Забойный клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< ц 874985
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ к лвто скомм свидетельств
Сотоэ Советсиик
Социалистических
Республни (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 02.08.79 (2I ) 2805433/22-03 с присоединением заявки РЙ (51)М. Кл.
Е 2l В 34/06. 9кударстеелвй комитет
СССР лв делам . язебуетеев» и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23. 10.81. Бюллетень .% 39 (53) УД К 622 . .276.5 (088.8) 1
Дата опубликования описания 25. 10.81
Ъ. МЦ;Дат,аров
Л4 Щ Уро
°
Щ и й А
" -., т (72) Авторы изобретения,В. И. Тимошенко, В. Ф. Гузеватый, В. Д. Ку
Трест "Полтаванефтегазразведка" Мииистерст
Украинской CCP и Производственное объедине
Министерства нефтяной промышленности (7I ) Заявители (54)ЗАЕОЙНЫ Й КЛАПАН
Изобретение относится к нефгегазодобывающей промышленности, а именно к клапанам, предназначенным для отключе- . ния забойных механизмов, в частности. забойных двигателей, Известен забойный клапан, содержащий
- 5 корпус, втулку и затвор в форме шара $1), Однако известный клапан не позволяет отключать забойные механизмы. Поэтому в случае закупорки турбобура нельзя произвести промывку скважины с оштовременf0 ным утяжелением бурового раствора. В результате невозмсекно ликвидировать нефтегазопроявление.
35 Наиболее близким техническим реше« нием к изобретению является клапан, со держащий корпус. с радиальными каналами, перекрываемыми втулкой, два шаровырс затвора с седлами, верхнее иэ которых выполнено двусторонним B) .
Недостатком данного клапана является невозможность применения его в процессе бурения, в частности, для обеспечения циркуляция промывочной жидкости над забойными двигателями.
Gemü изобретения — повышение надежности работы клапана совместно с забойными двигателями за счет обеспечения воэможности прямой циркуляции жидкости в процессе бурения.
Указанная цель достигается тем, что нижнее седло выполнено с периферийными. осевыми каналами.
На фиг. 1 показан забойный клапан в момент спуска его на колонне бурильных труб в скважину; на фиг. 2 - то же, в момент промывки скважины цри отключенном забойном оборудовании.
Забойный клапан состоит из корпуса 1, имеющего радиальные каналы 2, перекрытые втулкой 3, затвора 4 в форме шара, Втулка 3 укреплена с помстцью срезных эиэментов 5 и выполнена в верхней части двустороннего седла 6. В нижней части втулки 3 установлено нижнее седло
7 с центральным 8 и йериферийными 9 каналами.
87
Верхнее седло 6 втулки 3 выполнено
1 под бросовый шаровой затвор 10 (см. фиг. 2).
На концах корпуса 1 нарезана резьба для соединения с бурильными трубами 11 и забойным оборудованием 12. В верхней части корпуса 1 жестко усановлено кольцо, ограничивающее движение втулки 3 вверх,.
Забойный клапан работает следующим обр аз ом .
Клапан устанавливается в компоновке бурильной колонны над забойным двигателем (.например турбобуром). Процесс буре« ния скважины с наличием в бурильной колонне забойного клапана ничем не отлича ется от бурения скважины при отсутствии клапана в колонне.
В момент появления признаков нефте- газопроявжний в бурильную колонну забра. сывают затвор 10, который после посадки на седло 6 перекрывает внутренний канал колонны 11, Включив буровые насосы, срезают шрифгы 5 и открывают радиальные каналы 2 (см. фиг. 2), Производят прямую или обратную цирку» ляцию бурового раствора при соответству ющем режиме„(производительности и дав ленни)..Если ато не дает возможности ликвидировать нефтегазопроявление,то, продолжая циркуляцию бурового раствора, производят его одновременное утяжеление. Возможность производства циркуляции минуя забойный двигатель превращает воэможностц шламования его, закупорки проходного канала в трубах и, в результате, потери циркуляции. Возникновение такой ситуации неизбежно приводит к открытому фонтану.
Наличие обратного клапана при нефтегазопроявлении через бурильные трубы, 4985
4 при опредежнной скорости истечения пластового флюида, позволяет ЖРекрыть канал в трубах 11. Причем перекрытие канала в бурильных трубах. происходит как при несреэанных штифтах 5, так и при открььтых радиальных каналах 2.
Применение предлагаемого клапана позволяет обеспечить надежное перекрытие канала бурильных труб в случае нефтегазопроявжния, а в процессе спеска бурового инструмента — обеспечить заполнение его промывочной жидкостью.
Клапан дает возможность производить утяжеление бурового раствора и промывку скважины, минуя забойный двигатель.
Внедрение изобретения позволяет сократить затраты на бурение 1 скважины примерно на 543 руб.
zo
Формула изобретения
Забойный клапан, содержащий корпус с радиальными каналами, перекрываемыми втулкой, два шаровых затвора с седлами, верхнее из которыхвыполнено двухсторонним, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы клапана сов местно с забойными двигателями за счет зо обеспечения возможности прямой циркуляции жидкости в процессе бурения, нижнее седло выполнено с периферийными осевыми каналами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
N. 419615, кл. Е 21 В 17/00, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
N 160130, кл, E 21 В 17/00, 1962 (пр ототип) .
S 74985
Фиг. 1
Составитель А. Шехель
Редактор В. Данко Техред A.Ñàâêà Корректор Л. Бокшан
:Заказ 9283/54 Тираж 630 П однисн ое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., p. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4