Дистанционный маханический привод управления механизмом переключения коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТВЛЬСТВУ

Сеюз Соаетсвнк

Сецналнстическик

Реслублик (ss) 874400

+ г

Ф (61) Дополиительмое к авт. свид-ву— (22) Заявлено 050280 (21) 2878199/27-11 (я)м. к„. с присоединением заявки ¹â€”

В 60 К 20/02

Государственный комитет,С С С P но делам изобретений. н открытий (23) Приоритет-—

Опубликовано 231081. Бюллетень No 39

Дата опубликования описания 231081 (53) УДК "29.113-585 (088.8) P.A.Áàííèêîâ, В.С.Ендюков, О.В.Солодухина и И.Б.Шапшал (72) Авторы изобретения (7 I ) Заявитель (54) ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД

УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам, обеспечивающим дистанционный механический привод управления механизмом переключения коробки пЕредач, который .требуется в случае переднего расположения кабины автомобиля (кабина над двигателем) или заднего расположения силового агрегата.

Известен дистанционный механический привод управления механизмом переключения коробки передач транспорт ного средства, содержащий кинем тически связанную одним своим концом с кронштейном на двигателе транспорт- IS ного средства ось с поперечным пазом в центральной ее части, корпус с шарнирно закрепленным в нем рычагом, оборудованным шипом и установленным с возможностью взаимодействия с упомянутым 20. пазом, при этом корпус свободно установлен на упомянутой оси, тягу, один конец которой посредством болтового соединения связан с упомянутым корпусом а другОй - кинематически с исполнительным органом механизма переключения коробки передач.

Такой привод применим в конструкциях, где коробка передач значительно удалена от рычага управления (нап- 30 ример, в автобусах с задним расположением силового агрегата), благодаря чему есть возможность использовать карданный привод, выводящий тягу управления на один уровень с осью вала механизма переключения P1) .

Однако для конструкции автомобилей с расположением кабины над двигателем, рассмотренный выше привод применить нельзя, так как карданный вал имел бы очень большой угол, при котором он неработоспособен.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

Поставленная цель достигается тем, что кинематические связи оси с кронш- тейном на двигателе транспортного средства и тяги с упомянутыми исполнительным органом выполнены шарнирными.

Кроме того, шарнирная связь между тягой и исполнительным органом механизма переключения коробки передач выполнена в виде сферического подшипника.

Шарнирная связь между осью и кронштейном на двигателе транспортного средства выполнена в виде жесткого карданного шарнира, вилки которого закреплены на упомянутых элементах.

874400

При этом, с целью повышения эффективности путем исключения боковых перемещений тяги, он снабжен дополни.тельной опорой, закрепленной на картере коробки передач, и двумя расположенными на упомянутой опоре пальцами со свободно установленными на них втулками для взаимодействия последних с проходящей между ними тягой.

На фиг. 1 показан дистанционный механический привод, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг.

3 — узел I на фиг. 1, разрез; на фиг. 4 — карданный шарнир горизонтальной плоскости, разрез.

Дистанционный механический привод управления механизмом переключения передач состоит из рычага 1 переключения передач с опорой в корпусе 2, который имеет возможность вращаться вокруг оси 3 и перемещаться вдоль нее. Ось 3 закреплена ширнирно посредством втулки 4 и крышек 5 на неподвижной оси 6 кронштейна 7, установленного на двигателе.

Механизм дистанционного переключения передач размещен в корпусе 8 и состоит из валика 9 и рычагов 10 и

11. Механизм устанавливается на люке верхней крышки коробки 12 передач.

Тяга 13 жестко связана с корпусом

2 болтами (предусмотрена регулировка длины тяги с.помощью прокладок 14) и приварена к корпусу 15 шарнирного подшипника 16, который обеспечивает кинематику соединения тяги 13 с ры- чагом 10. Опора 17 закренлена на кор нусе 8 и имеет два пальца 18 со свободно вращающимися на них втулками, между которыми перемещается тяга 13.

Работа дистанционного механическоro привода заключается в следующем.

Для выбора требуемой передачи рычаг

1 переключения передач вместе с корпусом 2 поворачивается вокруг оси 3.

Вместе с ним поворачивается вокруг своей оси тяга 13,задний конец которой, приваренный к корпусу 15, через шарнирный подшипник 16 и рычаг 10 перемещает валик 9 переключения передач вдоль его оси, вводя наконечник рычага 11 в паз нужной вилки или головки штока механизма переключения передач.

Для включения передачи рычаг 1 переключения передач перемещается в продольном направлении. Вместе с ним вдоль оси 3 перемещается корпус,2, а следовательно, и тяга 13. Задний конец тяги через корпус 15 и шарнирный подшипник 16 поворачивает рычаг

10, а вместе с ним валик переключения передач 9 вокруг оси последнего.

Рычаг 11 перемещает соответствующую

Формула изобретения

d0

55 головку или вилку штока механизма переключения, включая выбранную передачу.

Предлагаемое устройство в сравнении с известными отличается простотой и надежностью конструкции.

1. Дистанционный механический привод управления механизмом переключения коробки передач транспортного средства, содержащий кинематически связанную одним своим концом с кронштейном на двигателе транспортного средства ось с поперечным пазом в центральной ее части, корпус с шарнирно закрепленным в нем рычагом, оборудованным шипом и установленным с возможностью взаимодействия с упомянутым пазом, при этом корпус свободно установлен на упомянутой оси, тягу, один конец которой посредством болтового соединения связан с упомянутым корпусом, а другой — кинематически с исполнительным органом механизма переключения коробки передач, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, кинематические связи оси с кронштейнов. на двигателе транспортного средства и тяги с упомянутым исполнительным органом выполнены шарнирными.

2. Привод по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что шарнирная связь между тягой и исполнительным органом механизма переключения коробки передач выполнена в виде сферического подшипника.

3. Привод по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что шарнирная связь между осью и кронштейном на двигателе транспортного средства выполнена в виде жесткого карданного шарнира, вилки которого закреплены на упомянутых элементах.

4. Привод по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эффективности путем исключения боковых перемещений тяги, он снабжен дополнительной опорой, закрепленной на картере коробки передач, и двумя расположенными на упомянутой опоре пальцами со свободно установленными на них втулками для взаимодействия последних с проходящей между ними тягой.

Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе

1. Установка управления коробкой передач. Чертеж МТ-699А-1700003, ЛАЗ, 1963.

Составитель С.Белоусько

Редактор Н.Рогулич Техред A.Càâêà Корректор H.Ñòåö

Заказ 9151/25 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35., Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4