Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.01.79 (21) 2723094/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 Q 1/38

Гееудлрстеенные комитет

СССР (53) УДК 629.113. .066.018 (088.8) Опубликовано 23.10.81. Бюллетень №39

/ по делам нэебретеннй н еткрмтий

Дата опубликования описания 28.10.81

В. М. А рдашев и В. Г. Мезрин . (72) А втор ы изобретения (7I ) Заявитель

1 (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕРЫВИСТОЙ РАБОТОЙ

СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для защиты от перегрузки устройств управления мигающей светосигнальной аппаратурой транспортного средства, в частности указателей поворота.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства, содержащее многокаскадный усилитель мощности, дискрНМННВТор oBH S образной входной вольтамперной характеристикой, входная цепь которого .соединена последовательно с резистором, и времязадающий конденсатор, подключенный одной из обкладок к точке соединения резистора и входной цепи 15 дискриминатора уровня (1).

Недостатком известного устройства яв-, ляется низкая надежность работы из-за отсутствия защиты при перегрузке.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения защиты от перегрузки выходной цепи усилителя мощности.

Эта цель достигается тем, что входная цепь дискриминатора уровня и резистор

2 подключены параллельно выходной цепи усилителя мощности, со входом которого соединена вторая обкладка времязадающего конденсатора, причем дискриминатор уровня охвачен нелинейной отрицательной обратной связью с неинвертирующей частью усилителя мощности.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства с неинвертирующим двухкаскадным усилителем мощности; на фиг. 2 с инвертирующим трехкаскадным усилителем мош,ности.

Устройство состоит из неинвертирующего усилителя 1 мощности на транзисторах 2 и 3, в базовые цепи которых соответственно включены резисторы 4 и 5. Времязадающий конденсатор 6 соединен одной,из обкладок со входом усилителя 1 мощности. Дискриминатор 7 уровня с S-образной входной вольтамперной характеристикой шинами 8 и 9 подключен параллельно выходной цепи усилителя мощности через резистор 10. Другая обкладка конденсатора 6 соединена с общей точкой соединения входной цепи дискриминатора 7 уровня и резистора 10.

Дискриминатор 7 уровня выполнен, например, на двух транзисторах 11 и 12 раз874415 ной проводимости и двух резисторах 13 и 14 (эквивалент динистора).

В коллекторной цепи выходного транзистора 2 усилителя 1 мощности включена нагрузка 15 (сигнальные лампы) через переключатель 16 направления. Дискриминатор 7 уровня через диод 17 охвачен нелинейной отрицательной обратной связью с усилителем мощности (в частном случае с выходом усилителя).

Устройство также-содержит дополнительный каскад усиления, выполненный на транзисторе 18 и резисторах 19 и 20.

Устройство работает следующим образом.

При подключении устройства (фиг. 1) к источнику питания и при включенном положении переключателя 16 направления транзистор 3 открыт, а транзистор 2 закрыт, и на выходе усилителя, а значит и на шинах

8 и 9 отсутствует напряжение. Конденсатор

6 разряжен.

При подключении нагрузки 15 к выходу усилителя 1 переключателем 16 начинает заряжаться конденсатор 6 через цепочку: плюс источника питания, переход эмиттербаза транзистора 3, резистор 10, переключатель 16, нагрузка 15 и минус источника питания, причем обкладка конденсатора 6, соединенная с общей точкой дискриминатора 7 уровня и резистора 10, заряжается отрицательно. При достижении напряжения на конденсаторе 6 величины, равной величине напряжения срабатывания дискриминатора 7 уровня (в данном случае напряжение срабатывания его определяется делителем напряжения на резисторах 13 и 14), последний переходит в проводящее состояние и подключает заряженный конденсатор одной обкладкой с отрицательным потенциалом к плюсу источника питания. Это обеспечивает закрытие транзистора 3 (переход база-эмиттер транзистора 3 смещается в обратном направлении положительным потенциалом на подключенной к базе обкладке конденсатора 6).

Закрытый транзистор: 3 обеспечивает открытие транзистора 2 и на нагрузке 15 появляется напряжение. При отсутствии перегрузки в выходной цепи транзистора 2 последний насыщается. Насыщенный транзистор 2 через участок эмиттер-коллектор подключает заряженный конденсатор 6 одной обкладкой с .отрицательным потенциалом к плюсу источника питания через диод

17 и выключает дискриминатор (дискриминатор закорачивается участком эмиттерколлектор насыщенного транзистора 2 через диод 17).

Начинается процесс перезаряда конденсатора 6 по цепи: плюс источника питания, участок эмиттер насыщенного транзистора

2, диод 17 или резистор 14 через переход база-эмиттер транзистора 12, конденсатор

6, резистор 5 и минус источника питания.

По мере уменьшения напряжения на кон5 о

15 и

55 денсаторе 6 переход база-эмиттер транзистора 3 смещается в прямом направлении, транзистор 3 открывается, закрывается транзистор 2, и на нагрузке исчезает напряжение, а схема приходит в исходное состояние с подключенной нагрузкой на выходе усилителя мощности. В дальнейшем работа устройства повторяется.

При подключении нагрузки к выходу усилителя переключателем 16 с током потребления, превышающим номинальную величину тока выходного транзистора 2 (режим перегрузки) процессы заряда конденсатора 6, включения дискриминатора и закрытия транзистора 3 аналогичны описанным. Закрытый транзистор 3 обеспечивает открытие транзистора 2, который из-за перегрузки не может насыщаться. Ненасыщенный транзистор 2 не обеспечивает выключения дискриминатора 7 через диод 17, вследствие чего через резистор 10 и нагрузку 15 протекает удерживающий ток дискриминатора, а перезаряд конденсатора 6 происходит по цепи: плюс источника питания, включенный дискриминатор 7, конденсатор 6, резистор 5, минус источника питания. По мере уменьшения напряжения на конденсаторе 6 откроется транзистор 3, транзистор 2 закроется, а невыключенный дискриминатор

7 приостанавливает дальнейшую работу устройства. Для продолжения прерывистой работы устройства необходимо разомкнуть нагрузку переключателем 16, что приводит к выключению дискриминатора (разрывается,цепь удерживающего тока через резистор 10), устранить перегрузку и произвести повторное подключение нагрузки 15.

Принцип работы устройства по фиг. 2 аналогичен описанному. Отличие заключается в том, что отрицательной обратной связью дискриминатор охвачен не с выходом усилителя, а с той частью усилителя мощности, которая является неинвертирующей по отношению ко входу.

При подключении питания при выключенном переключателе 16 направления (фиг. 2) сразу происходит процесс зарядки конденсатора 6, и при замыкании контактов переключателя 16 мгновенно срабатывает дискриминатор 7 уровня (так как конденсатор заряжен), а на нагрузке появляется напряжение. В дальнейшем начинают чередоваться циклы разряда и заряда конденсатора 6, вызывающие соответственно замыкание и размыкание тока в цепи нагрузки 15, аналогичные описанным.

В качестве дискриминатора уровня с

S-образной характеристикой на входе может быть использован двухбазовый диод, динистор и т. д. Схема остается работоспособной при выполнении устройства на транзисторах противоположной проводимости по отношению к проводимостям транзисторов, указанным на схемах фиг. 1 и 2.

874415

Использование устройства на трайспорй-: - ном средстве с однопроводной системой питания потребителей с общим полюсом на . корпусе транспортного средства, имеющей повышенную вероятность замыканий выходных цепей электронных устройств на корпус, вследствие условий эксплуатации транспортного средства способствующих. возникновению замыканий (механические, климатические воздействия, агрессивная среда и т. д.), обеспечивает защиту от перегрузки, что позволяет резко повысить надежность, устройства в целом. Случайные короткие замыкания в цепи сигнальных ламп при техническом обслуживании, во время ремонта и замены сигнальных элементов, при проверке работоспособности устройства «На искру» некоторыми из потребителей не вы; зовет нарушения работоспособности уст; ройства.

Формула изобретения

Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного сред- 2О ства, содержащее многокаскадный усилитель мощности, дискриминатор уровня с S-образной входной вольтамперной характеристикой, входная цепь которого соединена последовательно с резистором, и времязадающий конденсатор, подключенный одной из обкладок к точке соединения резистора и входной цепи дискриминатора уровня, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения защйты от перегрузки выходной цепи усилителя мощности, входная цепь дискримИнатора уровня и резистор подключены параллельно выходной цепи усилителя, мощности, со входом которого соединена вторая обкладка времязадающего конденсатора причем дискриминатор уровня охвачен нелинейной отрицательной обратной связью с неинвертирующей частью усилителя мощности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3728713, кл. В 60 Q 1/38, опублик. 1973 (прототип).

Фи.г.2

Составитель Л. Цобан

Редактор Н.. Рогулич Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 9152/26 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4