Устройство для управления шахтной вентиляционной дверью
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
И ЗОВРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сонетскик
Соцмапнстичеснми
Республик и 877063 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.10.79 (21) 2826972/22-03 с присоединением заявки ¹ (5))М. Кл.
Е 21 F 1/12
F 05 F 15/10
Геаударетвтииый камитет
СССР (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.81 Бюллетень № 40
Дата опубликования описании 30.10.81 (53) ElK 683.375 (088.8) Io делам изабретеиий и ютирытий
И.Ф.Чемерис, С.М.Зайцев, Н.В.Бескровный и В.М,Резни (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Специальное конструкторско-технологическое бюро Инс геотехнической механики AH Украинской . ССР (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАХТНОЙ
ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ ДВЕРЬЮ
Изобретение относгтся к горношахтному оборудованию и может быль использовано при проветривании горных выработок.
Известны устройства для управления вентиляционной дверью, нреднаэначенные для обеспечения проветривания и автоматического пропуска транспорта, включающие привод с 6apa6a-. ном, блоки, гибкий трос, противовес, концевой выключатель и цепи управления (1).
Известно также устройство для управления шахтной вентиляционной дверью, содержащее реверсивный электродвигатель, фрикционную муфту, состоящую иэ двух полумуфт и блока управления, включающего два контактора направления, переключатель, контактор скорости электродвигателя и два реле открывания двери (2).
Известное устройство не обеспечивает заданного расхода воздуха через шахтную вентиляционную дверь после проезда через проем двери транспортного средства. Кроме того, оно не обеспечивает двух необходимых режимов работы, а именно.медленного и плавного изменения положения створок двери при регулиро. ванин расхода воздуха и быстрого открывания и закрывания при проезде транспортного средства.
Медленное и плавное открывание и закрывание створок вентиляционной двери позволяет более точно установить заданный режим вентиляции в горной выработке и исключить нежелательные аэрогаэодинамические процессы, которые возникают при резком (скачкообразном) изменении расхода воздуха.
Скачкообразное изменение расхода воздуха в горных выработках газообильных шахт на
25 % и более вызывает длительные переходные гаэодинамические (по метану) процессы. Напри. мер, резкое приращение воздуха, направленное на снижение процентного содержания метана в горных выработках, приводит, наоборот, к его увеличению.
Для пропуска транспортных средств возникает необходимость быстрого открывания и закрывания двери с возвращением ее створок в заданное положение после проезда транспорта. Это снижает нарушение режима проветривания горных выработок.
877063 4
Цель изобретения - обеспечение возможности поддержания заданного расхода воздуха через шахтную вентиляционную дверь после проезда транспортных средств, Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено конечным выключателем, толкателем и электромагнитом блока управления фрикционной муфтой, при этом конечный выключатель. установлен на полумуфте, соединенной с валом двери, а вторая полумуфта выполнена подторможенной и на ней размещей толкатель с возможностью взаимодействия с конечным выключателем, причем контакт конечного выключателя и обмотка электромагнита подключены к блоку управления электродвигателем.
Блок управления снабжен контактором режима регулирования расхода воздуха, контактором режима пропуска транспорта и реле управления дверью при проезде транспортных средств, причем обмотка электромагнита включена последовательно с нормально открытым контактом контактора регулирования . расхода воздуха, а нормально закрытый контакт конечного выключателя включен последовательно с обмоткой реле управления дверью при проезде транспортных средств, нормально открытый контакт которого включен в цепь контактора режима пропуска транспорта, при этом обмотка контактора режима регулирования расхода воздуха последовательно включена с нормально закрытым контактом контактора режима регулирования расхода воздуха.
На фиг. 1 изображена схема расположения двери; на фиг. 2 - устройство для управления дверью, общий вид; на фиг. 3 - принципиальная электрическая схема блока управления.
Устройство для управления шахтной вентиляционной дверью содержит реверсивный регулируемый электродвигатель 1, фрикционную муфту, соСтоящую из полумуфты 2, соединенной с валом 3 шахтной вентиляционной двери 4 и содержащей конечный выключатель
5, полумуфты 6, подторможенной винтами 7 и содержащей воздействующий на конечный выключатель 5 толкатель 8, и электромагнит
9. На раме двери 4 установлены ограничивающие положение двери конечные выключатели
10 и 11, на которые воздейтсвуют толкатели
12 и 13, установленные на двери 4. Для управ ления дверью 4 транспортным средством 14 установлены путевые. датчики 15 и 16.
Блок управления содержит контакторы 17 направления с контактами 18 и 19, контактор
20 направления с контактами 21 и 22, контактор 23 режима регулирования расхода воздуха (контактор меньшей скорости) с контактами 24, 25 и 26, контактор 27 режи25
30 ния конечный выключатель 10, установленный на раме двери 4, взаимодействует с установленным на двери толкателем 12 и своим контактом 50 разрывает цепь питания контактора
17. При этом дверь 4 останавливается.
При необходимости закрыть дверь переключатель 53 устанавливают в положение "Закрыть". При этом через н. з. контакты 32, 36, 19 и 51 получает питание катушка контактора
20, а через н. з, 29 - катушка контактора 23.
Замыкаются контакты 21 и 24, и электродвигатель 1 вращается с меньшей скоростью в сторону закрывания двери. Крайнее закрытое положение двери контролируется конечным
45 выключателем 11, который своим контактом
51 разрывает цепь контактора 20 при взаимодействии с толкателем 13. Одновременно с контактором 23 через его контакт 26 получает питание обмотка 52 электромагнита 9. Ири этом полумуфта 6, подторможенная винтами 7, поворачивается вместе.с полумуфтой 2. Конечный выключатель 5 при этом нажат толкателем 8.
При подходе транспортного средства 14 к вентиляционной двери, например, слева, оно переводит рычаг путевого датчика 15 в правое положение, При этом контакт 43 замыкается, и так как путевой выключатель 16 находится в нейтральном положении и его контакт 47 замкнут, получает питание реле 30.
20 ма пропуска транспорта (контактор большей скорости) и контактами 28 и 29, реле 30 открывания двери при проезде транспортных средств слева с контактами 31, 32 и 33 и реле 34 открывания справа с контактами 35, 36 и 37, а также реле 38 управления дверью при проезде транспортных средств с контактами 39, 40, 41 и 42.
Путевой датчик 15 имеет контакты 43, 44 и 45, путевой датчик 16 имеет контакты
46, 47 и 48, конечный выключатель 5 имеет контакт 49, конечный выключатель 10 - контакт 50, конечный выключатель 11 - контакт
51. Электромагнит 9 имеет обмотку 52.
Для управления дверью служит переключатель 53 с самовозвратом рукоятки в нейтральное положение.
Устройство работает следующим образом.
Для открывания двери 4 в режиме регулирования расхода воздуха переключатель 53 устанавливают в положение "Открьпь". При этом через н. з. контакты 32, 36, 22 и 50 получает питание катушка контактора 17, а через н. з. контакт 29 - катушка контактора 23. При этом замыкаются контакты 18 и 24, и электродвигатель 1 вращается с меньшей скоростью в сторону открывания двери. При отпускании рукоятки переключателя 53 указанные цепи обрываются и двигатель останавливается. При достижении дверью крайнего открытого положеоперативного перераспределения воздуха в вен тиляционной сети шахты, а также снижение затрат на электроэнергию, потребляемую вентиляторами главного проветривания (ВГП).
Так, применение восьми регулирующих устройств в системе диспетчерского управления шахты И 8 "Великомостовская", производственного объединения "Укрзападуголь", за счет лмративного перераспределения воздуха между участками дало возможность снизить производительность ВГП на 6 %, а годовой экономический эффект за счет снижения простоев в участках шахты иэ-за недостатка воздуха и снижения расхода электроэнергии в среднем на шахту составляет 120 000 руб.
1. Устройство для управления шахтной вентиляционной дверью, содержащее реверсивный электродвигатель, .фрикционную муфту, состоящую из блока управления электродвигателем,. о т л и ч а ю щ в е с я тем, что, с целью обеспечения воэможности подцержания заданного расхода воздуха через шахтную вентиляционную дверь после проезда транспортных средств, оно снабжено конечным выключателем, толкателем и электромагнитом блока управления фрикционной муфтой, при этом конечный выключатель установлен на полумуфте, соединенной с валом двери, а вторая полумуфта выполнена подторможенной и на ней размещен толкатель с возможностью взаимодействия с конечным выключателем, причем контакт конечного выключателя и обмотка электромагнита подключены к блоку управления электродвигателемм.
2. Устройство для управления шахтной вентиляционной дверью по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что блок управления снабжен контактором режима регулирования расхода воздуха, контактом режима пропуска транспорта и реле управления дверью при проезде транспортных средств, причем обмотка электромагнита включена последовательно с нормально открытым контактом контактора регулирования расхода воздуха, а нормально закрытый контакт конечного выключателя включен последовательно с обмоткой реле управления дверью при проезде транспортных средств, нормально открытый контакт которого включен в цепь контактора режима пропуска транспорта, при этом обмотка контактора режима регулирования расхода воздуха последовательно включена с нормально закрытым контактом контактора режима регулирования расхода воздуха.
5 877063
При этом размыкается н. з. контакт 32, исключая управление дверью в режиме регулирования расхода воздуха, замыкается контакт
33, шунтируя контакт 43 путевого датчика 15, и замыкается контакт 31. Через контакты 31 и 41 получают питание контакторы 17 и 27, замыкаются контакты 18 и 28 и двигатель с большей скоростью вращается всторону открывания двери. При достижении дверью крайнего открытого положения срабатывает конечный выключатель 10 и двигатель отключается.
При этом обмотка 52 электромагнита 9 обесточена и подторь?оженная полумуфта 6 с толкателем 8 остается в положении, соответствую щем положению двери до проезда транспортного средства. Конечный выключатель 5, установленный на полумуфте 2, поворачивается вместе с дверью.
При воздействии транспортного средства
14 на путевой.датчик 16 последний размыкает н. з. контакт 47 в цепи реле 30, реле обесточивается. Одновременно замыкается контакт
48 путевого датчика 16, получает питание реле 38, контактом 42 шунтирует контакт 48, а контактами 39 и 40 замыкает цепь контакторов 20 и 27, Контакты 21 и 28 замыкаются и дверь быстро закрывается. При подходе двери 4 к исходному положению, а следовательно, и полумуфты 2 с конечным выключателем 5 к толкателю 8, последний нажимает
1 на конечный выключатель, цепь питания реле
38 обрывается и двигатель отключается.
Дверь остается в положении, заданном ей до проезда транспортного средства. При проезде 35 транспортного средства справа устройство работает аналогично, но вместо реле 30 срабатывает реле 34.
Использование изобретения позволит обеспечить эффективное управление шахтной вен- о тиляционной дверью как в режиме регулирования воздушного потока, так и в режиме пропуска транспортного средства при относительной простоте управляющей части устройства, что обеспечивает надежность его рабо- 45 ты.
Устройство является основной частью регуляторов, входящих в систему автоматического управления проветриванием шахты. Применение систем автоматического управления про- Ю ветриванием позволяет повысить безопасность ведения горных работ, надежность и эффективность вентиляции шахты, улучшить условия труда горнорабочих.
Основным источником экономической эффек тивности от применения системы автоматического управления проветриванием является снижение простоев,выемочных участков за счет
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ыепелев С. Ф. и др. Отрицательные регулятора рудничных вентиляционных сетей.
877063 8
Алма-Ата, "Наука", 1968, с.139 рис,35.2.
2. Патент ФРГ Н 2112295, кл. Е 05
F 15/10, опублик. 1973.
877063
Составитель Н. Чижикова
Техред М.Гопника.
Редактор М. Янович
Заказ 9551/50
Тираж 466
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5.
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор Л. Бокшэн
Подписное