Протектор бурового долота

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических Республик

<» 1874954 (6!) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 29.!0,79 (2!) 2833752/22-03 (51) М. Кл.а с присоединением заявки №вЂ”

Е 21 В 10/36

СССР (53) УДК 622.24.

;051 (088.8) Опубликовано 23.10.81. Бюллетень №39

А0 делам нзобретенн» н вирмтий

Дата опубликования описания 28.!0.81

»

1 с

1 ( (72) Лнторы изобретения

1

f

А. С. Порада и В. Ф. Пархоме ко-.

- !, 71 ) зал ни1сл и (54) ПРОТЕКТОР БУРОВОГО ДОЛОТА

ГосУдаРстввнный квмнтет (23) Приоритет—

Изобретение относится к. нефтяной промышленности н может быть применено при бурении нефтяных и газовых скважин, в частности при спускно-подъемных. операциях для защиты породоразрушающнх элементов.

Известен протектор долота, элементы которого, выполненные из эластичного материала,,перекрывают породоразрушающие

«зубки, расположенные в нижнем торце долота 11).

Недостаток этого протектора состоит в том, что его элементы не перекрывают резцы, калибрующие стенки скважины, поэтому не предохраняют резцы и обсадные трубы от взаимного повреждения при спуске долота к забою скважины.

Наиболее близким к изобретению по,технической сущности и достигаемому результа- ту является защитная двуслойная оболочка для бурового долота, закрепленная на его шарошке и содержащая элементы из различных по износостойкости материалов, менее износостойкий из которых имеет отверстия для размещения зубков, калибрующих стен- ки скважины (2).

Недостатком данного протектора бурового долота является то, что в начале процесса бурения, особенно в пбродах малой и средней,твердости, более износостойкий слой протектора разрушается долго, что замедляет начало процесса бурения. Вследствие значительной жесткости протектора не амортизируются удары долота о стенки скважины, что может вызвать повреждения подшипников опоры при спуске долота к забою.

Цель изобретения — повышение. эффек-!

О тивности защиты вооружения от ударных нагрузок при спуске долота в скважину.

Указанная цель достигается тем, что ударная нагрузка от внешнего элемента передается на тело шарошки через эластичный элемент, который жестко прикреплен к телу шарошки так, что между ним и зубком имеет ся зазор, расположенный со стороны удара, между наружным телом шарошки и зубком имеются зазоры, при этом зазор между внутренним элементом и зубком меньше зазора между наружным элементом и зубком, заме26 ренные со стороны направления ударной нагрузки, внутренний элемент имеет эксцентричную форму, наиболее утолщенная его часть расположена со, стороны удара, т.е, 874954

Формула изобретения

Составитель С. Денисова

Редактор В. Данко Техред А. Бойкас Корректор С; Щомак

3 маг(ьз Тираж 630 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, )К вЂ” ЗЬ, Раушскан наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 ииже зубка. Для обеспечения надежности контакта наружного элемента с внутренним наружный элемент берется по высоте больше половины высоты. Высота внутреннего sblбирается в зависимости от величины ударной нагрузки, жесткости элемента.

Иа чертеже изображено предлагаемое устройство.

Протектор,. бурового долота включает элеаунт I, изготовленный из изиосостойкого, прочного. материала с выполненными в нем отверстиями под протекгорный элемент 2, lo который выполнен из эластичного материала.

Элемент 2 содержит отверстия под зубки и имеет выпуклую наружную поверхность.

Ifo высоте элемент 2 меньше высоты зубка эксцентрично расположен относительно асн зубка 3 и установлен так, что его утол щенная. стенка обращена к вершине долота, а между утолщенной частью н зубком образован зазор. Элемент 1 протектора закрепляется иа долоте с помощью, например,.отрезков стальной отожженной проволоки 4, ох- 2О ватывающих породоразрушающий орган долота б. В качестве крепления могут быть использованы гибкие тяги, соединенные с пластмассовым фиксатором.

Элемент 2 может быть приклеен к телу

25 шарошки. Протекториый элемент 1 имеет внутреннюю вогнутую поверхность, сопряженную с выпуклой наружной поверхностью протекторного элемента 2, и расположен с зазором относительно зубков.

В момент удара происходит деформация 30 утолщенной части протекторного внутреннего элемента, при этом величина зазора между зубком и ним уменьшается на величину, зависимую от механических свойств материала и величины ударной нагрузки. При значительной ударной нагрузке эластичный За элемент может быть прижат к нижней половине зубка, прочность которой значительно выше вершины зубка (верхней половины).

Для более полной передачи нагрузки иа

4 внутренний элемент высота наружного элемента берется больше половины высоты зубка. Наружный элемент после удара не касается верхней половины зубка, таким образом наиболее опасная часть зубка оказывается защищенной от ударной нагрузки.

Изготовление протекторского элемента

1 из изиосостойких пластмасс нли компаундов методом штамповки при толщине, равной половине высоты зубка или большей обеспечивает достаточную износостойкость и прочность протектора при его спуске в скважину. Установка протекторных элементов I на протекторные. элементы 2, выполненные из резины, позволяет фиксировать протектор на долоте в радиальном. направлении.

Протектор бурового долота, содержащий внутренний и наружный элементы из различных по износостойкости материалов, с внутренним элементом, установленным на иарошке у основания зубка, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности защиты вооружения от ударных нагрузок при спуске долота в скважину, внутренний элемент выполнен в виде эксцентричных колец из эластичного материала с выпуклой поверхностью, каждый из которых установлен утолщенной стенкой со стороны вер шины долота с зазором между утолщенной стенкой и зубком, а наружный элемент установлен с зазором по отношению к зубку, имеет поверхность, ответную внутреннему элементу, причем высота его больше половины высоты зубка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l, Патент США Ка 2296939, кл. 175 — 307, опублик. 1942.

2. Авторское свидетельство СССР

% 390254, кл. Е 21 В 9/08, 1967 (прототип).