Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сом з Советскик

Социалистическик

Реслублик

К ASTOPCKOMY СВИДИтЕЛЬСтВЬ. (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.04.77 (21) 2478272/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Н 02 К 1/32

Гесудерствелвнй кеннтет

СССР (53) УДК 621.313. .713 (088.8) Опубликовано 15.10.81. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 15.10.81

Ilo делан лэебретенвй к еткрнткй

Ю. В. Арошидзе, И. А. Кади-Оглы, В. П. Чернфский, А. Б. Шапиро, Б. И. Фомин и А. Ф. Янков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ )

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением обмотки.

Известен ротор электрической машины, содержащий сливную камеру и контактные кольца с жидкостным охлаждением, выполненные с внутренней открытой со стороны вала полостью, в которой расположено неподвижное заборное кольцо, закрепленное на втулке, имеющей аксиаЪьные каналы, сообщающиеся с тангенциальными каналами в заборном кольце (1).

Недостатком такой машины является,зависимость надежности работы заборного кольца от скорости набегания потока охлаждающей жидкости на кромку каналов кольца, т.е. по окружной скорости потока, причем при больших скоростях потока возможны струйная эрозия и разрушения кромок каналов.

Наиболее близким к изобретению является ротор электрической машины, в частности турбогенератора с жидкостным охлаждением обмотки, содержащий сборную камеру, сливную или напорную, образованную, по крайней мере, одним вращающимся и одним неподвижным цилиндрическим элементом, во внутренней полости которой концентрично валу установлен неподвижный цилиндр, наружная поверхность которого со стороны .обмотки снабжена кольцевым выступом, образующим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевых элементов гидравлических затвор (2).

Недостатком такой конструкции являет1О ся свободный слив охлаждающей жидкости с вращающегося цилиндрического элемента в неподвижную сливную камеру, сопровождающийся сильным разбрызгиванием жидкости, что затрудняет надежное уплотнение камеры и снижает надежность машины.

>S Целью изобретения является повышение надежности ротора.

Указанная цель достигается тем, что выступ неподвижного цилиндра выполнен с внутренней кольцевой полостью, открытой по наружному диаметру выступа и сообщаю щейся со сливной камерой.

На чертеже предстзвлен ротор, продольный разрез.

873334

Формула изобретения з

Ротор 1 имеет вращающийся цилиндрический элемент 2, на внутренней, обращенной к валу, поверхности которого находится кольцевая камера 3, открытая со стороны вала. В камере 3 размещен кольцевой выступ

4 неподвижного цилиндра 5, имеющего аксиальные каналы 6. Кольцевой выступ 4 выполнен с внутренней кольцевой полостью

7, открытой»о наружному диаметру выступа и сообщающейся с полостью 8 неподвижной сливной камеры 9 через аксиальные каналь 6. Камера 9 имеет уплотнение 10 и образует с ним камеру 11 утечек жидкости.

Подвод жидкости к обмотке осуществляется через вал ротора по каналам 12, а слив— по каналам 13.

При вращении ротора 1 охлаждающая жидкость под действием центробежных сил поступает в обмотку ротора IIo каналам 12, сливается из нее по каналам 13, и попадая на внутреннюю поверхность вращающегося цилиндрического элемеента 2, заполняет камеру 3. При этом угловые скорости вращсния элемента 2 и слоя охлаждающей жидкости в камере 3 равны. По мере заполнения камеры 3 жидкость соприкасаатся с наружной поверхностью кольцевого выступа 4, образуя гидравлический затвор, и проникаег в полость 7. Поток жидкости в полости 7 тормозится за счет трения о стенки, угловая скорость его вращения уменьшается, соответствсн но уменьшается давление, вызванное центробежными силами. Под действием разности давлений жидкости возникает .не- зо прерывная ее циркуляция из камеры 3 в полость 7 и далее через аксиальные каналы

6 ?3 полос1;ь 8 сливной камеры 9. Таким образом, циркуляция жидкости происходит за счет разности напоров от центробежных сил в кольцевых слоях вращающейся жидкости в камере 3 и в кольцевой полости 7. При остановке ротора и прекращении действия центробежных сил прекращается поток охлаждающей жидкости через обмотку ротора. Остатки жидкости, находящиеся в камере 3, сливаются с элемента 2 в камеру утечек 11, а уплотнение 10 препятствует проникновению жидкости вне камеры 11.

Таким образом выполнение на неподвижном цилиндре со стороны обмотки выступа с внутренней кольцевой полостью, открытой

10 наружному диаметру выступа, сообщающейся со сливной камерой, полностью устраняет свободный слив жидкости с разбрызгиванием с вращающегося элемента 2 и повышает надежность машины.

Ротор электрической машины, в частности турбогенератора с жидкостным охлаждением обмотки, содержащий сборную сливную камеру, образованную, по крайней мере, одним вращающимся и одним неподвижным цилиндрическим элементом, во внутренней полости которой концентрично валу установлен неподвижный цилиндр, наружная поверхность которого со стороны обмотки снабжена кольцевым выступом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, указа нный выступ выполнен с внутренней кольцевой полостью, открытой по наружному диаметру выступа, сообщающейся со сливной к.амерой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1294719, кл. Н 02 К 9/28, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 253219, кл. Н 02 К I/32, 1968.

СоставительС. Бражник

Редактор Л. Тюрина Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 9066/80 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )Yi — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4