Колесно-шагающий движитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е <и>874445

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 10.01. 80(21) 2867790/27-11 с присоединением заявки №(23) П риоритет(5l)N. Кл.

В 62 0 57/02

9кударстеаииый кемитет

СССР ав делам иэебретеиий и открытий

Опубликовано 23.10.81. Бюллетень № 39

Дата опубликования описания 25. 10. 81 (53) "Д 629.113. .033(088.8) С.А. Владыкин, В.В. Гринев и Г.И. Рыков1

° ° °

1" (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КОЛЕСНО-ШАГАЮ1ЦИЙ ДВ1ИИТЕЛЬ

Изобретение относится к движителям транспортных средств высокой проходимости, в частности к колесно-шагающим движителям.

Известен колесно-шагающий движитель, содержащий два шарнирно-сочлененных рычага, первый из которых своим свободным концом поворотно соединен с корпусом транспортного средства, а второй — со ступицей колеса, приводы вращения ходового колеса рычагов и механизмы их блокировки.

Привод вращения колеса выполнен в виде гидромотора размещенного во втором рычаге, а привод вращения рычагов выполнен в виде двух гидроцилиндров, связывающих первый рычаг с корпусом и со вторым рычагом. Блокирующий механизм размещен в приводных элементах (1).

Этот движитель обеспечивает высокую проходимость транспортного средства, однако его применение ограничивается сложностью конструкции и трудностью управления транспортным средством из-за большого количества приводов, установленных раздельно для вращения колеса и рычагов °

Известен также колесно-шагающий движитель, содержащий механизм шагания, включающий два шарнирносочлененных рычага, первый из которых шарнирно связан с корпусом транспортного средства, а второй со ступицей колеса, одним тяговым двигателем, размещенным в первом рычаге, и одним тяговым редуктором, размещенным в обоих рычагах. Блокирующий механизм этого движителя состоит из червячной пары, снабженной командным электродвигателем, при этом червячная шестерня связана со ступицей первого рычага, а чер20 вяк — с корпусом. Первый и второй рычаги соединены редуктором, встроенным в первом рычаге и имеющем передаточное отношение, от второ874445

25

35

55 го, рычага к корпусу относительно первого рычага, равное двум (2 ) и (3)

Колесный режим движителя осущест-. вляется включением только тягoBQI o привода,колесно-шагающий режим †включением эпицикла блокирующего механизма, а этап переноса корпуса колесно-шагающего режима — при торможении водила. Дифференциа6ьная связь колеса и рычагов на этапе переноса корпуса при этом исключается, что принципиально важно для повышения проходимости транспортного средства. Однако при переходах с колесного режима работы на колесно-шагающий и наоборот, при смене этапов поочередного выноса колес и переноса корпуса во время работы в колесно-шагающем, режиме окончание каждого режима работы нли этапа работы приводит к необходимости остановки тягового двигателя,, а начало — к йуску н разгону его под нагрузкой. Это приводит к ус.ложнению .управления движителем, снижению ресурса работы его узлов и надежности работы движителя в целом, вызванному динамическими нагрузками, возникающими при пусках и остановках тягового двигателя.

Цель изобретения — упрощение управления движителем и повышение надежности его работы.

Это...достигается тем, что в колесношагающем движителе, содержащем два шарнирно-сочлененных рычага, первый из которых своим свободным концом шарнирно соединен с корпусом транспортного средства, а другой — со ступицей колеса, двигатель, блокирующий механизм с двумя управляемыми тормозами, тяговый редуктор, размещен-.. я4й в обоих рычагах, и планетарный. редуктор, расположенный между блокирующим механизмом н тяговым редуктором, блокирующий механизм состоит из двух кинематически связанных планетарных рядов, у которых солнечная шестерня первого планетарного ряда соединена с валом двигателя, его водило жестко соединено со входным валом тягового редуктора и фрикционно с одним из управляемых тормозов, а его эпицикл жестко соединен с водилом второго планетарного ряда, эпицикл второго планетарного ряда соединен через планетарный редуктор с первым рычагом, а оба управляемых тормоза

Фрикционно соединены.с солнечной шестерней второго планетарного ряда.

На чертеже представлена кинематическая схема движителя.

Движитель состоит из двух пустотелых шарнирно соединенных рычагов

1 и 2 Первый рычаг свободным концом установлен на стакане 3, конструктивио объединенным с корпусом тягового двигателя 4, который установлен неподвижно на корпусе 5 транспортного средства. Второй рычаг 2 связан со ступицей колеса 6. Рычаги движителя расположены в плоскости вращения колеса и кинематически связаны друг с другом с помощью редуктора привода

7 вращения рычагов.

Вал двигателя 4 соединен с солнечной шестерней 8 первого планетарного ряда блокирующего механизма. Водило

9 этого ряда снабжено тормозом 10,. например электромагнитного типа, и жестко соединено с входным валом 11 тягового редуктора, а эпицикл 12 жестко соединен с водилом 13 второго планетарного ряда блокирующего механизма. Эпицикл 14 второго планетарного ряда снабжен тормозом

15 и соединен через планетарный редуктор 16 с пефвым рычагом

1, а солнечная шестерня 17 соединена фрикционно с тормозами 10 и 15, когда последние находятся в выключенном -состоянии, посредством фрикционвых дисков IS и 19, причем фрикционный диск 18 жес гко соединен с фрикционным диском тормоза 10, а диск 19— с фрикционным диском тормоза 15, Тяговый редуктор состоит из планетарной передачи 20 и цилиндрической пары 21, встроенных в первом рычаге, и ступени 22, встроенной во втором рычаге. Вал И тягового редуктора расположен соосно ступице рычага и двигателя 4, промежуточный вал

23 — соосно оси сочленения рычагов ! и 2, выходной вал 24 — соосно ступице колеса 6.

Редуктор 16 расположен между блокирующим механизмом (звенья 8, 9, l0,,l2, 13, 14, 15, 17 Р и передачей

20 тягового редуктора таким образом, что его солнечная шестерня 25 охватывает вал 11 тягового редуктора, а эпицикл, 26 выполнен заодно с рычагом 1.

Колесно-шагающий движитель работает следующим образом.

При включении тормоза 15 эпицикл соединяется с корпусом двигателя

4, а солнечная шестерня 17 с помощью

14445

30

5,8 фрикционного двиска 18 — с тормозом

10 и соответственно с корпусом двигателя 4. В этом. случае вся мощность двигателя 4 через первый планетарный ряд блокирующего механизма и тяговый редуктор передается колесу. . Движитель работает в колесном режиме, при.этом тормоз 10 выключен.

На этапе выноса колеса при работе движителя в колесно-шагающем режиме оба тормоза 10 и 15 выключены, между водилом 9 и эпициклом 14 бло- кирующего механизма,и, следовательно, между соединенными с этими звеньями рычагом 1 и колесом 6 устанавливается дифференциальная связь так, что вращается и первый рычаг, и колесо. Колесо перемещается как

1 ведущее от момента на колесе, так и толкаемое от силы на конце второго рычага, причем чем больше сила сопротивления качению, тем больше мо-. мент на колесе и тем больше толкающая сила.

При вращении рычага 1, благодаря кинематическим связям редуктора привода врап(ения рычагов и равенству плеч этих рычагов, ось колеса совершает прямолинейное перемещение относительно корпуса транспортного средства.

После окончания выноса колеса (или одновременно группы колес) тормоза

10 и 15 включаются, обеспечивая торможение вбдила 9 и эпицикла 14 и связанных с ними рычага 1 и колеса 6, при этом происходит перемещение фрикционных дисков 18 и 19, в результате чего обеспечивается возможность вращения солнечной. шестерни 17 при. работающем двигателе. Таким образом, при заторможенных колесе и рычагах обеспечивается возможность работы двигателя на холостом ходу.

После окончания выноса последнего колеса (или последней группы колес) транспортного средства тормоз 10 включается, а тормоз 15 выключается.

Водило 9 блокирующего механизма и следовательно, вал 11 тягового редуктора оказываются соединенными с корпусом двигателя 4, а солнечная шестерня 17 с помощью фрикцнонного диска

19 — с тормозом 15 и соответственно с корпусом двигателя 4. Вся мощность двигателя 4 через блокирующий механизм и планетарный редуктор 16 передается на вращение рычагов, что выэы6 вает перемещение корпуса 5 транспортного средства.

После окончания переноса корпуса, когда начинается следующий этап ко-. лесно-шагающего режима, т.е. этап выноса колес, двигатель, независимо выносится колесо или нет, может не выключаться, работая при этом на холостом ходу.

Предлагаемый движитель позволяет упростить управление в колесно-шагающем режиме при смене режимов его. работы, так как отпадает необходи-.. мость включать или отключать двига-... тель. Кроме того, двигатель в отличие от известного работает в лучших условиях, так как отсутствуют часто повторяющиеся пуски и остановки под нагрузкой, приводящие к возникновению больших динамических нагрузок.

В связи с этим повышается надежность работы двигателя и в целом всего движителя. Конструкция предлагаемого блокирующего механизма позволяет осуществить подвод мощности к колесу и рычагу через центральную раздачу. о

Формула изобретения

Колесно-шагающии движитель, содержащий два шарнирно-сочлененных. рычага, первый иэ которых своим свободным концом шарнирно соединен с корпусом транспортного средства, а другой — со ступицей колеса, двигатель, блокирующий механизм с двумя управляемыми тормозами, тяговый редуктор, размещенный в обоих рычагах, и планетарный редуктор, расположенный между блокирующим механизмом и тяговым редуктором, о т л и ч а— ю шийся тем» что, с целью упрощения управления и повышения надежности, блокирующий механизм состоит из двух кинематнчески связанных планетарных рядов, у которых солнечная шестерня первого планетарного ряда соединена с валом двигателя, его водило — жестко с входным валом тягового редуктора и фрикционно с одним из управляемых тормозов, а его эпицикл жестко соединен с водилом второго планетарного ряда, эпицикл второго планетарного ряда соединен через планетарный редуктор с первым ры чагом, а оба управляемых тормоза фрикционно соединены с солнечной шестерней второго планетарного ряда.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3842926, кл. 180-8R, 1974.

874445

2. Авторское свидетельство СССР № 552232, кл. В 62 0 57/02, 1975..

3. Авторское свидетельство СССР

¹ 650877, кл. В 62 0 57/02, 1976 (прототип).

Составид.ель Д. Аптер редактор Р. Цуцика Техред 3. Фанта Корректор Г. Огар

Тираж 702 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб.> д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4