Способ остановки плота на течении

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и 574547

Союз Советсннн

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Зан влево 10.01,80 (21) 2867623/11 с присоединением заявки Ж (23) Приоритет (5l)N. Кл.

В 65 G 69/20

3Ьаударстиннмй кеннтет

СССР

R0 AeRsN нэабрнтеннй н отнрытнй (53) УДК621.864 (088.8) Опубликовано 23,10.81 Бюллетень Рй39

Дата опубликования описания 23.10.81 (72) Авторы изобретения

И, Я. Бейлин, Д. Н. Никандров и В. А. Щербаков (7l ) Заявитель центральный научно-исследовательский институт песо (54) СПОСОБ ОСТАНОВКИ ПЛОТА НА ТЕЧЕНИИ

Изобретение относится к лесной промышленности, в частности к плотовому лесосплаву.

Известен способ остановки плота на течении, 4 заключающийся в его торможении посредством зафиксированных относительно берега тормозных элементов 111.

Недостаток известного способа заключается в его низкой эффективности.

Цель изобретения — повышение эффективности путем использования энергии течения, Поставленная цель достигается тем, что плот поджимают посредством катеров к тормозным элементам в виде подвижных реевых бонов, установленных под углом к направлению течения.

На фиг. 1 изображена схема подхода плота к плотостоянке, оборудованной реевыми бонами; на фиг. 2 —,схема отклонения плотом первого реевого бона; на фиг. 3 — схема отклонения всех реевых бонов и остановки плота; на фиг. 4 — буксирное судно.

Судно-буксировщик 1, двигаясь по течению реки, направляет плот 2 к плотостоянке 3., Последнюю оборудуют реевыми бонами 4, ко2 ! торые посредством выносов 5 крепят за береговые опоры 6. Плотостоянку оборудуют также свайными кустами 7. При установе рей

8 на определенные углы по отношению к бону 4 под воздействием речного потока возни,кают силы, удерживающие бон в равновесии в русле реки под некоторым углом к направлению речного потока (фиг. 1). Для того, чтобы вывести реевый бон из такого равновесого состояния, йеобходимо изменить угол между реями и боном или приложить значительные усилия на отклонение реевого бона.

Катера сопровождения и при необходимости дополнительные катера 9 встречают плот и, работая в упор у борта плота 2, прижимают его по направлению к плотостоянке 3. При подходе плота к первому реевому бону с бук-: сирного судна 1 отдают буксирный канат 10, а само буксирное судно 1 переходит к борту плота для участия в работе по прнжатию плота к реевым бонам вместе с другими катерами 9 (фиг. 2).

Встречая на своем пути первый реевый бон, плот начинает отклонять его, затрачивая при

874547

15 го

25 зо

40

45 этом значительную энергию на выведение реевого бона иэ равновесного состояния, т,е. на преодоление суммарного гидравлического сопротивления всех рей 8 за счет разворота этих рей против направления потока, При этом чем больше плот 2 отклоняет реевый бон 4, тем большее сопротивление последний оказывает плоту и тормозит его.

При дальнейшем отклонении бон 4 начинает опираться на свайные кусты 7, причем реи 8 этого бона проходят в свободное пространство между свайными кустами.

Продвигаясь дальше по течению, плот встречает на своем пути второй реевой бон, а затем третий. Воздействуя на эти боны, плот отклоняет их, затрачивая при этом еще большую энергию, возрастающую по мере отклонения бонов и роста гидравлического сопротивления рей 8. Затем катера 9 прижимают плот и все реевые боны вплотную к свайным кустам

7. Когда сила течения, включающая плот и сила инерции уравновешиваются силами трения плота о реевые боны, плот останавливается.

Таким образом, в отличие от известных реевых бонов, устанавливаемых в русле реки в динамически уравновешенном состоянии и работающих как обычные стационарные лесозадерживающие сооружения, в предлагаемом способе реевые боны работают как гидравлические пружины, отклоняясь к берегу под воздействием плота, тормозя и останавливая его.

Для увеличения тормозного эффекта линию свайных кустов 7 размещают к вектору речного потока под утлом, близким или равным углу трения борта плота о бон, практически равным 3 — 5 (фиг. 3). Под этим же углом к речному потоку останавливаются реевые боны и плот. При этом составляющая силы влечения плота потоком направлена перпендикулярно к линии бонов, что создает дополнительную силу трения.

После полной остановки плот крепят канатами к береговым опорам или к свайным кустам 7. Катера 9 переходят к следующей плотостоянке для встречи очередного плота.

На этом процесс остановки и крепления плота завершается.

Количество реевых бонов и другие их параметры, углы установки (зарядки) реев зависят от силы течения и объемов плотов, присущих данному участку реки и плотостоянке, и определяются расчетным путем при проектировании плотостоянки. Изменение силы течения в период навигации, а также различия в объемах плотов могут быть учтены регулировкой углов установки рей 8. Для этой цели последние могут иметь дистанционное управление. Благодаря тому, что плот останавливают не у кромки берега, а у внешних, обращенных к реке, бортов реевых бонов, которые, в свою. очередь, опираются на свайные кусты, установленные в русле у берега на соответствующей глубине, обсушка плота даже при значительных колебаниях горизонтов воды исключается.

При снятии. плота с плотостоянки для дальнейшей буксировки реевые боны 4 под воздействием речного потока начинают отходить :8 исходное (рабочее) положение в сторону русла реки, помогая судну-буксировщику вывести плот на фарватер.

Таким образом, изобретение позволяет использовать энергию речного потока дпя торможения и остановки плотов на течении с помощью реевых бонов, повышает надежность остановки плотов, исключает разрушение берегов и дна водоемов, а также предупреждает аварии и обсушку плотов и связанную с этим потерю деловой древесины.

Формула изобретения

Способ остановки плота на течении, заключающийся в его торможении посредством зафик-, сированных относительно берега тормозных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем использования энергии течения, плот поджимают посредством катеров к тормозным элементам в виде подвижных реевых бонов, установленных под углом к направлению течения, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лебедев Н, И. Водный транспорт леса.

М., 1965, с. 312, рис. 100б.

874547

Составитель Т. дегтярева

Техред А. Бабинец

Корректор С. Шекмар

Редактор - Г. Кацалап

Тираж 845

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9231/33

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4