертных газах.

Известны шиберные задвижки, состоящие из корпуса и затвора, соединенного с приводом. Они снабжены узлом, состоя- io щим из взаимодействующих между собой цапфы с гайкой, основания и каретки, снаб.женной зубчато-реечной передачей и связанной с приводом, а на корпусе выполнен упор, взаимодействующий с основанием (1).

Однако наличие подвижного основания, установленного в дополнительйых направляющих каретки, требует ее дополнительного хода, необходимого для открывания и закрывания затвора, приводит к увеличению длины направляющих и габарита корпуса.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является шиберная задвижка, содержащая корпус с седлом, взаимодействующим с запорным органом, снабженным зубчато-реечным механизмом срабатывания и установленньГм на каретке, смонтированной на направляющих корпуса и взаимодействующей с винтовым приводом, гайка которого установлена с возможностью осевых перемещений относительно каретки (2) .

Недостатком этого устройства является наличие зубчато-реечного механизма срабатывания запорного органа, что приводит к усложнению конструкции и снижению его надежности.

Цель изобретения — упрощение конструкции задвижки и повышение ее надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в шиберной задвижке, содержащей корпус с седлом, запорный орган, снабженный механизмом срабатывания и установленный на каретке, смонтированной на направляющих корпуса и взаимодействующей с винтовым приводом, гайка которого установлена с возможностью осевых перемещений относительно каретки, механизм запорного

872884

Формула изобретения

55 органа выполнен в виде установленного на каретке двуплечего рычага, одно плечо которого снабжено головкой, воздействующей на запорный орган, а другое — роликом, причем на гайке винтового привода установлен кулачок, а на корпусе — планка со скосом, взаимодействующие с роликом.

На фиг. 1 изображена шиберная задвижка, общий вид; на фиг. 2 — механизм срабатывания затвора, разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — винтовой привод перемещения каретки, сечение Б — Б на фиг. 2 (гайка находится в положении, когда затвор закрыт); на фиг. 4 — то же, при открытом затворе.

Шиберная задвижка содержит корпус

1, в котором имеется седло 2, закрываемое запорным органом 3, уплотняемым прокладкой 4. Запорный орган 3 снабжен центральной цапфой 5 (фиг. 2), входящей с возможностью осевого перемещения в сквозное отверстие, выполненное в каретке 6, перемещаемой в направляющих 7 и 8 корпуса 1 от винтового привода. Приводит состоит из двигателя 9, передающего вращение через шестерни 10 и 11 на ходовой винт 12, взаимодействующий с гайкой 13.

Гайка 13 установлена в направляющих 14 и 15 с возможностью осевых перемещений относительно каретки на расстоянии от плоскости 16 каретки 6 до регулируемого упора 17, установленного в каретке.

На каретке 6 на оси 18 установлен двуплечий рычаг 19, одно плечо которого снабжено сферической головкой 20, воздействующей на торец поджимаемой пружиной 21 пяты 22, ввернутой в цапфу 5 запорного органа 3. На другом плече рычага 19 при помощи шарнирного подшипника (не показан) на оси 23 установлен ролик 24, взаимодействующий с кулачком 25, расположенным на гайке 13, и планкой 26 со скосом 27, закрепленной на корпусе 1.

Шиберная задвижка работает следующим образом.

Для открывания запорного органа 3, закрывающего седло 2 (фиг, 2), включают двигатель 9, который через шестерни 10 и 11 вращает винт 12 (фиг. 1). При этом гайка

13 начинает перемещение по направляющим 14 и 15 от упора 17 к полости 16 (фиг. 3), а каретка 6 остается неподвижной, так как ее перемещению препятствует ролик 24, упирающийся в скос 27 планки 26.

По мере перемещения гайки 13 относительно каретки 6 кулачок 25 отходит от ролика 24, который, катаясь по его наклонной поверхности, опускается вниз под действием пружины 21; через пяту 22 и головку

20, поворачивающей рычаг 19 на оси 18.

При этом затвор 3 под действием той же пружины 21 поднимается, отходя от уплотнения 4. Поворот рычага 19 и подъем запорного органа 3 продолжается до тех

Зо

35 пор, пока ролик 24 не выйдет со скоса 27 на горизонтальный участок планки 26, так как в этот момент гайка 13 упирается в плоскость 16,каретки 6-и начинается совместное перемещение гайки 13 и каретки 6 в направляющих 7 и 8 до положения, показанного на фиг. 4. При этом перемещении каретка 6 отводит запорный орган от седла 2 в положение, показанное на -фиг. 1 пунктирной линией.. По достижении крайнего положения . запорного органа электродвигатель 9 отключают. После проведения необходимых работ через открытое седло 2 для закрывания запорного органа включают вращение двигателя 9 в противоположном направлении, который через шестерни

10 и 11 и винт 12 начинает перемещать гайку из положения, показанного на фиг. 4, вправо. При этом кулачок 25 воздействует своей наклонной поверхностью на ролик 24.

Угол наклона этой поверхности выбирается таким, чтобы не происходило заклинивания ролика 24 между кулачками 25 и планкой

26, которая воспринимает радиальную составляющую усилия, возникающего при перемещении гайки 13 и препятствует повороту рычага 19. В результате этого каретка 6 вместе с запорным органом 3 перемещается в направлении седла 2. Перемещение каретки продолжается до тех пор, пока она не достигнет крайнего положения, ограниченного упором, и ролик 24 не достигнет скоса 27 планки 26. Гайка 13, продолжая движение, кулачком 25 выжимает ролик 24 по скосу 27 планки 26 вверх. При этом рычаг 19, поворачиваясь на оси 18, головкой 20 воздействует на пяту 22, которая, сжимая пружину 21, прижимает запорный орган 3 к уплотнению 4, чем достигается герметизация седла 2. После этого двигатель 9 отключают.

Технико-экономический эффект заключается в упрощении конструкции механизма срабатывания затвора, повышении надежности работы и упрощении его наладки.

Шиберная задвижка, содержащая корпус с седлом, запорный орган, снабженный механизмом срабатывания и установленный на каретке, смонтированной на направляющих корпусах и взаимодействующей с винтовым приводом, гайка которого установлена с возможностью осевых перемещений относительно каретки, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы, механизм срабатывания запорного органа выполнен в виде установленного на каретке двуплечего рычага, одно плечо которого снабжено головкой, воздействующей на запорный орган, а другое — роликом, причем на гай872884 ке винтового. привода установлен кулачок, а на корпусе — планка со скосом, взаимодействующие с роликом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 553381, кл. F 16 К 3/00, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2407523/08, кл. F 16 К 3/00, 1978 (прототип) .

872884

26 23 2/,1

16 13 77

25 24с 2б, Составитель А. Косолапов

Редактор М. Хома Техред А. Бойкас Корректор М. Демчик

Заказ 8992/57 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4