Станок для обработки зубьев цилиндрических колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<»)878462

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 691258 (22) Заявлено 02.04.79 (21) 2744706/25-08

Союз Советских

Социалистических

Республик (51) М.Кл. В 23 F 5/26 с присоединением заявки— (23) Приоритет—

Гесударствееиый комитет ио делам изобретений и открытий (43) Опублыковано 07.11.81. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (53) УДК 621.925.83. .002.54 (088.8) (72) Авторы

1 изобретения С. Н. Ким, К. С. Доронин, Г. С. Емельянов и Л. М. Шер1ман ъ

Ау (71) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС

Изобретение относится к области станкостроения.

Известен станок для обработки зубьев цилиндричесиих колес, содержащий шпиндель инструмента, с установленным на нем обкаточным резцом, шпиндель, изделия, с закрепленным на нем обрабатываемым колесом, кинемавическую цепь деления, содержащую две параллельные ветви с равными передаточными отношениями на К0нечных звеньях. Цепь деления состоит из конических,и цилиндрических колес, в одну из ветвей цели включен улругий элемент в виде торсиона, деформированием которо1го все звенья цепи деления нагружаются крутящими моментами, превышающими моменты от сил резания (1).

Недостаток известного станка заключается в низкой производительности, а также в невозможности получить модифицированные колеса.

Цель изобретения — повышение производительности и расширение технологических возможностей.

Для достижения цели станок снабжен механизмом рассогласования вращения конечных звеньев цепи деления, а промежуточные цилиндрические колеса установлены на подвижных друг относительно друга осях так, что они образуют шарнирный четырехзвенник, в шарнирах которого размещены цилиндрические колеса, причем механизм рассогласования кинематически связан с шарнирным четырехзвенником. б На фиг. 1 показана кинематическая схема станка для зуботочения; на фиг. 2— вид А (механизм цепи деленвя).

Станок содержит станину 1 с уста новленным на ней ползуном 2, несущим шпин10 дель 8 инструмента, и снабженной механизмом установки исходного положения кареткой 4. В каретке 4 расположены опоры шпинделя 5 изделия. На шпинделях 8 и

5 установлены обкаточный,резец 5 и обрабатываемое колесо 7. Основная ветвь цепи деления содержит конические 8 и цилиндрические 9, 10, ll, 12, 18, 14 и 15 .колеса, вспомогательная ветвь — конические .1б и цилиндрические 17, 18, 19, 20, 21, 22, 28, 24 и 25 колеса.

Оси колес 10, 11 и 20, 21 расположены в расточках кривошипа 26, опоры которого смонтированы в ползуне 2. Оси колес 12 и

22 расположены в расточках шатуна 27, а оси колес 18 и 14 и 28 и 24 расположены в расточках кривошипа 28,, опоры которого смонтированы на станине 1. Так кривошипы 2б и 28 и шатун 27 образуют четырехзвенный механизм, в шарнирах (не обознаЭО чены) которого установлены зубчатые ко878462

50 леса, осуществляющие кинематическую связь между шпи нделями 8 и 5. Во вспомогательной ветви деления установлен упругий элемент 29, деформи рованием которого на звеньях цепи деления создаются крутящие моменты предварительного нагруже. ния, превышающие моменты от сил реза. ния. Вращение шпинделей 8 и 5 осуществляется от привода 80 главк ого движения.

Механизм радиальной подачи ползуна

2 и рассогласования вращения выходных звеньев цепи деления содержит поворотный гидроцилиндр 81, устройство управления (не показано), цилиндрическую передачу

82, ходовой винт 88, кулачковый механизм

84, сменные цилиндричесиие колеса 85 и

86, планетарный .мультипликатор 87 и червячную передачу 38. ,Механизм осевой подачи каретки 4 содержит поворотный гидроцилиндр 89, управляющее устройство (не показано), четырехступенчатый цилиндрический мультипликатор 40 и ходовой винт 41.

Ста нок работает следующим образом.

В цепи деления устанавливаются сменные колеса 18 и 28, число зубьев каждого из которых равно числу зубьев обрабатываемого колеса 7. Ползун 2 относителы. > станины 1 находится в таком положении, при котором расстояние между центрами обкаточного резца 6 и обрабатываемого колеса 7 несколько превышает межцентровое расстояние в обработке. В исходном положении каретки 4 центр обкаточного резца 6 располагается в средней плоскости зубчатого венца обрабатываемого колеса 7.

Пр и подаче давления в полость,поворот ного гидроц илиндра 81 начинает вращаться ротор гидроцилиндра 81 и движение через зубчатые колеса 82 передается на ходовой винт 88. Одновременно с этим кулачковый механизм 84 сообщает вращение зубчатым колесам 85 и 86, которое через планетарный мультипликатор 37 и червячную передачу 88 передается на кривошип

28. П ри перемещении ползуна 2 относительно ста нины 1 изменяется взаимное положение звеньев 26, 27,и 28 четырехзвенного механизма цепи деления, что приводит к появлению избыточного, по отношению к согласова нному движению, относительного угла поворота выходных звеньев цепи деления. Аналогичное положение имеет место при повороте кривошипа 28 под воздействием червячной передачи 88. Таким образом, радиальное врезание обкаточного резца 6 в,среднюю часть зубчатого венца обрабатываемого колеса 7 будет сопровождаться рассоглассованием вращения шпинделей 8 и 5, вследствие чего на перемещении ползуна 2, равном примерно 0,4 глубины захода, профилирование зубьев обрабатываемого колеса 7 будет осуществляться режущей кромкой зуба резца 6, рас5

З0

40 положенной со стороны входа в зацепление, а на перемещении примерно 0,6 глубины захода — противоположной режущей кромкой. Одностороннее резание зубьями обкаточного резца, изменяя форму стружки, создает благоприятные условия для ее деформирования и исключает знакопеременность моментов сил резания на шпинделе 5 изделия.

При радиальном врезании в средней плоскости обрабатываемого колеса 7 каждый зуб обкаточного резца 6 снимает стружку постоя иной толщины, что существенно улучшает условия резания. Поскольку диаметр обкаточн ого резца 6 существенно больше ширины зубчатого венца колеса 7, то в процессе, радиального врезания из впадин зубьев будет удалена большая часть металла.

Распределение времени работы режущих кромок в заданно м отношении позволяет выравнять их износ и повысить стойкость инструмента.

После врезания на заданную глубину механизм радиальной подачи выключается и давление подается в полость поворотного гидроцилиндра 89. Вращение ротора гидроцилиндра 89 через цилиндрический мультипликатор 40 передается на ходовой

BHIHT 41, сообщающий движение, каретке 4.

Перемещение каретки 4 подчиняется закону постоянства максимальной глубины р езания при любых положениях оорабатываемого колеса 7 относительно резца 6.

После формирования зубьев на половине ширины зубчатого венца обрабатываемого колеса 7 .каретка 4 быстро возвращается в исходное положение и производится обработка зубьев на второй половине зубчатого венца колеса 7 также при постоянной максимальной глубине резания, Формула изобретения

Станок для обработки зубьев цилиндрических колес по авт. св. № 691258, о т л,и ч аю щи и с я тем, что, с целью повышения производительности и расширения типоразмера обрабатывавмых колес, станок снабжен механизмам рассогласования вращения ко н ечных звеньев цепи деления, а промежуточные цилиндрические колеса установлены на подвижных друг относительно друга осях так, что они образуют шарнирный четырехзвенник, в шарнирах которого размещены цилиндрические колеса, причем механизм рассогласования кинематически связан с шарнирным четырехзвенником.

Источник;информации,,принятый BO внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 691258, кл. В 23 F 5 26, 1978.

878462

Ыиг с

Составитель В. Слнткова

Техред О, Силуянова Корректор И. Осиновская

Редактор А. Багирова

Тип. Харьк. фил. пред. <Патент>

Заказ 1319/1019 Изд. № 546 Тираж 1148 Подписное

НПО сПоиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5