Составное транспортное судно

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнк

Соцмалмстнческкк

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.02.80. (21) 2888132/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (51) М.К .

В 63 В 35/38 (53) УДК 629.124 (088.8) Опубликовано 23.10.81. Бюллетень № 39

Дата опубликования описания 28.10.81 по делам иэобретеиий и юткрмтий (72) Авторы изобретения

Л. Г. Соколов (71) Заявитель (54) СОСТАВНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО

ГееУдаРстеелнмк комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к судостроению, в частности к составным транспортным судам.

Известно составное транспортное судно, включающее грузовую секцию и энергетическую секцию, которая выполнена в виде полукатамарана, содержащего бортовые полукорпуса, связанные между собой посредством общей кормовой части и верхней палубой, при этом обе секции выполнены с возможностью сопряжения и соединения друг с другом посредством сцепного устройства (1).

Однако известное судно обладает ограниченными эксплуатацчонными возможностями.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей составного транспортного судна.

Цель достигается тем, что по бортам носовой части грузовой секции по всей ее высоте выполнены выступы, задняя стенка которых расположена под острым углом к основной плоскости, кормовая оконечность грузовой секции выполнена в виде транца, расположенного под таким же углом к основной плоскости, а сцепное устройство содержит две группы сцепных элементов, каждая из которых включет углубления и цилиндры, выполненные с возможностью выдвижения и сопряжения с углублениями, при этом ширина бортовых выступов грузовой секции равна ширине полукорпусов энергетической секции носовая оконечность каждого полукорпуса и передняя стенка кормовой части энергетической секции расположены под одинаковым острым углом к основной плоскости, сопряжение грузовой и энергетической секции выполнено по наклонным поверхностям соответственно задней стенки 6ортовых выступов и транца грузовой секции и носовых оконечностей полукорпусов и передней стенки кормовой части энергетической секции, для чего углы наклона указан15 ных поверхностей выполнены равными, а днище кормовой части энергетической секции выполнено с подъемом от бортов к диаметральной плоскости и от носа к корме.

Кроме того, длина полукорпусов энергетической секции равна 0,85-0,95 длины гру зовой .части грузовой секции.

При этом одна из групп сцепных элементов расположена в носовой части судна и смонтирована по бортам грузовой секции с

874461 возможностью выдвижения цилиндров в вертикальной плоскости, а другая группа расположена в кормовой части судна и смонтирована в диаметральной плоскости энергетической секции с возможностью выдвижения цилиндров в горизонтальной плов кости.

На фиг. 1 схематически изображено составное транспортное судно в аксонометрии; на фиг. 2 — то же, в плане; на фиг. 3 — то же, продольный разрез; на фиг. 4- сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 5— сечение Б-Б на фиг. 2.

Составное судно содержит грузовую секцию 1 и энергетическую секцию 2 полукатамаранного типа.

Носовая часть 3 грузовой секции 1 имеет в горизонтальной плоскости с каждого борта выступы 4, которые в вертикальной плоскости имеют наклонную поверхность 5 между верхней палубой 6 и днищем 7.

В кормовой оконечности 8 грузовая секция 1 имеет между верхней палубой 6 и днищем 7 наклонную транцевую корму 9 по всей ширине грузовой секции.

Грузовая часть 10 грузовой секции 1 выполнена в виде параллелепипеда с вертикальными бортами 11, двойным дном 12, поперечными переборками 13, грузовыми люками 14 и люковыми крышками 15.

Энергетическая секция 2 состоит из двух бортовых полукорпусов 16, имеющих внешний 17 и внутренний 18 борта и наклонную носовую оконечность-форштевень 19, кормовой части 20, соединенной с бортовыми полукорпусами 16, верхней палубы 21, жилой надстройки 22, кормового пандуса 23.

Передняя стенка 24 кормовой части 20 выполнена с наклоном, а последняя — с подьемом 25 в днищевой части в районе диаметральной плоскости судна, увеличивающимся от носа к корме.

Бортовые полукорпуса 16 имеют двойное дно, внутреннюю палубу 26 и диптанки 27.

В кормовой части 20 расположено машинное отделение 28, из которого выведены две шахты 29, над которыми размещены две дымовые трубы 30. В носовой части энергетической секции 2 перед надстройкой

22 на верхней палубе 21 расположены помещения 31 для размещения приводов носового сценного устройства 32, состоящего из выдвижных цилиндров 33, опорных углублений 34, расположенных в палубных конструкциях 35 грузовой части 10 грузовой секции 1. В кормовой части энергетической секции 2 расположено кормовое сцепное устройство 36.

Судно используется следующим образом.

Перед выходом в рейс производится загрузка верхней палубы 21 энергетической секции средствами порта вертикальным или горизонтальным способом через кормовой пандус 23. В бортовые отсеки-диптанки 27 принимается жидкий груз,в виде топлива, зо дится в обратном порядке, как и разгрузка грузовой и энергетической секций.

Энергетическая секция может эксплуатироваться как совместно с грузовой секцией, так и автономно.

:Г1ри совместном плавании двух секций

35 образуется монолитное судно с согласованными носовыми и кормовыми обводами грузовой и энергетической секций, что обеспечивает удовлетворительные ходовые, мореходные, ледовые и прочностные качества.

Носовое и кормовое сцепные устройства обеспечивают надежное жесткое соединение двух секций. Вертикальное перемещение секций ограничивается ввиду соединения их в носу и корме по наклонным поверхностям

45 При автономном плавании энергетическая секция эксплуатируется как обычное морское самоходное грузовое судно, обладая нормальными ходовыми и мореходными качествами. Это обеспечивается благодаря созданию обтекаемых носовых обводов и наклонного форштевня каждого корпуса и системы кормовых обводов в районе машинного отделения за счет придания наклона передней стенке корпуса и поднятия днища корпуса в диаметральной плоскости над ос55 новной линией с постепенным увеличением его в корму. Такая форма кормовых обводов обеспечивает улучшение обтекания корпуса без срыва струй и равномерный по5

15 го г5 масла, различных химических грузов, питьевой воды и т. п. В это же время или заранее загружается у другого причала грузовая секция. После загрузки обеих секций осуществляется их стыковка.

Стыковка грузовой и энергетической секции судна производится следующим образом, На рейдовой стоянке средствами порта к энергетической секции 2 подводится грузовая секция 1. Перед началом стыковки секций в зависимости от загрузки и осадки грузовой секции энергетическая секция балластируется таким образом, что осадки грузовой и энергетической секций в носу и кооме становятся соответственно одинаковыми.

Затем грузовая секция кормой заводится в энергетическую. После касания транцевой кормы 9 грузовой секции 1 с передней стенкой кормовой части 20 с помощью кормового сцепного устройства 36 обе секции соединяются. После фиксации и закрепления кормовой оконечности 8 грузовой секции производится крепление носовой части грузовой секции с помощью носового сцепного устройства 32. Для этого посредством привода сцепного устройства, расположенного в помещении 31 энергетической секции 2,, выдвигается цилиндр 33, который входит и крепится в опорном углублении 34 конструкции 35 грузовой части 10 грузовой секции 1. После стыковки и крепления обеих секций составное судно готово к выходу в рейс. Расстыковка секций произво874461

Формула изобретения

5 ток воды к диску винтов. Прочностные качества (общая и местная прочность, прочность на скручивание корпуса) энергетической секции обеспечиваются мостом верхней палубы, соединяющим оба бортовых корпуса по всей длине района расположения грузовой секции и корпусом кормовой части.

Применение двухкорпусной Конструкцииполукатамарана энергетической секции позволит обеспечить лучшее соответствие между нагрузкой и плавучестью судна, что особенно требуется при перевозке относительно легких грузов. Такая конструктивная схема судна-иолукатамарана дает возможность легко получить любую осадку судна при сравнительно небольшом приеме водяного балласта в отличие от однокорпусного судна одинаковой ширины с катамараном или полукатамараном.

Грузовая секция предлагаемой конструкции, за исключением носовой оконечности, удешевляет постройку и эксплуатацию. Простота формы корпуса дает возможность унифицировать ее. При единой унифицированной форме и размещениях корпуса могут быть созданы грузовые секции различного назначения. Модификации грузовой секции могут быть предназначены для перевозки наливных, навалочных, лесных, штучных и

1 других грузов и использоваться в качестве временных буферных емкостей (плавучих складов).

Универсальность предлагаемого составного судна расширяет его эксплуатационные возможности и обеспечивает лучшие технико-экономические показатели по сравнению с известными однокорпусными судами.

Эффективность достигается за счет уменьшения количества судов, интенсивного использования энергетической секции, унификации корпусов грузовой секции, удешевления строительства, экономии материалов, снижения эксплуатационных расходов и численности экипажа для всей системы перевозок предлагаемым транспортным составным судном.

6 пуса, связанные между собой посредством общей кормовой части и верхней палубой, при этом обе секции выполнены с возможностью сопряжения и соединения друг с другом посредством сцепного устройства, от5 лачающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, по бортам носовой части грузовой секции по всей ее высоте выполчены выступы, задняя стенка которых расположена под острым углом к основной плоскости, кормовая оконечность

10 грузовои секции выполнена в виде транца, расположенного под та.:чм же углом к основной плоскости; а сцепное устройство содержит две группы сцепных элементов, каждая из которых включает углубления и ци1 линдры, выполненные с возможностью выдвижения и сопряжения с углублениями, при этом ширина бортовых выступов грузовой секции равна ширине полукорпусов энергетической секции, носовая оконечность каждого полукорпуса и передняя стенка кор20 мовой части энергетической секции расположена под одинаковым острым углом к основной йлоскости, сопряжение грузовой и энергетической секций выполнено по Наклонным поверхностям соответственно задней стенки бортовых выступов и транца грузовой сек.ции и носовых оконечностей полукорпусов и передней стенки кормовой части энергетической секции, для чего углы наклона указанных поверхностей выполнены равными, а днище кормовой части энергети3р ческой секции выполнено с подъемом от бортов к диаметральной плоскости и от носа к корме.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что длина полукорпусов энергетической секции равна 0,85 — 0,95 длины грузовой части

З грузовой секции.

3. Судно по п. 1, отличающееся тем, что одна из групп сцепных элементов расположена в носовой части судна и смонтирована по бортам грузовой секции с возможностью выдвижения цилиндров в вертикальной плоскости, а другая группа расположена в кормовой части судна и смонтирована в диаметральной плоскости энергетической секции с возможностью выдвижения цйлиндров в горизонтальной плоскости..

1. Составное транспортное судно, вклю чающее грузовую секцию и энергетическую секцию, которая выполнена в виде полукатамарана, содержащего бортовые полукор Ъ

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Журнал «Marine Enqineerinq Loqe, 1976, т. 81, М 12, с. 52 — 53 (прототип).

874461

А- А

Фиа4 фиг. Х

Составитель Ю. Немировский

Редактор Н. Альшина Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Заказ 9157/28 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4