Складной каркас

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рес ублим ()874916 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 280?80 (21) 2889353/29-33 с присоедииением заявки М— (53)М. Клз

E 04 В 1/343

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2310.81. Бюллетеиь Н9 39 (53) УДК89.033, . 1 (088. 8) Дата опубликования описания 2 310.81 (72) Авторы изобретения

Б. Г. Мухин, В. A. Савельев и О. В. Бернов

&

Ордена Трудового Красного Знамени центральный-йа&1фноисследовательский и проектный институт Ьтроигельн&ых метаплоконструкций "ЦНИИпроектетальконсФрукцня " "-".-.

;.

f (71) Заявитель (54) CKJIA3HOA KAPKAC

Изобретение относится к строи тельству и может быть использовано в качестве каркаса складного здания с тентовым покрытием.

Известен складной каркас, замкнутый в плане, содержащий жесткие, шарнирно соединенные стержни, пересекающиеся в пределах длины, по .крайней мере, один раз и имеющие попереч- 10 ное сечение открытого профиля с плоскими гранями, причем оси стержней расположены по прямолинейным образующим однополосного гиперболоида.вращения, а оси шарниров направ лены по нормалям к его поверхности, при этом стержни сопряжены друг с другом по плоскостям граней (1).

Недостатком известного решения является расцентровка усилий в стержнях, приводящая к повышению металло- 20 емкости каркаса.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является складной каркас, включающий опоры с цилиндрической подошвой, диагональные тяги и з жесткие стержни, расположенный по прямолинейным образукщим гиперболоида вращения .с размещением продольных осей смежных стержней в одной ЗО плоскости и снабженные на концах фасонками для шарнирного соединения между собой в местах их пересечения (2 1.

Недостатком такого каркаса является его сложность, связанная с выполнением торсионных вставок и оголовков,а также отсутствие центрации усилий в местах сопряжения стержней с тягами, устанавливаемыми по диагоналям 4-угольных ячеек.

Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение металлоемкости. за счет улучшения центрации усилий в элементах каркаса.

Поставленная цель достигается тем, что в складном каркасе, включающем опоры с цилиндрической подошвой, диагональные тяги и жесткие стержни, расположенные по прямолинейным образующим гиперболоида вращения с размещением прямоугольных осей смежных стержней в одной плоскости и снабженные на концах фасонками для шарнирного соединения между собой в местах их пересечения, верхние

& концы диагональных тяг выполнены s виде двух ветвей, оси которых проходят через точки пересечения осей стержней с горизонтальной линией, 874916

10!

20 формула изобретения

55 проходящей через центр шарнира, а стержни имеют поперечное сечение открытого профиля.

Диагональные тяги могут быть прикреплены верхним концом к пере-. секающимся стержням шарнирно с возможностью поворота в плоскости, проходящей через оси стержней, и в плоскости, перпендикулярной послед«ней.

Каждая опора может быть снабжена приьикающими к фасонкам.стержней фиксаторами, плоскости которых проходят . через точки пересечения осей стержней с горизонтальной линией, проходящей через центр шарнира..

На фиг. 1 изображен. складной каркас s аксонометрии в рабочем состоянии ; на фиг. 2 — узел I соединения-стержней с диагональными тяга,ми на фиг. 1 .на фиг. 3 — разрез

А A на фиг. 2, на фиг. 4 - узел I! на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез Б-B на фиг. 4; на фиг. б — опорный узел 3 l на фиг. 1; на фиг. 7 — разрез B-В на фиг. б.

Складной каркас, э амкнутый в плане, включает опоры 1 с цилиндрической подошвой 2, стержни З,расположенные по прямолинейным образующим гиперболоида вращения, и диагональные тяги 4. Концы стержней 3 снабжены фасонками 5, соединенными посредством шарниров 6. Продольные оси 7 смежных стержней 3 размещены в одной плоскости.

Концы диагональных тяг 4 выполнены в виде двух ветвей 8, концы которых присоединены к стержням 3 в точках пересечения осей 7 стержней 3 с горизонтальной линией 9, проходящей через центр шарнира б, соединякщего фасонки 5 стержней 3.

Стержни 3 имеют двутавровое сечение.

Концы ветвей 8 присоединены к стержням 3 шарнирно с возможностью поворота в двух плоскостях — проходящей через оси 7 пересекающихся стержней 3 (фиг. 2 ) и вертикальной, перпендикулярной первой фиг. 3) .

Каждая опора 1 имеет примыкающие к фасонкам 5 фиксаторы 10, плоскости которых проходят через точки пересечения, осей 7 стержней 3 с горизонтальной линией 9, проходящей через центр шарнира.б.

Благодаря тому, что концы диагональных тяг выполнены в виде двух ветвей,, улучшаются центрация усилий в элементах каркаса путем присоединения ветвей к стержням в точках пересечения осей стержней с горизонтальной линией, проходящей через центр шарнира соединения фасонок стержней. В этом случае как стержни, так и тяги работают в условиях сжатия-растяжения и практически не испытывают изгибающих моментов от расцентровки. Выполнение стержней упруо гибкими на кручение, например, двутаврового сечения позволяет отказаться от торсионных вставок, значительно усложняющих изготовление каркаса.

Таким образом, достигается основаня цель изобретения — упрощение конструкции и улучшение центрации усилий в элементах каркаса.

Благодаря возможности поворота в двух плоскостях концов ветвей тяг упрощается трансформация каркаса, которую можно производить не отделяя тяг от верхних узлов, а отсоединяя тяги лишь от опор. Последние, благодаря наличию фиксаторов, плоскости которых проходят через точки пересечения осей стержней с горизонтальной линией, проходящей через центр шарнира, передают усилия от тяг на стержни также центрально.

Изобретение позволяет снизить на 10-153 вес каркаса и сократить трудозатраты на изготовлениЬ до 20% по сравнению с известным устройством.

Складной каркас, замкнутый в плане, включающий опоры с цилиндрической подошвой, диагональные тяги и жесткие стержни, расположенные по прямолинейным образующим геперболоида вращения с размещением продольных осей смежных стержней в одной плоскости и снабженные на концах фасонкамк для шарнирного соединения между собой в местах их пересечения, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости за счет улучшения центрации усилий в элементах каркаса верхние концы диагональных тяг выполнены в виде двух ветвей, оси которых проходят через точки пересе— чения осей стержней с горизонтальной линией, проходящей через центр шарнира, а стержни имеют поперечное сечение открытого профиля.

2. Каркас по и. 1, о т л и ч а ю .— шийся тем, что диагональные тяги прикреплены верхним концом к пересекающимся стержням шарнирно с возможностью поворота в плоскости, проходящей через оси стержней, и в плоскости, перпендикулярной последней.

3. Каркас попп. 1и 2, отлии а ю шийся тем, что каждая опора снабжена примыкающими к фасонкам стержней фиксаторами, плоскости которых проходят через точки пересечения осей стержней с горизонтальной линией, проходящей через центр шарнира.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 696119, кл. Е 04 В 1/343, 1977.

874916

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2653810/29-33, кл ° E 04 В 1/343, 09.08.78 (прототип) .

Фиг.2

Я-А

874916 в-в

6 фиг. 4

Фиа. 7

Составитель Г. Иванова

Редактор В. Данко Текред д,,Вц . Еорректор Н. Стец

Заказ 9279/51 Тираж 768 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4