Безрезьбовое соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОУСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ

CoIo3 Советских

Социалистических

Рвслублин >875119 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 2?0179 (21) 2718361/25-27 с присоединением заявки Нов (23) ПриоритетОпубликовано 23.10.81. Бюллетень Н9 39

Дата опубликования описания 2 310.81.(51)М. Клз

F 16 В 1/00

ГосударствемиыЯ комитет

СССР ио аслам изобретемиЯ и открытиЯ (53) УДК 621.887. .6 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г.Е.Огий, Н.Г.Амелин, IO.A.Ãóáèí и В.И (71) Заявитель (54) БЕЗРЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, требу щих разъемное соединение валов, например, в системах отбора мощности подвижных энергетических установок.

Известна конструкция устройства для соединения сменного хвостовика с валом, которые соединяются посредством шлицевого соединения 11}.

Это устройство представляет собой короткий съемный вал отбора мощности, который посредством шлицев соединяется с трубчатым ведомым валом и блокируется в нем с помощью специального блокирующего устройства. Блокирующее устройство состоит иэ шариков, которые находятся в радиальных отверстиях короткого вала и с помощью фасонной пробки, находящейся в расточке короткого вала, под действием пружины перемещаются к периферии.

Войдя s кольцевую выточку в трубчатом валу, они блокируют короткий вал. Разблокировка производится специальным плунжером, с помощью которого фасонная пробка перемещается в направлении, противоположном действию пружины, и тем самым освобождает шарики, которые под действием ЗО собственного веса должны, выйти иэ кольцевой выточки трубчатого вала.

Недостатками этой конструкции являются ее сложность и трудоемкость в изГОтовлении. Наличие трубчатЫх деталей предъявляет повыюеиные требования к термообработке. В то же время шлицевое соединение не дает хорошей центровки сопрягаеьих деталей, что может привести к черезмерному радиальному биению короткого вала. Кроме того, раэблокировка этого устройства не может быть полной, так как шарики возвращаются в исходное положение только под собственным весом, и в нижерасположенных отверс тиях они будут оставаться в положении блокировки. Вследствие этого для извлечения короткого вала из трубчатого необходимо приложить значительное усилие. Наличие сквозного отверстия в коротком валу ослабляет его прочность. Кроме этого, стандартами

C38 HCG u CCCP на хвостовик BON сквозное отверстие не предусмотрено.

Существенным недостатком этой конструкции в целом является относительно большая номенклатура деталей, влекущая эа собой увеличение парка

875119 станков, приспособлений и режущего инструмента.

Известно также устройство для соединения полого конца вала с ступенчатой цилиндрической деталью, содержащее вал со ступенчатым отверс-. тием и установленную в него ступен5 чатую цилиндрическую деталь, которая зафиксирована в отверстии вала от осевых перемещений стопорным кольцом (2).

tQ

Известное устройство обеспечивает достаточно простое и надежное соединение конца вала с цилиндрической деталью, тина сменного хвостовика, с фиксацией его от осевых перемещений. Однако оно не исключает взаим- 15 ного проворота вала и смежного хвостовика при передаче крутящего момента, что делает непригодным его использование в силовых установках.

Цель изобретения — создание тех- 20 нологичного, натяжного и нетрудоемкого устройства для соединения деталей, например, сменного хвостовика с валом, применение которого повысит, например, универсальность валов отбора мощности (ВОИ)„ установленных йа подвижных энергетических установках.

Поставленная цель достигается тем, что ступенчатая охватывающая деталь (например„ сменный хвостовик) и ступенчатое отверстие охватывающей детали (например, вала) выполнены с сопряженными между собой цилиндрическими центрирующим и эксцентрично расположенными относительно. него поводковыми участками.

На чертеже изображен общий вид предлагаемой конструкции устройства для соединения деталей, например, сменного хвостовика с валом. 4О

Сменный хвостовик 1 имеет центрирующую цилиндрическую поверхность

2, поводок-эксцентрик 3 и декомпрессйционный канал 4.

Вал 5 имеет центрирующую цилиндри- 45 ческую расточку б, эксцентрично от-. носительно центрирующей расточке отверстие 7 и канавку 8 под стопорное кольцо 9.

При установке сменного хвостовика

1 в вал 5 он своей центрирующей цилиндрической поверхностью 2 и поводком-эксцентриком 3 соответственно входит в центрирующую расточку б и отверстие 7. Канал 4 предназначен для декомпрессии полости вала 5.

Для стопорения сменного хвостовика 1 от осевого перемещения относительно вала 5 в канавку 8 устанавливается стопорное кольцо 9. Центрирующая поверхность 2 центрирует сменный хвос- товик 1 в валу 5. Крутящий момент на сменный хвостовик 1 передается центрирующим и эксцентричными поверхностями за счет взаимного контакта.

Предлагаемое соединение сменного хвостовика с валом не сложно по конструкции, не трудоемко в изготовлении.

Центровка сменного хвостовика происходит по гладким цилиндрическим поверхностям, что обеспечивает вы окую точность центрирования. Стопорение его стопорным кольцом простое конструктивно и как показала практика надежно и удобно в эксплуатации. Кроме этого, сменный хвостовик соответствует всем требованиям стандартов .

СЭВ, ИСО и СССР. Небольшая номенклатура деталей в конструкции соединения способствует внедрению предлагаемого изобретения в производстве.

Годовой экономический эффект от внедрения предлагаемого соединения сменного хвостовика с валом составит

400 тыс. руб.

Формула изобретения.

Безрезьбовое соединение, содержащее ступенчатую охватываемую деталь,, установленную в соответствующем отверстии охватывающей детали и зафиксированную в нем стопорным элементом, о т л и ч а ю щ е е с я тем,.что, с целью повышения надежности и улучшения эксплуатационных характеристик, охватываемая деталь.и поверхность отверстия охватывающей детали выполнены с сопряженными между собой цилиндрическими и эксцентричйо расположеннымн относительно него поводковыми участками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции 9 1558817, кл. В 60 К, В 62 В, 1968.

2. Авторское свждетельство СССР

9 219336, «л» F 16 В 21/18 °

875119

Составитель О. Ярославский

Редактор В. Лазаренко Темред З.йастелевич Корректор О. Макаренко ююююююаВФВ4афМ1аВюююВВВФ ею ю ю авю ю чае ю ав ю е еае ееевю юнее ю ю ю Ею ю ав

Заказ 9295/61 . Тиран 863

SHHHllH .Государственного Комитета СССР иь делам изобретений и откритий

113035, Иэскиа 3-35, Раумская наб. д. 4/5

ЮЮ4ВЮ емаюаею ююаваеюаэю ав «вееюеаибеююеююеююавееююаоаваеЕЕ

Филиал ППП Патент, .г. Якюород, Ул. Проектная, 4