Двойной колонковый снаряд
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАКИИ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к мтоескому свидитюльстаю
Союз Советснии
Социалистических
Республик
Е 21 В 25/00 с присоединением заявки йи (23) Приоритет
3Ьсудзрстмниый каиитет
СССР ис дерзи иеабретеиий и открытий
Опубликовано 23.10.81. Бюллетень йе39 ($3) УД (622.243. .64 (088.8) Дата опубликования описания 25.10.81
И. П. Мельничук и И. Е. Воротйев (72) Авторы изобретения
Бентрапьная экспедиция Первого главного геологоразведочног управления Министерства геологии СССР (7l) Заявитель (54) ДВОЙНОЙ КСИОНКОВЫЙ СНАРЯД
Изобретение относится к горному. делу, в частности к средствам для бурения с отбором керна.
Известны двойные колонковые снаряды, содержащие наружную тоубу ч керноприемник, закрепленный в наружной тру5 бе (.13
Укаэанные снаряды обеспечивают сохранность керна при бурении, но не,предотвращают его .при подклинке.
Более совершенны колонковые снаряды, 10 керноприемник которых можно извлекать беэ подъема снаряда в случае подклинки керна. ъ
Известен колонковый снаряд, содерl5 жаший наружную трубу, керноприемник, фиксатор керноприемника в наружной трубе со стопорными шариками и ограничи вающей перемещение шариков стопорной 20 втулкой с нагнетательным каналом в центр (2).
Недостатком известного снаряда является невозможность продолжения бурения после подклинки керна беэ извлечения и замены керноприемника.
Бель изобретения — увеличение углубки за рейс при подклинке керна.
Указанная цель достигается тем, что двойной колонковый разряд снабжен под пружиненным толкатепем, закрепленным в керноприемнике с возможностью взаимодействия одним концом с керном при бурении, а другим со стопорной втулкой, а также сбрасываемым шаровым клапаном для перекрытия нагнетательного канала в стопорной втулке.
На фиг. 1 изображен двойной колонковый снаряд перед началом бурения; на фиг. 2 - то же, в процессе бурения, Он состоит иэ наружной 1 и внутренней (керноприемника) 2 труб с коронками
3 и 4-, стопорных шариков 5, стопорной втулки 6 с верхней и нижней канавками, пружин 7, шарового клапана 8, толкателя 9 и переходника 10. Во втулке 6 выполнен нагнетательный канал 11.
874970 4 мая пружину 7. При этом шарики 5 отжимаются в нижнюю кольцевую канавку втулки, и керноприемник 2, отсоединяясь
or трубы 1, получает свободное перемещение в ней. Далее процесс происходит аналогично описанному.
Применение предлагаемого изобрете» ния позволяет увеличить рейсовую углуб-. ку в 2 раза и снизить стоимость бурения на 20-25% при наличии подклинки керна.
Двойной колонковый снаряд работает следующим образом, Вначале (см, фиг. 1) коронки 3 и 4 работают на забое совместно, поскольку трубы между собой соединены. В этом положении стопорные шарики 5 утоплены в гнезда обеих труб и прижаты втулкой
6, которая сбалансирована двумя пружи- нами 7 в среднем положении. Так рабо« тают коронки до самозаклинивания или заполнения керноприемника керном.
При самозаклинивании керна в керноприемнике 2 {см. фиг. 2) через буриль ные трубы сбрасывают шарик 8, расположенный до этого момента в корпусе промывдчного сальника. Шерик перекры-, вает канал во втулке, и образовавшийся над клапаном перепад давления промывочной жидкости перемещает втулку в нижнее положение, сжимая пружину 7.
При этом стопорные шарики 5 отжимают« ся в верхнюю кольцевую канавку втулки
6, и керноприемник 2, отсоединяясь от трубы 1, получает свободное осевое перемещение. Процесс бурения не прекращается, так как осевая нагрузка и крутящий момент передают на коронку 3 че рез трубу 1, а промывочная жидкость поступает по межтрубному зазору. Получаемый керн поступает в колонковую трубу 1 и одновременно перемешает керноприемник 2 с заклиненным в ней керном, Бурение продолжают до. момента заполнения керном трубы 1 или самозаклинивания керна в той же трубе, после чего снаряд поднимают на поверхность.
Если керн не самозаклинивается, то он, поступая в керноприемник 2, через толкатель 9 давит на втулку 6, которая перемешается в верхнее положение, сжиФормула изобретения
Двойной колонковый снаряд, содер-. жащий наружную трубу, керноприемник, фиксатор керноприемника в наружной трубе со стопорными шариками и ограничивающий перемещение шариков стопорной втулкой с нагнетательным каналом в центре,отличающийся тем,что, с целью увеличения углубки за рейс при подклинке керна, он снабжен сбрасываемым шаровым клапаном для перекрытия нагнетательного канала в стопорной втулке и подпружиненным толкателем, закрепленным в керноприемнике с возможностью взаимодействия одним концом с керном при бурении, а другим со стопорной втул кой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гребенюк А. А. Техника и техно35 логия получения керна. М., "Недра", 1973,. с. 18, рис. 6.
2, Патент СССР № 664576, кл. Е 21 В 25/00, опублик. 1974 (прототип).
874970
Фиг. 2
Составнтегн В. Аксле р
Техред R,Квстелевич, Корректор А. Ференц
Редактор В, Данко
Фнлнвл ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9283/54 Тираж 630 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5