Устройство для контроля знаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соавтскнх

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЗЬСТВУ

0>873263 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 171239 (21) 2853160/18-24 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Опубликовано 151081. Бюллетень 89 38

Дата опубликования описания 151081 (я) и. кл.з

6 09 В 7/07

Госуяарствеииый комитет

СССР ио девам изобретений и открытий (53) ЮЮ 681 ° 3.071 (088. 8) В -И.Корнейчук, В.Г.Слипченко, В.Н.Са око, -В.В.Пиксатав и О. В Луравлев

Киевский ордена Ленина палитехнич ский институт,г

:им.50-летия Великой Октябрьской сациалйстиееекой ревблюции (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для программированного обучения и контроля знаний учащих-.. ся по различным дисциплинам.

Известно устройство, содержащее пульты учащихся, блок оценки,.коммутатор, счетчик правильных ответов, счетчик количества учащихся и блок рпределения веса вопросов (1 ).

Недостатком устройства является .низкая точность оценки знаний.и.ограниченные дидактические возможности.

Известно также устройство, кото-.. рое содержит связанные соответствую- 15 щим образом блок ввода вопроса и ответа, блок поиска информации, блок: определения оценки, блок анализа сложности вопроса, блок индикации и регистрации, блок предъявления инфор- 20 мацни, блок формирования вопроса,. блок формирования ответов(2).

Недостатком даннога устройства являются ограниченные дидактичес- . кие воэможности.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устрайство4со-, держащее блок ввода ответа, выходы которого подключены к блоку выбора заданий и логическому блоку, который 30 через блок оценки соединен со входам блока предъявления заданий и инди-. кации результатов контроля, второй вход которого подключен к выходу блока памяти,,соединенного со вхоцом логического блока и выходом блока выбора заданий 31.

Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения контролирующей программы и предоставить обучаемым одинаковые по трудности контрольные задания, однако его эффективность ограничейа из-эа низкой скорости учебного процесса, обусловленной индивидуальным темпом работы.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет интенсификации учебного.про

;цесса.

Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок индикации и последовательно включенные блок ввода учебной информации, блок памяти, пульты обучаемых и первый блок счетчиков, вторые выходы пультов обучаемых подсоединены к соответствующим вторым входам блока памяти; введены второй блок счетчиков, после довательно включенные первый элемент

И и дешифратор оценок, а также послеЪ

873263

55 довательно включенные элемент ИЛИ, блок деления кодов, шифратор, блок регистров и блок поиска максимального числа, соединенный выходом с первым входом блока индикации,,второй вход которого подключен к выходу де5 шифратора оценок, второй вход которого соединен с выходом блока регистров, подключенного вторыми входами ко вторым выходам пультов обучаемых, соединенными с соответствующими входами элемента ИЛИ и второго блока счетчиков, выход которого подключен ко второму входу блока деления кодов, соединенного третьим входом с выходом первого блока счетчиков, а вторым выходом — со вторым входом 15 блока поиска максимального числа, входы элемента И подключены к соответствующим вторым выходам блока памяти °

Причем блок поиска максимального 2О числа содержит генератор и последовательно соединенные сдвигающие регистры, узел элементов И, инвертор, триггер и второй элемент И, подключенный выходом к первым входам сдвигающих регистров, в-орые входы которых являются первыми входами блока, а третьи входы — вторым входом блока, соединенным со вторым входом триггера, второй вход второго элемента И подключен к выходу генератора, а третий вход — к выходу узла элементов И, вторые выходы сдвигающих регистров являются выходами блока.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства для группового контроля знаний обучаемых, на фиг. 2 — функциональная схема блока поиска максимального числа.

Устройство для контроля знаний обуча-40 емых состоит из пультов 1 обучаемых,содержащих блок 2 ввода ответов, подключенный двумя выходами к логическому блоку 3, вход которого, как и вход блока 4 предъявления учебных 45 заданий, подсоединен к регистру 5 заданий. Вхеды регистров 5 всех пультов 1 связаны с выходами регистров б вариантов блока 7 памяти, вхо ды которых подключены:к выходу блока 8 ввода учебной информации (вариантов учебных заданий). Другие выходы блоков 2 всех пультов 1 подключены к регистрам 6, блоку 9 счетчиков (заданий), блоку 10 регистров и через элемент ИЛИ 11 к блоку 12 деяния кодов. Один из входов блока

12 связан с блоком 13 счетчиков (сигналов правильности ответов), входы которых соединены с выходами блоков 3 всех пультов 1. Еще один вход блока gg

12 подключен к блоку 9, а управляющий выход блока 12 связан с блоком 14 поиска максимаЛЗного числа.

Информационный выход блока 12 через шифратор 15 подсоединен к блоку 10, 65 выход которого подключЕн к блоку 14 поиска максимального числа и входу дешифратора 16 оценок, связанного другим входом через элемент И 17 со всеми нулевыми выходами первых разРядов регистров 6. Выход дешифратора 16 связан с одним из входов блока 18 индикации, другой вход которого соединен с блоком 14 поиска максимального числа.

Блок 14 поиска максимального числа содержит сдвигающие регистры 19, входы которых связаны с блоком 10 регистров, блоком 12 деления и с элементом И 20, входы которого пОдключены к генератору 21, триггеру 22 и через узел 23 элементов И со всеми нулевыми выходами первых разрядов ре-. гистоов 19. Выход узла 23 через инвертор 24 подсоединен к нулевому входу триггера 22, единичный вход которого связан с блоком 12 деления ходов.

Единичные выходы первых разрядов регистров 19 подключены к блоку 18 индикации.

Устройство для.контроля знаний обучаемых работает следующим обоазом.

Из блока 8 в блок,7 вводятся последовательно по вариантам учебные контрольные задания, содержащие учебную инФормацию и эталонные ответы. По . сигналу "Готовность", поступающему с выхода 4 -ro блока 2 пульта 1 из 1 -го регистра 6 блока 7, последовательно считывается одно контрольное задание методом сдвига на заданное число разрядов.Это задание поступает в регистр

5 1-го пульта 1. Информационная часть задания выводится обучаемому с помощью блока 4, а эталонная информация поступает в блок 3.

Обучаемый, ознакомившись с учебным заданием, формирует ответ на контрольный вопрос с помощью блока 2, Код ответа поступает по первому выходу блока 2 в блок 3, который реализует операцию сравнения данного кода с кодом эталона. Сравнение производится после Формирования на втором выходе блока 2 сигнала ",Готовность", поступающего на управляющий вход блока 3, Сигнал "Готовность",-из блока 2 Й-ro пульта 1 поступает также в блок 9, где увеличивает на единицу содержимое

1 -ro счетчика. Если учашийся ответил верно, т.е. коды эталона и ответа совпали, то сигнал с выхода блока 3 1-ro пульта 1 поступает в блок 13, где фиксируется на 4 -том счетчике. Кроме того, сигнал "Готовность" через элемент 11 запускает блок 12, который формирует отношение числа правильных ответов к числу выполненных.на данный. момент -м обучаемым заданий.

Сигнал "Готовность" поступает также на соотоетствующий данному пульту 1 регистр в блоке 10, чем обеспечивает873263 ся готовность данного регистра для вательную леятельность обуча.емых и инприема через шифратор 15 оезчльтата тенсифицировать процесс контроля за деления из блока 12. Шифратор 15 пре- счет создания игровой ситуации гонки образует результат деления из двоич- . за лидером в учебном процессе. ного кода в кол с позиционной едиФормула изобретения ницей. Например, коду 011 будет соответствовать код 0000100, т.е. номер разряда регистра соответствует записанному числч, Сигнал конца деления из блока 12 запускает блок 14. По этому сигиалч происходит поием парал лельного кода из блока 10 на регистры 19. Кроме того, поступивший управляющий сигнал взводит триггер 22, открывающий по одному из входов элемент И 20. Через элемент И 20 при условии отсутствия единицы в первых (старших) разрядах регистров 19, что фиксируется узлом 23,. на сдвиговые входы всех регистров 19 поступают импульсы, формируемые генератором

21. Во всех регистрах 19 начивается синхронный сдвиг записанной информации. Сдвиг продолжается до тех пор, пока в одном (или одновременно в нескольких) из регистров 19, в первом разряде, появится единица. При этом, с узла 23 снимается нулевой потенциал, закрывающий элемент И 20 и инвертирчемый инвертором 24, сбрасывающий в ноль триггер 22. С единичного выхода первого разряда регистра 19, в котором обнаружена единица, снимается сигнал на блок 18, где высвечивается номер данного регистра, соответствующий HOMepv пульта 1 ° Таким образом, на блоке 18 высвечивается оперативная информация о наиболее успешно работающих обучаемых. Та кая инФормации стимчлирует работу над заданиями остальной группы. Одновременно с описанными операциями сигнал "Готовность" из блока 4 1 -Го пульта 1 поступает на сдвиговый вход соответствующего регистра 6 в блоке"

7, что вызывает занесение нового за-! дания в регистр 5 данного пульта. Ра бота устройства повторяется до тех пор, пока в маркерных разрядах всех регистров 6 не появятся нули, что: сигнализирует оо выполнении группой всех заданий. Тогда с элемента И 17 поступает разрешающий сигнал на дешифратор 16, который отношение правильных ответов к введенным от каждого пульта 1 дешифрирует в оценку

Обучаемого;работающего за данным пультом 1., Оценки выводятся на блок

18. устройство позволяет одновремеВНо контролировать группу обучаемых ло различным тестовым заданиям,что обес ечивает надежность контроля знаний. Структура устройства позволяет работать каждому обучаемому в удоб ном для него темпе, т.е. обеспечивается адаптация по темпу обучения и контроля. Введенные в устройство элементы позволяют активизировать поэна1. Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок индикации и последовательно включенные блок ввода учебной информации, блок памяти, пульты обучаемых и первый блок .счетчиков, вторые выходы пультов обучаемых подсоединены к соответствующим вторым входам блока памяти, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет интенсификации учебного процесса, оно содержит второй блок счетчиков, последователь20 но включенные первый, элемент И и дешифратор оценок, а также последовательно включенные элемент ИЛИ,,блок деления кодов, шифратор, блок регистров и блок поиска максимального чис25 ла, соединенный выходом с первым входом блока индикации, второй вход ,которого подключен к выходч дешифратора оценок, второй вход которого соединен с выходом блока регистров, 30 подключенного вторыми входами ко вторым выходам пультов обучаемых, соединенными с соответствующими входами элемента ИЛИ и второго блока счетчиков, выход которого подключен ко второму входч блока деления кодов, соединенного третьим входом с выходом первого блока счетчиков, а вторым выходом - co вторым входом блока поиска максимального числа, входы элемента И подключены к соответствую40 щим вторым выходам блока памяти.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что. в нем блок пОиска максимального числа содержит

: генератор и последовательно соединенные сдвигающие регистры, узел элементов И, инвертор, триггер и второй элемент И, подключенный выходом к первым входам сдвигающих регистров, вторые входы которых являются первыми входами блока, а третьи входывторым входом блока, соединенным со вторым входом триггера, второй вход . второго элемента И подключен к выходу генератора, а третий вход— к выходу узла элементов И, вторые выходы сдвигающих регистров являются выходами блока.

Источники инфо эмации.

l принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

6О В 562848, кл. G 09 В 7/07, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

9 488246, кл. 0 09 В 7/02, 1975.

3 ° Авторское свидетельство СССР

В 579653, кл. G 09 В 7/06, 1977.

65 (прототип > °

8732бЗ

Pvz.2

Составитель A.Êàðëoâ

Техред T.Ìàòî÷êà - Корректор . M.Äeì÷èê

Редактор К.Волощук

Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раьлаская наб., д. 4/5.Заказ 9053/76

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. GDoeKTHcLJi 4