Устройство для диагностики дизеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. спид-ву— (22) Заявлено 11.02.80 (21) 2883024/25-06 (51) М Кл з с присоединением заявки №вЂ”

С 01 М 15/00

Государственный комитет (23) Приоритет—

Опубликовано 30.10.81. Бюллетень № 40 (53) УДК 621.43..001.5 (088.8) М

-"сасОваем па. делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 05.11.81 е

В. М. Михлин, Ю. К. Бобкон и А. В. Колч н Б»,;

Малоярославецкий филиал Государственного всесоюзйого ордена

Трудового Красного Знамени научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машиннотракторного парка и Центрального опытно-конструкторского технологического бюро и Государственный всесоюзный ордена Трудового.Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) Авторы изобретения (7I ) Заявйтели (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗЕЛЯ

Изобретение относится к испытаниям дизельных двигателей с целью диагностики технического состояния топливной аппаратуры и цилиндров двигателя. .Известны устройства для диагностики дизеля, содержащие датчики впрыска и опорного момента, схему ИЛИ, первый и второй усилители-формирователи, пересчетный триггер, первый, второй и третий ключи, первый, второй и третий переключатели, резистор, генератор, счетчик, дешифратор, цифровой индикатор, стробоскоп и лампувспышку, причем датчики впрыска через схему ИЛИ и первый усилитель-формирователь связаны со входом пересчетного триггера, выход которого через первый ключ, первый переключатель и. третий ключ связан со счетчиком, связанным с дешифратором и цифровым индикатором, на вход третьего ключа подключен генератор с резистором, а датчик опорного момента через второй формирователь и второй переключатель включен на выход пересчетного триггера, при этом другой выход указанного триг- 2т) гера связан со входом второго ключа, соединенного со счетчиком, а дешифратор через третий переключатель соединен последовательно со стробоскопом и лампой-всныш кой (1).

Однако известные устройства не позволяют проводить диагностику более эффективным методом разгонов и выбегов.

Цель изобретения — создание устройства, позволяющего осуществлять измерение фазовой равномерности подачи топлива сек-. циями насоса и работы цилиндров, а следовательно, диагноза двигателя в режимах свободного разгона и выбега.

Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит измерительный и пороговый триггеры, первую и вторую схемы совпадения, одновибратор, кнопку и источник опорного напряжения, причем второй переключатель через измерительный триггер связан с первым переключателем непосредственно и через первую схему совпадения, выход первого формирователя связан параллельно с первой и второй схемами совпадения, выход последней параллельно связан со входамн измерительного и порогового триггеров, при этом на другой вход последнего через кнопку подключен источник опорного напряжения, а.на,выход включены параллельно первый и второй клю877390 чи, а третий переключатель через одновиб- ратор связан со второй схемой совпадения.

На фиг. 1 показана блок-схема устройства; на фиг; 2 — временная диаграмма, поясняющая работу блоков устройства в режиме разгона коленчатого вала двигателя; фиг. 3 — временная диаграмма, поясняющая работу блоков устройства в режиме выбега коленчатого вала двигателя.

Устройство содержит датчики I и 2, предназначенные для регистрации процесса впрыска трплива в цилиндры дизеля и пре1О образования их в электрические импульсы. Датчик 3 служит для регистрации опорного момента прохождения поршнем верхней мертвой точки (в. м. т.) и преобразования

его в электрический сигнал {это может быть также датчик впрыска топлива, установленный в смежном по порядку работы цилиндре дизеля). Входная ячейка 4 ИЛИ служит для, передачи сигналов от нескольких датчиков впрыска по каналу измерения, первый и второй усилители-формирователи 5 и 6 служат для преобразования входных импульсов в прямоугольные импульсы стандартной амплитуды. Пересчетный триггер 7 преобразует импульсы формирователя 5 в прямоугольные импульсы, . длительностью, равной периоду между импульсами впрыска и частотой в 2 раза меньшей, которые предназначены для управления ключом 8, замыкающим цепь генератора 9, с входом счетчика 10, и для установки счетчика 10 в «О».

Градуированный резистор 11 служит для зп установки генератора 9 на частоту тактовых, импульсов, превышающую частоту вращения коленчатого вала в число, кратное

360, 100 и т. д, на различных скоростных режимах, задаваемых для измерения. Дешифратор 12 предназначен для выдачи сиг- 55 налов о количестве подсчитанных счетчиком 10 импульсов на цифровой индикатор 13 и на входы переключателя 14, названного третьим, в моменты окончания периода следования импульсов впрыска (например

60, 90, 180, 360, 720 поворота коленчатого

40 вала), I

При настройке генератора на частоту тактовых импульсов, превышающую в 100 раз частоту впрыска, управляющий сигнал с выхода дешифратора 12 вырабатывается 45 сотым. импульсом. Пороговый триггер 15 предназначен для подачи управляющего сигнала для раэмыкання ключей 16 и 17 (второго и первого соответственно), соед гняющих выходы пересчетного триггера 7 с третьим ключом 8 и входом Сброс в <О» 5О счетчика !О.

Измерительный триггер 18 предназначен для подачи управляющего сигнала на ключ

8 в измеряемом такте, прн измерении фазовой продолжительности смежного периода и фазового сдвига относительно опорного

55 импульса, а также для определения процентной величины периода или такта. Одновибратор 19 служит для создания задержки импульса с целью устранения дискретности совпадения выхода дешифратора с импульсом впрыска.

Вторая схема 20 совпадения служит для ключения триггеров 15 и 18 в момент совпадения периода следования импульсов впрыска с периодом импульсов на выходе дешифратора 12.

Первая схема 21 совпадения служит для подачи управляющего сигнала на ключ 8 в момент совпадейия импульса впрыска с импульсом триггера 18 при измерении продолжительности впрыска. Стробоскон 22 с лампой-вспышкой 23 служит для определения фазового сдвига момента подачи тоПлива относительно в. м. т. поршня. Переключатели

24 и 25 (второй и первый соответственно) служат для выбора режима измерения Кнопка 26 служит для запуска измерительной схемы посредством подачи опорного напряжения на вход триггера 15.

Рассмотрим работу блоков устройства в режиме свободного разгона коленчатого вала.

Для разгона, коленчатого вала рычаг подачи топлива быстро переводят в положение полной подачи. Импульсы !4 впрыска, сформированные формирователем 5, поступают на счетный вход триггера 7. Импульс !

Зг с выхода триггера 7 при открытом ключе 17 открывает ключ 8.

Счетчик заполняется тактовыми импульсами, генератора 9, частоты которых для заданной скорости вращения коленчатого вала предварительно установлены по шкале резистора 11, равной f« = f 360К при измерении фазовой однородности. При измерении процентной однородности f« = †!м,х

ВООК. В каждом i-ом периоде счетчик !О заполняется, а в i + 1 периоде — импульсом U триггера 7 устанавливается в «О»

На выходах дешифратора 12 по мере заполнения счетчика !О вырабатываются управляющие сигналы в моменты, кратные так-. там цикла (60, 90, 180, 360...720 поворота коленчатого вала, или !00 А). Переключатель 14 предварительно устанавливают на требуемый для измерения такт следования импульсов впрыска. Продолжительность такта .определяется количеством датчиков, установленНых иа секциях насоса, соединенных с входом 4. При одном датчике такт равен 720 поворота коленчатого вала, .при двух — 360 и т. д. Благодаря этому с выхода дешифратора 12 в момент Тщ„„вырабатываются импульсы U» с частотой, равной 1 „,заданной для измерения. Эти импульсы зайускают одновибратор 19 для создания некоторой задержки. В случаях, когда период Т; больше T импульс с выхода переключателя 14, дешифратора 12 не совпадает с импульсом Uq формирователя 5.

По мере разгона коленчатого вала частота импульсов 1.4 впрыска станет равной частоте импульсов U>z. В этот момент на вы877390 ходе схемы 20 совпаления появится импульс, который включает трип ер 18 измерения и выключает пороговый триггер 15. При этом счетчик 10 установится в «О» и разомкнут- ° ся ключи 16 и 17. Импульс U

Режим измерения прелварительно задается переключателями 24 и 25. Г1ри положениях а переключателей 24 и 25 выходной импульс триггера 18 замкнет входной ключ 8 на время измерения фаэовой продолжительности смежного периода впрыска 9 N+;, величина его фиксируется индикатором 13.

Триггер 18, в этом случае, включается импульсом Ц с выхода триггера 7, при этом размыкается ключ 8. При положениях б переключателя 24 и а переключателя 25 триггер l8 выключается импульсом U6, поступающим с формирователя 6, установленного в смежной секции насоса, а индикатор 13 зафиксирует 9,- „„— фаэовую величину угла поворота за один такт в смежном периоде

В случае настройки генератора на частоту, кратную 100 относительно импульсов впрыска, индикатор 13 измеряет однородность работы цилиндров в процентах.

В случае подключения к формирователю

6 опорного датчика в. м. т. триггер 18 пере-. ключится импульсом U4, а индикатор 13 зафиксирует фазовый сдвиг 9 п< импульса впрыска относительно в. м. т. поршня.

При положениях а-переключателя 24 и б переключателя 25 ключ 8 замыкается на время измерения выходным импульсом Uzi схемы совпадения 21. В этом случае длительность импульса Ug определится продолжительностью импульса ср,„р впрыска топлива. В момент окончания импульса U < индикатор 13 зафиксирует продолжительност4 впрыска, Рассмотрим работу устройства в режиме выбега.

Перед измерением устанавливают переключатели 24 и 25 в положение а„а переключатель 14 — на заданный такт и резистором 11 устанавливают требуемую для измерения частоту вращения коленчатого вала, кратную 100. Затем нажимают кнопку

26 и переводят рычаг подачи топлива в выключенное положение. По мере остановки коленчатого вала длительность импульсов

Т между впрысками будет увеличиваться.

В момент достижения скорости T»„, заданной для измерения, импульс с выхода схемы

20 совпадения переключит триггеры 15 и

18. Импульс U,q с выхода триггера 15 разомкнет ключи 16 и 17, а импульс U s с выхода. триггера 18 откроет ключ 8 для измерения фазовой ллительности такта смежного цилиндра. Триггер !8 вновь переключится импульсом U> формирователя впрыска в смежном цилиндре. Индикатор !3 зафиксирует длительность смежного такта в процентах.

Работа схемы в режиме измерения номинальной продолжительности и фазового сдвига импульса впрыска осуществляется аналогично рассмотренному выше.

Для целей измерения фазового сдвига при работе двигателя в установившемся. режиме беэ датчика в. м. т. к выходу лешифратора 12 подключается стробоскоп 22, резистором 1! устанавливается частота вращения, на которой осуществляется измерение, а кнопка 26 постоянно удерживается включенной. Освещая лампой-вспышкой 23 метки на шкиве двигателя, измеряют величину угла опережения подачи топлива.

»

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает измерение однородности работы цилиндров, а также измерение фазовой продолжительности и угла опережения впрыска при номинальной загрузке, создаваемой в момент разгона двигателя, и однородность работы цилиндров в режиме выбега. Это позволяет оценить работу топливного насоса и неплотности гильзо-поршневой группы двигателя при его диагностирова-. нии.

Формула изобретения

Устройство для диагностики дизеля, содержащее датчики впрыска и опорного момента, схему ИЛИ, первый и второй усилители-формирователи, нересчетный триггер, : первый, второй и третий ключи, первый, второй н третий переключатели, резистор, генеЗЮ ратор, счетчик, дешифратор, цифровой индикатор, стробоскоп н лампу-вспышку, причем датчики впрыска через схему ИЛИ и первый усилитель-формирователь связаны со входом пересчетного триггера, выход которого через первый ключ, первый переклю40 чатель и третий ключ связан со счетчиком, связанным с дешифратором и цифровым индикатором, на вход. третьего ключа подключены генератор с.резистором, а датчик опорного момента через второй формирователь и второй переключатель включен на выход пересчетного триггера, при этом другой выход укаэанного триггера связан со входом второго ключа, соединенного со счетчиком, а дешифратор через третий переключатель соединен последовательно со стробо 0 скопом и лампой-вспышкой; отличающееся тем, что, с целью диагноза в режимах свободного разгона и, выбега, устройство дополнительно содержит измерительный и пороговый триггеры, первую и вторую схемы совпадения, одновибратор, кнопку и источник опорного напряжения, причем второй переключатель через измерительный триг.гер связан с первым переключателем непосредственно н через первую схему совпадения, ВП390

1 выход первого формирователя связан параллельно с первой и второй схемами совпадения, выход последней параллельно связан со входами измерительного и порогового триггеров, при этом на другой вход последнего через кнопку подключен источник опорного напряжения, на выход включены параллельно первый и второй ключи, а третий переключатель через одновиоратор связан со второй схемой совпадения.

Источники информации, прииятые.во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 219832, кл. G 01 М !5/00, 1968.

Составитель Н. Патрахальнев

Редактор Е. Дичиискаи Техред А. Бойкас Корректор М. немчик

3 а к аз 9603/66 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобретениЯ и открытиЯ

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., a. 4/5

Филиал ПГ!П «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4