Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
«»877691
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву М 670995 (51)М. Кл з (22) Заявлено 22. 02. 80 (21) 2886779/24-07 с присоединением заявки Мо
Н 02 Н 7/08
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытнй (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.81. Бюллетень N9 40 (53) УДК 621. 316. . 925 (088. 8) Дата опубликования описания 30. 10. 81
Н..Д. Житарь, В.И. Мишин, Б.Д. Пистун. и В.И. Шаповалов (72) Авторы изобретения
Кишиневский политехнический институт им; С. Лазо (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗИЦИТЫ ТРЕХФАЗНОГО
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ И ОБРЫВА
ФАЗЫ
С другой стороны, фаза тока управления тиристором определяется не
25 только параметрами конденсатора н делителя напряжения, но также параметрами трансформатора тока и внутренним сопротивлением цепи между нейтралью двигателя и нулевым про30 водом, которые с цепью динистора и
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для релеййой защиты трехфазного электродвигателя.
По основному авт.св. Р 670995 известно устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы,. содержащее трансформатор тока, включенный в .цепь одной из фаз, пороговый элемент, исполнительное реле, кнопку пуска, кнопку останова, коммутирующий аппарат, делитель напряжения с фаэосдвигающим конденсатором и тиристором, при этом вход делителя напряжения включен между нейтралью защищаемого двигателя и нулевым проводом, выход делителя с параллельно присоединенным к нему фазосдвигающим конденсатором и вторичной обмоткой трансформатора тока подключен через пороговый элемент, выполненный в виде динисто» ра, и размыкающий контакт кнопки пуска между катодом и управлякщим электродом тиристора, анод которого через обмотку исполнительного реле подключен к точке соединения замыкакщего контакта кнопки пуска, блок- контакта и раэмыкающего контакта исполнительного реле 11 .
Недостатком известного устройства является низкая надежность защиты от обрыва фазы.
Если двигатель работает в симметричном режиме холостого хода, то напряжение на выходе делителя близко к нулю и определяется в основном третьей гармоникой. Обрыв фазы на ()охолостом ходу двигателя вызывает увеличение напряжения на выходе делителя на 10-15В, которое определяется первой и третьей гармониками,причем фаза его не совпадает с фазой напряжения на вторичной обмотке
15 трансформатора тока. Поэтому выход делителя напряжения практически шунтируется внутренним сопротивлением вторичной обмотки трансформатора тока и падение напряжения на фазосдвигающем конденсаторе .недостаточно для отпирания порогового элемента.
877691 тиристора составляют цепь разряда фазосдвигающего конденсатора.
Угол сдвига тока управления не ,должен превышать угол коммутации тирйстора, т.е. в проводящий период тиристора на управляющем электроде должен быть положительный потенциал.
В известном устройстве это условие не может быть обеспечено для каждой из фаз, так как они имеют нре-! менной сдвиг.
Таким образом, устройство защиты
10 может не сработать при обрыве фазы, тем более при обрыве фазы, в которую включен трансформатор тока.
ЦеЛь изобретения — повышение надежности защиты от обрыва фазы.
Указанная цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены два диода, один из которых включен между нейтралью электродвигателя и делителем напряжения, а другой — 20 во вторичную обмотку трансформатора тока последовательно с фазосдвигающим конденсатором.
На чертеже приведена схема устройства. 25
Трансформатор 1 тока включен в цепь одной из фаз между контактами
2 коммутирующего аппарата. Между нейтралью защищаемого электродвигателя 3 и нулевым проводом подключен через разделительный диод 4 и делитель 5 напряжения, выход которого вместе с параллельно присоединенными фазосдвигающим конденсатором 6 и вторичной обмоткой трансформатора 1, через пороговый элемент 7 (динистор) и размыкающий контакт 8 кнопки пуска подключены между управляющим электродом и катодом тиристора 9.Выход трансформатора тока подключен на фазосдвигающий конденсатор б через 40 разделительный диод 10. Диоды 4 и 10 по отношению друг к другу включены встречно. Обмотка 11 коммутирующего аппарата через размыкающий контакт
12 исполнительного реле 13, параллельно соединенные замыкающий контакт
14 пуска и блок-контакт 15,размыкающий контакт 16 кнопки останова присоединены между двумя фазами. Обмотка исполнительного реле 13 подключена между анодом тиристора 9 и точкой соединения контактов 12,14 и 15.
Устройство работает следующим образом.
В симметричном режиме, когда отсутствует перегрузка, напряжение между нейтралью двигателя 3 и нулевым проводом близко к нуЛю, паденне напряжения на фазосднигающем конденсаторе 6 меньше напряжения отпирания порогового элемента 7 (динистора). Ти- d0 ристор 9 закрыт, обмотка исполнительного реле обесточена, а его контакт 12 замкнут. При возникновении симметричной перегрузки падение напряжения на конденсаторе 6 превышает напряжение динистора 7, последний открывается и открывает тиристор 9.
Реле 13 срабатывает и контактом 12 обеспечивает обмотку 11коммутирующего аппарата. двигатель 3 отключается от сети.При обрыве одной из фаз отключение двигателя происходит вследствие того, что напряжение нейтрали двигателя относительно нулевого провода повышается и напряжение на выходе делителя 5 превышает порог срабатывания динистора 7. При пуске двигателя цепь управления тиристором разрывается контактом 8 кнопки пуска и тем самым предотвращается возможность срабатывания устройства от пускового тока.
Наличие встречно включенных диодов 4 и 10 в цепях трансформатора тока и делителя 5 напряжения обеспечивает разделение источникон сигналон перегрузки и обрыва фазы. Постоянная времени .. разряда конденсатора б определяется емкостью С и сопротивлением R цепи, т.е. = RC.
Отделение конденсатора б от цепи трансформатора 1 тока и нейтрали двигателя 3 при помощи диодов 4 и 10 дает возможность увеличить сопротивление цепи разряда и постоянную времени. Независимо от обрыва любой из фаз конденсатор 6 заряжается положительным потенциалом, определяемым падением напряжения на выходе делителя 5 напряжения, обеспечивая необхо-. димую фазу тока управления тиристора 9 путем увеличения времени разряда. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает формирование сигнала управления при обрыве любой из фаз двигателя путем задержки его в течение времени коммутации тиристора, повышая тем самым надежность защиты от обрыва фазы.
Формула изобретения
Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы по авт.св. Р 670995, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью повышения надежности защиты от обрына Фазы, дополнительно введены два диода один из которых включен между нейтралью электродвигателя и делителем напряжения, а другой — во вторичную обмотку трансформатора тока последовательно с фазосдвигающим конденсатором.
Источники информации, принятые но ннимание при экспертизе авторское свидетельство СССР
9 670995, кл. Н 02 Н 7/08, 1978.
877691
Составитель С. Курбангалиева
Техред Ж.Кастелевич Корректор А. Гриценко
Редактор В. Пилипенко
Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 9632/81
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4