Ударный механизм гайковерта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (»>876411

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополиительиое к авт. свид-ву (22) Заявлено 020179 (21) 26984 54/25-28 с присоединением заявки М 2698453/25-28 (з1)м. к .з

В 25 В 21/02

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3010,81, Бюллетень Hо 40

Дата опубликовани я описания 3 Ц1Я81 (53) УДК 6}21. 883 (088. 8) 7i

"/! строительно-моитажногo инструмента, вибрато и строительно-отделочных работ (71) Заявитель (54) УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЙКОВЕРТА

Изобретение относится к машиностро-" ению, а именно к ручным ударным гайко-" вертам, и может быть использовано в различных отраслях промышленности и строительства для механизированной затяжки резьбовых соединений, в частности для тарированной затяжки ответственных соединений. г

Известны ударные механизмы гайковерта, содер>кашне приводной вал, шпиндель, подпружине нный ударник, состоящий иэ ведомой и ведущей частей, вращаемый приводным валом и снабженный рабочими кулачками, наковальню, жестко соединенйую со шпинделем и имеющую ответные рабочие кулачки, и центробежные грузы, расположенные в ведомой части ударника и упирающиеся в скошенные поверхности его ве- 20 душей части ударника в сторону наковальни при достижении определенного числа оборотов ударника (13 .

Недостаток таких ударных механизмов заключается в том, что при 25 их выполнении для затяжки резьбовых соединений малых диаметров (12 мм и менее) конструкция ударного механизма становится неоправданно слож.ной и громоздкой, что приводит к уве-3О личению массы гайковерта, а следовательно, к повышенной утомляемости оператора и снижению производительности

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является ударный механизм гайковерта, содержащий корпус, размещенные в нем приводной вал, шпиндель-наковальню с рабочими кулачками и центральным глухим отверстием, в котором расположен конец приводного вала, расположенный на другом конце последнего ударник с внутренней конусной поверхностью и пазом, расположенные в пазу ударника центробежные грузы, выполненные в виде пластин прямоугольного сечения с рабочими кулачками,, и направляющую втулку, размещенную на приводном валу и подпружиненную в сторону ударника P2).

Недостатком конструкции является пониженная долговечность высоконагруженных деталей ударного механизма, так как втулка с эксцентричным отверстием на конце обеспечивает,синхронизацию при ударе только при надежном сопряжении ее фланца с выточкой в ведомой части ударника, что является трудновыполнимой и дорого876411 стоящей задачей в серийном производстве. Кроме того, надежность сни-, жается также в связи с осевыми перемещениями ведомой части ударника, обуславливающими повышенные усилия на фланец втулки.в момент ее размыкания с ведомой частью ударника. На,.личие.осевых перемещений последнего, приводит также к непроизводительной потере энергии и снижению удельных показателей гайковерта.

Цель иеобретения — повышение надежности работы механизма.

Указ анная цель достигается тем, что ударный механизм гайковерта снабжен подпружиненной в сторону ударника синхронизирующей втулкой, установленной с возможностью перемещения на приводном валу, направляющая втулка выполнена с радиальными отверстиями, центробе>кные грузы — с выступами, входящими в радиальные отверстия направляющей втулки, а ударник зафиксирован от осевого перемещения относительно приводного вала.

Кроме того, приводной вал выполнен с уступом, синхрониэирующая втулка имеет со стороны шпинделя-накова- льни дно, взаимодействующее с уступом приводного вала, а с противоположной стороны — входящий н паз ударника фланец с выступом, расположенным в плоскости, проходящей через центробежные грузы, и периодически взаимодействующим с одним иэ кулачков шпинделя-наковальни.

Шпиндель-наковальня снабжена кулачконым выступом, закрепленным в дне его отверстия, направляющая втулка выполнена с внутренними радиальными выступами со стороны ударника и размещена на синхронизирующей втулке, которая имеет кольцевой выступ с торцовым кулачком, взаимодействующий с кулачковым ныступом шпинделя-наковальни, а с противоположной стороны — торцовые ныступы, взаимодействующие с внутренними радиальными выступами направляющей втулки, а ударник выполнен с радиальными отверстиями и снабжен подпружиненными шариками, размещенными н этих отверстиях и взаимодействующими с приводным в алом.

На фиг.1 изображен ударный механизм гайковерта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез A A на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг. 4 — разрез В-В на. фиг. 1; на фиг.5 — разрез Г-Г на фиг.1;на фиг.бударный механизм гайковерта с другим возможным выполнением синхрониэирующей втулки, продольный разрез; на фиг.7 — разрез Д-Д на фиг.б; на фиг.8 — разрез Е-E на фиг.б; на фиг. 9 - разрез Ж-Ж на фиг. 6» на фиг.10 - разрез К-К на фиг.б; на фиг.11 - разрез Л-Л на фиг.б.

65 пружинами 40 (4>«r.7) . Подпружиненные шарики 39 образуют механизм ноэнрата синхронизирующей втулки 19.

Ударный механизм гайковерта работает следующим образом.

После устанонки торцовой головки (не показана) на гайку затягиваемого соединения (не показано) включают двигатель (не показан), при этом вращение через редуктор 7, подпружиненные шарики 12 и эксцентричную канавку 17 передается на ударник 4.

Подпружиненные шарики 11 и 12 и

Ударный механизм гайковерта содержит корпус 1, приводной нал 2, центробежные грузы 3, выполненные н виде пластин прямоугольного сечения, ударник 4 и шпиндель-наковальню 5-6. Приводной вал 2 через редуктор 7 связан с двигателем (не показан . В приводном валу выполнено центральное отверстие 8 и радиальные отверстия 9. В отверстии 8 установлен подпружиненный пружиной 10 шарик 11, контактирующий с шариками 12, установленными в отверстиях

9. Ударник 4 состоит из жестко соединенных бандажа 13 и стакана 14.

В последнем выполнены паз 15, скосы

15 16 и эксцентричная канавка 17, в которую входят шарики 12, На приводном валу 2 установлены направляющая 18 и синхронизирующая 19 втулки, подпружиненные возвратной 20 и силовой 21

20 пружинами. Втулка 19 имеет дно 22, взаимодействующее с уступом 23 нала 2 (фиг.1) . Последний имеет опору

24 н шпинделе-наковальне 5-6. В центробежных грузах выполнены выступы 25

25 в виде штифтов, которые входят в радиальные отверстия 26 направляющей втулки 18. Синхронизирующая нтулка 1 9 свободно установлена на валу 2 имеет фланец 27 с двумя лысками 28 выступом 29, расположенным в плоскости, проходящей через центробежные грузы 3 (фиг.3) - На центробежных груз ах 3 ныпол нены рабочие кулачки 30, на шпинделе-наковальне 5-6 — ответные рабочие кулачки 31 с фасками 32.

З5 торцовая головка (не показ ана) устанавливается на четырехгранный конец ,3 шпинделя-наковальни 5-6.

Возможен и другой вариант выполнения синхронизирующей втулки 19

40 (фиг.б), на которую устанавливается направляющая втулка 18, подпружиненная пружинами 20 и 21. Синхрониэирующая нтулка 18 свободно установлена на залу 2 и имеет на одном конце кольцевой выступ 34 с торцовым кулачком

35 для нзаимодейстния с кулачконым выступом 36 шпинделя-наковальни 5-6, а на другом конце — торцовые выступы

36 для взаимодействия с внутренними

5р радиальными выступами 37 втулки 18.

В стакане 14 ударника 4 выполнены радиальные отверстия 38, н которых установлены шарики 39, подпружиненные

8764 11

Формула изобретения

1. Ударный механизм гайковерта, содержащий корпус, размещенные в нем приводной вал, шпиндель-наковальню с рабочими кулачками и центральным глухим отверстием, в котором расположен конец приводного вала, расположенный на другом конце последнего ударник с внутренней конусной поверхностью и пазом, расположенные в пазу ударника центробежные грузы, выполненные в виде пластин прямоугольного сечения с рабочими кулачками, и. направляющую втулку, размещенную эксцентричная канавка 17 выполняют .роль муфты, предотвращающей работу электродвигателя в тормозном режиме.

Кроме того, шарики 12 фиксируют ударник на валу 2 от осевого смещения.

При использовании в качестве привода пневмодвигателя ударник 4 может быть жестко соединен с приводным валом 2.

При определенных оборотах ударника 4 и вращающихся с ним центробежных грузов 3 удаленные от шпинделя-наковальни 5-6 концы последних под действием центробежных сил смещаются от центра к периферии. В результате взаимодействия концов центробежных грузов 3 со скосами 16 ударника 4 центробежные грузы 3 и втулки 18 и 19 перемещаются 15 в осевом направлении к наковальне 5, при этом сжимаются пружины 20 и 21.

Взаимное перемещение грузов 3 и втулок 18 и 19 происходит до тех пор, пока выступ 29 втулки 19 не перемес- 20 тится к рабочим кулачкам 31. При взаимодействии выступа 29 с одним из кулачков 31 втулка 19 выходит иэ зацепления с одним из центробежных грузов 3, которые связаны между собой с помощью выступов 25, входящих в отверстия 26 втулки 18 (фиг. 1-5) .

После расцепления центробежные грузы 3 совместно с втулкой 18 перемещаются в сторону шпинделя-наковальни 5-6 для зацепления своими рабочими кулачками 30 с ответными кулачками 31 шпинделя-наковальни 5-6.

При зацеплении рабочих кулачков 30 и 31 происходит удар, при котором накопленная кинетическая энергия вращающихся масс передается через шпиндель-наковальню 5-6 и торцовую головку (не показана) в реэьбовое соединение (не показано) . После удара, при заторможенных ударнике 4 и 40 шпинделе-наковальне 5-6, под действием пружин 20 и 21 детали ударного механизма возвращаются в исходное положение. В дальнейшем удары периодически пОвтОРяются дО тех ПОР пОка вклю 45 чен двигатель, при этом механизм работает в ранее Описанной последовательности. В связи с тем, что выступ 29 втулки 19 Ориентирован относительно рабочих кулачков 30, перемещение центробежных грузов 3 в сторону шпинделя-наковальни 5-6, происходит при определенной угловой ориентации кулачков 30 и 31, Обеспечивающей зацепление последних по полной высоте, что исключает появление ударов э5 при работе механизма.

При втором варианте выполнения синхрониэирующей втулки (фиг.б-11) взаимное перемещение грузов 3 и втулок 18 и 19 происходит до тех пор, Щ пока кулачок 35 втулки 19 не переместится к выступу 36. При взаимодействии выступа 36 с кулачком 35 втулка

18 выходит из зацепления с втулкой 19 (торцовые выступы 36 смещаются относительно радиальных выступов 37 в угловом направлении), при этом шарики 39 смещаются от центра и периферии, сжимая пружины 4 О.

После расцепления втулок 18 и 19 центробежные грузы 3 совместно с втулкой 18 перемещаются в сторону шпинделя-наковальни 5-6 для зацепления своими рабочими кулачками 30 с ответными кулачками 31 шпинделя-наковальни 5-6. При зацеплении рабочих кулачков 30 и 31 происходит удар, при котором накопленная кинетическая энергия вращающихся масс передается через шпиндель-наковальню 5-6 и торцовую головку (не показана) в реэьбовое соединение (не показано) . После удара, при заторможенных ударнике 4 и шпинделе-наковальне 5-6, под действием пружин 20, 21 и 40 детали ударного механизма возвращаются в исходное положение. В дальнейшем удары периодически повторяются до тех пор, пока включен двигатель, при этом механизм работает в описанной выше последовательности. В связи с тем, что выступ 36 ориентирован относительно рабочих кулачков 31, а кулачок 35 — относительно рабочих кулачков 30, перемещение центробежных грузов 3 в сторону шпинделя-на» ковальни 5-6 происходит при определенной угловой ориентации кулачков

30 и 31, обеспечивающей зацепление по ."ледних по полной высоте, что исключает появление кромочных ударов при работе механизма.

Контакт втулки 19, связанной с центробежными грузами 3, с втулкой

18 по плоскости обеспечивает их болеее надежное э ацепле ние, а следов ательно, и более надежную синхронизацию при ударе, что повышает долговечность высоконагруже нных деталей. ударного меха низ ма . Кроме того, надежность повышается в связи с отсутствием осевого перемещения ударника, что уменьшает контактное усилие.

Удельные показатели гайковерта повышаются в связи с уменьшением поступательного перемещения масс.

876411 на приводном валу и подпружиненную в сторону ударника, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен подпружиненной в сторону ударника с ин хро низ ир ующей в тулкой, уст ановл е нной с воэможностью перемещения на приводном в алу, направляющая втулка выполнена с радиальными отверстиями, центробежные грузы — с выступами, входящими в радиаль ные отверстия направляющей втулки, а ударник зафиксирован от осевого перемещения относительно приводного вала.

2 ° Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что приводной вал выполнен с уступом, синхрониэирующая втулка имеет со стороны шпинделянаковальни дно, взаимодействующее с уступом приводного вала, а с противоположной стороны — входящий в паэ ударника фланец с выступом, расположенным в плоскости, проходящей через центробежные грузы, и периодически взаимодействующим с одним иэ кулачков шпинделя-наковальни.

3. Механизм по п,1, о т л и ч ак шийся тем, что шпиндель-наковальня снабжена кулачковым выступом закрепленным в дне его отверстия, направляющая втулка выполнена с внутренними радиальными выступами со стороны ударника и размещена на синхронизирующей втулке, которая имеет кольцевой выступ с торцовым кулачком, взаимодействующий с кулачковым выступом шпинделя-наковальни, а с про.— тивоположной стороны — торцовые выступы, взаимодействующие с внутренними радиальными выступами направляющей втулки, а ударник выполнен с радиальными отверстиями и снабжен под15 пружинен ными шариками, размещенными в э тих отверстиях и взаимодействующими с приводным валом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

2п 1. Авторское свидетельство СССР

М 510905, кл. В 25 В 21/02, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

rro заявке 9 2154886/28, кл. В 25 В 21/02, 1979 (прототип), 1

876412 к-к

Составнтель И. Аксенова

Редактор А. Лежнина Техреду.Пекари Корректор М. Шароши

Закаэ

94 63/17 Тираж 1093 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и.открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4