Карьерный пневматический подъемник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социапнстических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву— (22) Заявлено 170579 (21) 2769496/22-03 (S I) M КЛ с присоединением заявки ¹â€”

В 66 В 17/00

ГосударствениыА комитет

С С С P по делам изобретений и открытиЯ (23) Приоритет(53) УДК 622. 6 76. 12 Ф

:622.648(088.8) Опубликовано Зц10.81. Бюллетемь Н9 40

Дата опубликования описания 30.1 081 (72) Автор изобретения

Ю.A. Николаев (71) Заявитель

Карагандинский ордена Трудового Красного политехнический институт (54) КАРЬЕРНЫЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОДЬЕМНИК

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано для транспортирования горной массы и карьеров.

Известен шахтный пневматический подъемник, включающий ствол, на стенках которого размещены с шагом по длине ствола уплотняющие и направляющие сосуд устройства, воздухонагреватель, загрузочные и разгрузочные устройства и подъемный сосуд, смонтированный в стволе с возможностью перемещения (1).

Недостаток данного подъемниканизкая производительность иэ-за перерывов процесса транспортирования горной массы прн разгрузке и загрузке подъемных сосудов.

Известен также карьерный пневматический подъемник, включающий два герметичных путепровода, уложенных по борту карьера, подъемные сосуды, воздухонагреватель, установленный под путепроводами, воздухопроводы, загрузочные бункеры, установленнЫе на путепроводе, разгрузочные бункеры и регулирующие механизмы (2).

Недостатками известного подъемника являются сравнительно низкая производительность, необходимость проходки специальной шахты для установки воэдухонагревателя и, кроме того, наличие постоянного загрузочного, устройства не позволяет переносить его по мере углубления дна карьера и изменить *ункт погрузки горной массы в сосуд.

Цель изобретения — увеличение производительности.

Поставленная цель достигается тем, что в известном карьерном пневматическом подъемнике, включающем. два герметичных путепровода, уложенных по борту карьера, подъемные со13 суды,воздухонагнетатель, установленный под путепроводами, воздухопроводы, загрузочные бункеры, установленные на путепроводе, разгрузочные бункеры и регулирующие механизмы, воэдухо20 проводы расположены между путепроводами, верхние части которых снабжены упорами, а нижние — опорными элементами для посадки подъемных сосудов, при этом воздухонагнетатель установлен на уровне разгрузочных бункеров, а загрузочные бункеры установлены на путепроводе с воэможностью перемещения вдоль его оси.

Кроме того, регулирующие механиэ30 ьы выполнены в виде шиберов.

876550

На фиг. 1 изображен карьерный пневматический подъемник, общий виду на фиг. 2 — вид A на фиг. 1; на фиг. 3 †. разрез Ц-Б на фиг. 1.

Устройство содержит воздухонагреватель 1 с приводом 2, левый 3 и правый 4 путепроводы, в которых смонтированы подъемные сосуды 5 и б, бункеры 7 загрузки подъемных сосудов, установленные на салазках 8, тормозные шиберные устройства 9 с зонтами

10, воздушный затвор 11, трубопроводы 12 - 14, опорные элементы 15 и упоры 16 для подъемных сосудов, полости воздуховодов сжатого 17 и отработанного 18 воздуха, шиберные регулирующие устройства 19 — 22, раз- 15 груэочные бункеры 23, автосамосвалы

24, зонты над путепроводами 25 и железнодорожные вагоны 26.

Карьерный пневматический подъемник работает следующим образом. 20

Горная масса из забоев карьера доставляется в загрузочные бункеры

7 с помощью внутрикарьерного транспорта, например автосамосвалов 24.

Подьемный сосуд 5 устанавливается на опорный элемент 15, находящийся на нижней отметке левого путепровода

3 и загружается из бункера 7. Вклю« чается двигатель 2 воэдухонагревателя 1 и последний, забирая воздух из атмосферы через трубопровод 14; Зо начинает подавать сжатый воздух через трубопровод 13 в полость воздухопровода 17, который выполняет также функцию аккумулятора (накопителя) сжатого воздуха в моменты, когда не происходит подъем сосуда (периоды разгрузки и загрузки сосудов). Воздушный зазор 11 регулирует забор воздуха иэ атмосферы через трубопровод 14 или из полости 4О

18 отработанного воздуха или через" трубопровод 12. Затем открывается шиберное регулирующее устройство 19, и сжатый воздух из полости воэдухопровода 17 начинает поступать под днище сосуда 5.

При достижении определенного давления под днищем сосуда 5 последний перемещается к верхней отметке путе провода 3. Скорость движения сосуда

5 по путепроводу 3 регулируется шиберным устройством 19, а скорость подхода сосуда к верхнему упору 16 регулируется тормозным шиберным ,устройством 9 за счет сброса некоторого количества воздуха в атмосферу. Сосуд 5 подводится к упору 16, упирается в него под действием избыточного давления под днищем сосуда и, удерживаемый в таком положении, разгружается в бункеры 23. После разгрузки сосуда 5 тормозное шиберное устройство 9 и регулирующее шиберное устройство 19 закрываются, а шиберное регулирующее устройство 21 открывается, и сжатый воздух из полости путепровода 3 начинает поступать через шиберное устройство 21 воздухопровода 18 отработанного воздуха, откуда он сбрасывается или в атмосферу, или забирается.по каналу 12 s воздухонагнетатель 1 для вторичного использования (c целью повышения КПД воздухонагнетателя).

Давление под днищем сосуда 5 уменьшается, и сосуд под действием собственной массы опускается на воздушной подушке к нижней отметке путепровода

3, причем скорость движения его по путепроводу и скорость подхода к опорному элементу регулируется шиберным устройством 21. Сосуд опускается на опорный элемент 15, загружает. ся и цикл повторяется.

Цикл работы по подъему и спуску сосуда б в путепроводе 4 аналогичен описанному, но сдвинут по фазе, т.е. в момент загрузки сосуда 5 сосуд 6 раэгружается. После разгрузки сосуда б тормозное шиберное устройство 9 и регулирующее шиберное устройство

20 закрываются, а шиберное регулирующее устройство 22 открывается и . сжатый воздух из полости путепровода

4 поступает в полость воэдухопровода

18 отработанного воздуха. Давление под днищем сосуда б. уменьшается и он под действием собственной массы опускается к нижней отметке путепровода 4, причем скорость опускания его по путепроводу и скорость подхода его к.опорному устройству 15 регулируется шиберным устройством 22 °

Сосуд пускается на опорное устройство 15, загружается иэ бункера 7, производится переключение шиберйых устройств, в результате чего шиберное устройство 20 открывается, а шиберные устройства 22 и 9 закрываются. Сжатый воздух из полости воздухопровода 17 через открытое шиберное устройство 20 поступает под днище сосуда 6 и производит его подъем к верхней отметке путепровода 4, у где он упирается в упорное устройство 16 и разгружается в бункер 23.

Скорость движения сосуда в путепроводе 4 регулируется шиберным устройствбм 20, а скорость подхода сосуда б к упорному устройству 16 — с помощью тормозного шиберного устройства 9. После разгрузки сосуд б опускается на нижнюю отметку путепровода

4 и цикл повторяется.

По мере углубления карьера при его разработке возникает необходимость в переносе места погрузки подь.емных сосудов (для сокращения пути транспортирования горной массы от забоя к месту погрузки). Для осуществления этого наращиваются путепроводы 3 и 4 по длине, переносятся н устанавливаются на новых местах в путепроводе шиберные 19-22 и опорные

15 устройства, а загрузочные бункеры

876550

7 двигаются вниз по оси путепроводов на салазках 8 и закрепляются в зоне загрузки подъемных сосудов 6,и 5.

Число передвижек бункеров 7 загрузки зависит от глубины карьера и выбранного шага погрузки горной мас» сы в сосуды.

Совмещение операций по загрузке ,и разгрузке сосудов, операций подъема и спуска сосудов позволяет увеличить производительность подъемника эа счет более нолной загрузки возп ходувки.

Важными достоинствами предлагаемого карьерного пневматического подъемника являются простота конструкции, возможность транспортирования под любым углом наклона борта карьера значительных по массе (150500 т) подъемных сосудов с практически любой глубины карьера„ возможность переноса пункта погрузки при 2О углублении карьера. К настоящему времени разработаны технические проекты карьерных пневматических подъемных установок производительностью 10, 20 и 30 млн.т. в год, которые показа- 5 ли существенную экономическую эффективность предлагаемых подъемников по сравнению с существующими видами карьерного транспорта.

Формула изобретения

1. Карьерный пневматический подъемник, включающий два герметичных путепровода, уложенных .по борту карьера, подъемные сосуды, воздухонагнетатель, установленный под путепроводами, воздухопроводы, загрузочные бункеры, установленные на путепроводе, разгрузочные бункеры и регулирующие механизмы о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения производительности, воэдухопроводы расположены между путепроводами, верхние части которых снабжены упора». ,ми, а нижние - опорными элементами для посадки подъемных сосудов, при этом воздухонагнетатель установлен на уровне разгрузочных бункеров, а загрузочные бункеры установлены на путепроводе с возможностью перемещения вдоль его оси.

2. Подъемник по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что регулирующие механизмы выполнены в виде .шиберов. источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 263839, кл. В 66 В 17/04, 1968.

2. Сагинов A.Ñ. и др. Пневматические подъемные установки для шахт и карьеров. — Горный журнал, Известия Высших учебных заведений.

1978, 9 5, с. 94-96, рис. 2 (протоTHG ) °

876550

Жди

Тираж 932 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9483/24

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С. Лукашова

Редактор М. Лысогорова Техред T.Èàòî÷êà КоРРектоР Н; Стец