Способ реставрации леточного блока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ Е ТЕ ЛЬСТВУ
<1и872933
Союз Советских
Социалистических
Республик (6! ) Дополнительное к ввт. свкд-sy (22) Заявлено 29.11.79 (21) 2845288/22-02 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 15.10.81. Бюллетень 1та 38
Дата опубликования опксвння 18.10.81 (51 ) М. Кл.
F 27 1,) 3/15
9кударстеаккыЯ камитет
CCCP ию делам кзобретеииЯ н вткрыткЯ (53) УДК В69.188 (088.8) В. Я. Капелянов, А. H. Овчарук, А. A. Чумаков" ---. и В. А. Микитенко ,II
1 (72) Авторы изобретения.Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени металлургический институт
U. (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕСТАВРАШ4И ЛЕТОЧНОГО
БЛОКА
Изобретение относится к черной и цветной металлургии и может быть использовано при эксплуатации плавильных печей.
Известен способ запрессовывания формованной массы давлением 200 -
700 кгс/см (2-7 кН/см ) в форму-с последующим ее обжигом 1)
Недостатками данного способа являются неравномерное давление прессования в объеме формы, так как у стенок формы и у торца плунжера оно намного больше, чем в ее центре; значительная длительность,обжига; пористость повер ности, так как летучие газы, удаляясь из внутреннего объема массы, образуют малые и большие поры в зависимости от выбранной скорости наг1.ева, i
Наиболее близким по технической сущности и достигаемой цели к изобретенню является способ реставрации леточного блоха путем подготовления брикетов фор мующей массы по размерам леточного отверстия, впрессовываиия их в леточный канал, нагрева, обжига и коксования массы. Перед подачей i формуюшей мас» сы, обычно. электродной или подовой, производят выпуск расплава из печи, для чего летку прожигают металлнчееким прутком диаметром 25 мм. После выпуска расплава леточный канал тщательно очищают от металла и шлака, и брикеты формующей массы .подаются в леточный канал, а массу утрамбовывают пятаком диаметром 0,7-0,8 диаметра отверстия леточного канала при помощи машины для забивки леточного о т верстия. При этом удары керна машины производятся с интервалами для возможности размягчения массы от нагретого леточного блока. Для предотвращения вытекания массы из наружного торца леточного канала он прикрывается слоем глины в 100-150 мм, который удержи вается "пятаком трамбовки диаметром
500 мм, Масса коксуется за счет теп-. ла из ванны работающей печи. Длитель ность коксования достигает 1,5-2 сут (21, 872933 ф
Недостатками этого способа являются большой расход формуюшей массы, связанный с тем, что канал заполняе1 ся массой по всему объему, часть массы через внутренний открытый торец вытекает в ванну печи; значительная дли» тельность коксования, так как подвод тепла осуществляется только из ванны печи; низкое качество скоксованной массы в канале вследствие неравномерного давления прессования по длине канала, вытекания массы в ванну печи, что приводит к образованию повышенной пористости скоксованного материала.
Бель изобретения - экономия формуюшей массы, повышение качества ее скоксованной поверхности.
Бель достигается тем, что согласно способу реставрации леточных блоков, включающему подготовку брикетов формуюшей массы, впрессовывание ее в леточный канал, нагрев, обжиг и коксование, впрессовывание массы ведут после нагрева ее до 120-140 С и со скоростью подачи в леточное отверстие 20-30 см/мин, обжиг осуществляют с дополнительным нагревом массы со скоростью 50-100 град/ч до 900-1000 С и последующей выдержкой при этой температуре 2-3 ч.
Радиальную подпрессовку массы по длине канала осуществляют вдавливанием по центру наружного его торца полого из тонкой легированной стали "глухого" конуса, армированного прутковым металлом, предварительно подогретым перед началом подпрессовки до 120-140 С. о
Вдавливание конуса производится усилием 2-2,5 кН/см, и скорость продвижеQ, ния конуса вглубь канала составляет
20-30 см/мин. Обжиг и коксование ведут с дополнительным обогревом пламенем сгорающего водорода с диссоциацией продуктов пиролиза массы и природного газа из горелки, установленной в открытом торце конуса. При этом идет насышение коксуюшей поверхности леточного канала пироуглеродом, отлагаюшимся íà поверк ности пор при диссоциации газообразных продуктов пиролиэа массы перед стенкой конуса, причем скорость нагрева массы составляет 5,0«100 град/ч. Конус выполняется в соответствии с геометрией леточного канала. Тонкая легированная стальь на его поверхности является молекулярным ситом. Она пропускает молекулы водорода и не пропускает молекулы кислорода. Толщина стали для этих целей должна находиться в пределах 1,52 мм. С уменьшением толщины от это5
2О
25 зо
ro диапазона теряется жесткость системы, а увеличение толщины выше 2 мм прйводит к затруднению транспортировки водорода в полость конуса. Конус перед подпрессовкой массы разогревается до
120-140, так как при более низкой температуре размягчение массы происходит медленно и удлиняется время реставрации леточного блока, а при температуре выше 140 масса начинает газить, ухудшая качество скоксованного блока, Усилие прессования 2-2,5 кН/см объясняется тем, что при усилии ме« нее 2 кН/см резко увеличивается время подпрессовки, а при давлении более
2,5 кН/см образуются сколы участков массы. Скорость продвижения конуса вглубь канала 20-30 смlмин объяеняется тем, что при меньшей скорости увеличивается время подпрессовки, при увеличении ее свыше 30 смlмин масса не успевает размягчиться и образуются сколы участков канала. Скорость коксования массы в 50/100 град/ч объясняется тем, что при скорости коксования менее 50 град/ч удлиняется время обжига, а при скорости более 100 град/ч значительно увеличивается вспучивание массы и образование пор по всей поверхности леточного канала. При нагреве массы менее 900 С не обеспечивается нужо ная скорость выхода летучих газов, нагрев выше 1000 С нецелесообразен по расходу газов. Выдержка менее двух часов не обеспечивает полного выхода летучих газов, увеличение ее более трех часто удлиняет время простоя печи, На фиг. 1 представлен леточный блок, вертикальный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.
Угольная обстановка 1, окаймленная мелкодисперсной засыпкой 2 и кожухом
3, расположена над леточным блоком 4, в канале которого со стороны ванны печи оставляется участок 5 спекшейся футеровки, к которому примыкает запрессованная в канал электродная масса 6 и подпрессовываюший массу полый из тонкой легированной стали конус 7, армированный металлическим прутком. Снаружи леточного блока расположены водоохлаждаемая арматура 8 с огнеупорной футеровкой и примыкающий к блоку
4 сливной желоб 9. Под леточным блоком 4 находится коренной блок 10, ог раниченный внизу со стороны ванны пе чи подовыми угольными блоками 11, а с наружной стороны печи футеровкой 12 и кожухом 3.
5 8729
Пример . После определения начала ремонта леточного блока иэ соседней летки печи выпускается весь расплав, реставрируемый канал очищается от металла и шлака. При этом останавливается неразделенным участок 5 канала длиной в 0,1-0, 15 длины 6 леточного блока 4 (наприм р, для печей РПЗ-48 мощностью 63 МВА E 1500 мм, а учас ток 5 составляет 150-200 мм). После этого заранее подготовленные брикеты массы 6, соответствующие размеру канала, укладывают в него, нагревают ко нус 7 и брикет массы факелом до 120—
150 С и подпрессовывают с помощью машины для эаделывания летки. Усилие прессования составляет 2,5 кН/см а его скорость 20 смlмщ . После того, как весь конус 7 входит в леточный ка нал, керн машины для заделки летки оьсоединяется от конуса 7, и машина отводится от леточного блока. Начинается обжиг массы в леточном канале горелкой через полость конуса. Так как конус выполнен из хромоникелевой стали толщи ной 2 мм, водород - продукт разложения массы, проходит сквозь стенки корпуса
7 и также. участвует в обжиге массы 6.
Обжиг ведут в течение 12-14 ч, при этом температуру конуса поднимают пос тепенно со скоростью 90 град/ч до 100(РС.
После выдержки при этой температуре в, течение 2З ч производят вывод конуса 7 из леточного канала, леточный канал готов к выпуску расплава.
33 6
Предлагаемый способ по сравнению с известным позволяет экономить до 50% электродной массы, идущей на заделку лет-, ки. При работе по известному способу реставрация леточного канала производится ежемесячно, и расход массы на ремонт составляет 300-400 кг. Годовой экономический эффект только эа счет экономии электродной массы на эксплуатации одной летки составляет 131,4 р. !
Формула изобретения
Способ реставрации леточного блока, включающий подготовку брикетов формуюшей массы, впрессовывание ее в леточный канал, нагрев, обжиг и коксование, отличающийся тем, что, с целью экономии формующей массы, повышения качества скоксованной поверхности, впрессовывание массы ведут после нагрева ее до 120-140 С со скоростью подао чи в леточное отверстие 20-30 см/мин, обжиг осуществляют с дополнительным нагревом массы со скоростью 50-100 град/ч до 900-1000 С и последующей выдержкой при этой температуре в течение 2-3 ч.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Горлов Ю. П. и др. Огнеупорные и теплоиэоляционные материалы. М., Стройиздат, 1976, с. 23-24.
2. Стандарт СТП-4-04-0-76 (эксплув тация и ремонт леточных блоков Никопольского завода ферросплавов). Никополь, 1976.
872933
Вид A
Составитель В. Веретенников
Техред Л. Пекарь Корректор М. Коста
Редактор Л. Копецкая
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4
Заказ 9007/60 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауяскаи наб„д. 4/6