Гидравлическая система управления транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
O ll H -С А Н И Й ()873282
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советсиии
Социапистическик
Республик
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Sl } Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 19.12.79 (21) 2854469/27-11 (5!)М. Кл.
В 62 О 5/06 с присоединением заявки М— (23) П риоритет
3есударстмнны)) комитет
СССР по делам нзсбретенн)) н открытий
Опубликовано ) 5 ) 0, 81 Бюллетень М 38 (53) УДК 629.)13 (088.8) Дата опубликования описания 18. 10.81
Карагандинскии научно-исследовательск и np(f gg-..
";i1. конструкторский н экспериментальный инск
"Гипроуглегормаш" (71) Заявитель (54 ) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕИА УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидравлических системах рулевого управления транспортного средства, в частности в системах управления шарнирно-сочлененных машин с двумя тяговыми секциями.
Известна гидравлическая система управления транспортного средства, содержащая распределитель рулевого управления, соединенный гидролиниями
10 с исполнительными цилиндрами, дозатором, кинематически связанным е рулевым колесом, двумя гидронасосами и гидробаком, предохраниТельные устрой35 ства и дополнительный потребитель )), Недостатком этой системы является ограниченная сфера ее использования, так как при работе рулевого привода оба насоса работают одновременно на систему рулевого управления и отработавшая рабочая жидкость от обоих насосов поступает в сливной бак, что не позволяет питать рабочей
Ф жидкостью дополнительные гидравлические потребители..
Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения работоспособ« ности системы при выходе из строя одного из гидронасосов при возможности одновременной работы системы рулевого управления и дополнительного потребителя, Указанная цель достигается тем, I что система снабжена дополнительным распределителем с двумя сблокированными, гидравлически управляемыми двухпозиционными золотниками, установленным в гидролиниях; соединяющих упомянутые гидронасосы с распределителем рулевого управления и выполненным с возможностью соединения в одном положении упомянутых золотников напорной гидролинии первого гидронасоса с распределителем рулевого управления, а второго — с напорной гидролинией дополнительного потребителя, а в другом положении — напорной гид873282
55 ролинии второго гидронасоса с распределителем рулевого управления, а первого - с напорной гидролинией дополнительного потребителя.
На фиг. l изображена приниципиальная схема гидравлической системы рулевого управления самоходного транспорт",. ного средства с дополнительным распределителем, золотники которого находятся в верхнем положении; на фиг. 2 — гидравлическая схема дополнительного распределителя с золотниками в нижнем положении, Секции 1 и 2 транспортного средства шарнирно соединены с промежуточной секцией 3, являются тяговыми и каждая иэ них содержит соответственно двигатели 4 и 5, гидронасосы 6 и 7 и гидравлические дополнительные потребители (не изображены). В гидравлическую систему рулевого управления входят гидронасосы 6 и 7, дополнительный распределитель 8, дозатор 9, приводимый в действие .рулевым колесом
10, распределитель рулевого управленяи 11, соединенный гидролиниями с исполнительными цилиндрами 12-15, расположенными попарно между секциями 1и 3 и 2 и 3, предохранительные устройства 16-19, Дополнительный распределитель 8— двухпозиционный, с собственным гидравлическим управлением н имеет в едином корпусе два золотника 20 и 21 с разными площадями торцов и шесть выводов
22-27, Вывод 22 через трубопровод 28 соединен с гидронасосом 6, а вывод
23 каналом 29 соединен с нижними торцовыми полостями эолоников 20-21 и через трубопровод 30 с гидронасосом
7, Выводы 24 и 25 посредством трубопроводов 31 и 32 соединены с выводами
33 и 34 распределителя рулевого управления 11, имеющего также еще выводы
35-38, Вывод 26 каналом 39 соединен с верхними торцовыми полостями золотников 20 и 21 и через трубопровод 40с напорной гидролинией дополнительного потребителя, а вывоц 27 через трубопровод 41 — с напорной гидролинией дополнительного потребителя, ДОзатор 9 представляет собой реверсивный шестеренчатый насос с ручным приводом подвижного элемента. Распределитель рулевого управления 11 трехпозиционный, с гидравлическим управлением — содержит золотник цилиндрической формы 42, пружины 43 и
44 и шесть вывод в 33-38, Выводы
1О
35 и 36 каналами 45 и 46 соединены с торцовыми полостями золотника 42 распределителя рулевого управления 11 и через трубопроводы 47 и 48 — с доэатором 9. Выводы 37 и 38 через трубопроводы 49 и 50 соединены с полостями исполнительных цилиндров 12-15.
Кроме того, вывод 33 каналами 51 и
52 сообщается с выводом 34, Предохранительные устройства 17 и 18 связаны с напорными полостями гидронасосов
6 и 7 соответственно.
Работа системы заключается в сле" дующем.
При работе обоих гидронасосов 6 и 7 золотники 20 и 21 дополнительного распределителя за счет усилия, создаваемого давлением в торцовых полостях и разностью площадей торцов золотников 20 и 21 занимают положение, изоб-. раженное на фиг. l. Поток рабочей жидкости от гидронасоса 6 по трубопроводу 28 через золотник 20, трубопровод 31, распределитель рулевого управления il, трубопровод
32, золотник 21 по трубопроводу
40 отводится в напорную гидролинию дополнительного потребителя, а от гидронасоса 7 по трубопроводу 30 через золотник 20 по трубопроводу 41 напорную гидролинию дополнительного потребителя, При повороте рулевого колеса 10, например, вправо, рабочая жидкость, нагнетаемая дозатором 9, проходит по трубопроводу 47 и каналу
45 в нижнюю торцовую полость, золотник 42 распределителя рулевого управления ll, преодолевая усилие пружины 43, смещается вверх и разобщает выводы 33 и 34, а следовательно,, сообщает гидронасос 6 с доэатором 9 через канал 51 и вывод 36 распределителя рулевого управления 11 и трубопровод 48. Кроме того, золотник 42 сообщает выводы 35 и 38 распределигеля рулевого управления 11, через которые дозированный поток рабочей жидкости от дозатора 9 поступает по грубопроводу 50 в полости 54 и 57 цилиндров 12 и 14 и в полости 55 и
60 цилиндров 13 и 15. Перемещения штоков цилиндров 12-15 осуществляют поворот секций 1 и 2 относительно секции 3, т.е. поворот транспортного средства, Вытесняемая из противоположных полостей 53 и 58, 56 и 59 исполнительных цилиндров 12-15 рабочая жидкость по трубопроводу 49, выводу.37, каналу 52 и выводу 34 рас873282 6 те транспортных средств в естественных условиях.
Формула изобретения
М пределителя рулевого управления 11, трубопроводу 32 через золотник 2! по трубопроводу 40 отводится в напорную гидролинию дополнительного потре.бителя. При остановке рулевого колеса 10 давление в нижней торцовой полости золотника.42 распределителя .рулевого управления 11 уменьшается.
Вследствие этого золотник 42 распределителя рулевого управления 11 усилием пружины 43 перемещается вниз до нейтрального положения, разобщая полости исполнительных цилиндров 1215 с гидронасосом 6. При повороте ру« левого колеса 10 влево гидравлический привод работает .аналогично.
При прекращении подачи рабочей жидкости гидронасоса 7 (фиг,2)давление в верхних торцовых полостях золотников 20 и 21 падает и они за счет давления в нижних торцовых полостях, подводимого по каналу 29 от гидронасоса 7, перемещаются вверх. В результате этого поток рабочей жидкости от гидронасоса 7 по трубопроводу 30, выводу 23,золотнику 20, выводу 24 и трубопроводу 31 подводится к распределителю рулевого управления 11 и через трубопровод 32, вывод 25, золотник 21, вывод,27, трубопровод 41 отводится в напорную гидролинию дополнительного потребителя.
Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить одновременную работу гидравлических .механизмов как системы рулевого управления, так и дополнительной гидросистемы, работоспособность системы рулевого управления при выходе из строя одного из гидронасосов, Безопасность работы системы рулевого управления при этом значительно повышается, что особенно важно при рабоГидравлическая система управления транспортного средства, содержащая распределитель рулевого управления, соединенный гидролиниями с исполнительными цилиндрами, дозатором, кинематически связанным с рулевым колесом, двумя гидронасосами и гидробаком, предохранительные устройства и дополнительный потребитель, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повыше. ния надежности путем обеспечения работоспособности системы при выходе иэ строя одного иэ гидронасосов при
20 воэможности одновременной работы системы рулевого управления и дополнительного потребителя, она снабжена дополнительным распределителем с двуля . сблокированными гидравлийески управ»
25 ляемыми двухпозиционньпки зсщотниками установленным в гидролиниях, соединяющих упомянутые гидронасосы с распределителем рулевого управления, и выполненным с возможностью соединения в одном положении упомянутых soлотников напорной гидролинии первого гидронасоса с распределителем рулевого управления, а второго - с напорной гидролинией дополнительного потребителя, а в другом положении — наЗ5 порной гидролинии второго гидронасоса с распределителем рулевого .управления, а первого — с ьгапорной гидролинией дополнительного потребителя, Источники информации, 4О принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР !! 525584, кл. В 62 Д 5/06, 1976 (прототип) 873282
Составитель В. Калмыков
Редактор Л. Тюрина Техред А.Савка Корректор A. Лзятко
Заказ 9057/77 Тираж 702 Подписное
ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж- 35 Раушская наб. д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4