Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и 118786I2

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 11.02.80 (21) 2879639/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень ¹ 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (51) М. Кл з

В 60К 17/10

Государственный комитет (53) УДК 629.114.2-585.2 (088.8) по делам изобретений и открытии (72) Авторы изобрете К. И. Городецкий, В. М. Мастеровой, Э. А. Марк, Э. H.1Кмневский, Х. А. Хунт, Х.-Э. Э. Вийрок и Р. И. Сютис е -, . (71) Заявитель (54) ГИДРООБЪЕМНЬ1Й ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, в частности к дополнительным устройствам трансмиссий ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.

Известен гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства, содержащий гидропривод вспомогательных устройств с насосом, приводимым от двигателя и подключенным напорной магистралью к гидрораспределителю управления вспомогательными устройствами, трехзвенный дифференциал, первое звено которого связано с двигателем, второе — с двихкителем транспортного средства, а третье — с гидромашиной с дроссельным регулятором, напорная магистраль которой подключена к упомянутому регулятору, а всасывающая — к сливной магистрали гидропривода вспомогательных устройств (1).

Недостаток известного ходоуменьшителя состоит в том, что отсутствует возможность быстрого переключения хода движения машины с переднего на задний и в том, что он имеет ограниченный диапазон изменения пониженной скорости машины.

Цель изобретения — повышение быстродействия и расширение диапазона изменения пониженной скорости движения вперед.

Поставленная цель достигается тем, что гидрообъемный ходоуменьшитель снабжен дополнительным гидрораспределителем, подключенным к напорной магистрали на5 соса и к напорной и всасывающей магистралям гидромашнны до точки соединения ее всасывающей магистрали со сливной магистралью гидропривода вспомогательных у стр ой ств.

10 На чертеже представлена схема гидрообъемного ходоуменьшителя транспортного средства.

Ходоуменьшитель состоит из зубчатого трехзвенного дифференциала 1 (понижаю15 щего редуктора), одно звено которого, например солнечная шестерня 2, связана с двигателем внутреннего сгорания 3 (ДВС), второе, например водило 4, связано через коробку передач 5, задний мост б с дви20 жителями машины 7, а с третьим звеном, например эпициклической шестерней 8, кинематически связана гидромашина 9 ходоуменьшителя. Всасывающая магистраль 10 гидромашины подключена к сливной магистрали 11 гпдросистемы привода вспомогательных устройств, а напорная 12 — подключена к дроссельному регулирующему устройству 13. В качестве такого устройства может быть применено любое регулпз0 руемое дросселирующее устройство, папрп878612 мер гидродроссель, регулятор потока, регулируемый предохранительный клапан и др., а в качестве гидромашины — рсвсрсируемый насос-мотор постоянного рабочего об ьема (поршневой или шсстеренный).

Гидропривод вспомогательных устройств представляет собой, например, серийную навесную гидросистему подъема и опускания орудий экскаватора. Гидропривод состоит нз насоса постоянного рабочего обьсма 14, приводимого от двигателя 3; всасывающая магистраль 15 насоса соединена с гидробаком 16, а напорная магистраль 17 подключена к гндрораспрсделителю IH управления вспомогательными устройствами, имеющему выводы 19 и 20 для подключения к ним гидроцилиндров подьема и опускания орудий.

Дополнительный гидрораспределитель 21 подключен к напорной магистрали насоса, а также к напорной и всасывающей магистралям гидромашины 9 до точки 22 соединения ее всасывающей магистрали со сливной магистралью гндропривода вспомогательных устройств. Так как конструктивно гидрораспределитель 18 выполнен таким образом, что при нейтральном положении всех его золотников насос 14 работает на слив, необходимо для создания напора в магистрали 17 насоса в режимах левого и правого включения дополнительного гидрораспределителя 21 перекрывать слив масла из наружного вывода 23 канала дистанционного управления распределителя

18. Для этого выполнено соединение наружного вывода 23 с гидрораспределителем 21 с помощью трубопровода 24, а в самом гидрораспределителе 21 предусмотрено в нейтральном положении соединение трубопровода 24 со сливом, а в левом и правом включении трубопровод 24 запирается.

Дополнительный гидрораспределитель может при переключении занимать три положения. В нейтральном — среднем положении, как показано на схеме, всасывающая магистраль гидромашины соединена со сливной магистралью гидропривода вспомогательных устройств. В первом положении гидрораспределителя (левом крайнем на схеме) всасывающая магистраль гидромашнны соединена дополнительной гидролинией 25 с напорной магистралью насоса, а напорная магистраль гидромашины соединена дополнительной гидролинией

26 со сливной магистралью гидропривода.

Во втором положении дополнительного гидрораспределителя (правом крайнем) вса.сывающая магистраль гидромашины соединена со сливной магистралью гидропривода, а напорная — с напорной магистралью насоса 14. В зависимости от удобства конструктивного исполнения дополнительная гидролиния 25 может быть подключена вместо напорной магистрали 17 насоса к любому напорному выводу 20 гидрораспределитсля 18, ITQ является равнозначным решением. Дополнительным условием обеспечения возможности быстрого реверса хо5 да машины является большая производительность насоса 14 в сравнении с гидромашиной 9 ходоуменьшителя при полностью открытом дроссельном регулирующем устройстве 13 и среднем положении гидрою распределителя 21. Г!оэтому параметры гидромашины 9 и редуктора ее привода ,1очжны быть выбраны в зависимости от параметров насоса 14 и редуктора его привода:

Ч1 1 Ч2 2 0> где q> и q2 — соответственно рабочие объемы гидромашины и насоса;

n> — частота вращения вала гидромашины при остановленном выходном звене дифференциала ходоуменьшителя;

n2 — частота вращения вала насоса; т1, — объемный КПД насоса и гидропривода на участке от выхода насоса и до входа в гидромаши IIV.

-"и Ходоуменьшитель работает следующим образом. Регулирование скорости движения осуществляется водителем с помощью дроссельного регулирующего устройства 13, наприМер регулятора потока, которым зада55 ется величина дроссельной щели и тем самым определенный расход жидкости на выходе. В первом диапазоне пониженных скоростей движения вперед дополнительный гидрораспределитель 21 включен в

40 нейтральном положении, а запитка гидропривода ходоуменьшителя осуществляется от гидропривода вспомогательных устройств. При этом насос 14, вращаясь от двигателя 3 с постоянными оборотами, по45 дает жидкость из бака 16 по магистралям

15 — 17 к гидрораспределителю 18. Из слив«ой магистрали 11 гидропривода рабочая жидкость по всасывающей магистрали 10 подводится под давлением слива к гидро50 машине 9 ходоуменьшителя. При этом гидромашина 9, приводимая от двигателя через дифференциал 1 и зубчатую передачу между эпициклической шестерней 8 и своим приводным валом, работает в режиме насоса и развивает обороты, соответствую. щие заданному устройством 13 расходу жидкости, которая под давлением подается ко входу дроссельного регулирующего устройства. В этом случае водило 4 будет вращаться с частотой, определяемой заданными оборотами гидромашины 9, и через коробку передач 5 и задний мост 6 приводит движители 7, а транспортное средство будет двигаться вперед с постоянной скоростью. Изменяя настройку регулятора по878612

5 тока дроссельного регулирующего устройства 13, водитель тем самым задает необходимые обороты гидромашины 9, и скорость транспортного средства вперед изменяется в диапазоне от нуля (машина остановлена), когда дроссельное регулирующее устройство 13 полностью открыто, до максимально пониженной скорости первого диапазона V..., когда оно закрыто.

Мощность двигателя при работе машины с ходоуменьшителем в первом скоростном диапазоне подводится к дифференциалу и делится на два потока: первый — через водило 4, коробку передач 5 и задний мост

6 подводится к движителям 7, второй— через эпициклическую шестерню 8 и зубчатую передачу привода передается к гидромашине 9. Изменение частоты вращения гидромашины происходит за счет поглощения в гидродросселе части мощности вто- 20 рого потока и при этом меняется кинематическое передаточное число ходоуменьшителя и трансмиссии в целом, а следовательно, и скорость машины.

При необходимости движения машины с большей скоростью водитель переключает дополнительный гидрораспределитель 21 в правое крайнее положение, тем самым настраивая ходоуменьшитель на второй диапазон пониженных скоростей. При этом рабочая жидкость от нагнетательной магистрали 17 по гидролиниям 25, 26 подводится под напором к гидромашине 9 со стороны магистрали 12. Гидромашина 9 реверсируется и начинает работать в режиме гидромотора. Из гидромашины 9 рабочая жидкость по магистрали 10 через гидрораспределитель 18 попадает в сливную магистраль 11 и далее в гидробак 16. При вращении гидромашины 9 в направлении, обрат- 4о ном ее вращению, в первом диапазоне, и по мере закрытия дроссельного регулирующего устройства 13 водило 4 разгоняется, не изменяя своего направления вращения, а скорость самоходной машины возрастает 45 от V, когда дроссельное регулирующее устройство 13 полностью открыто и вся рабочая жидкость, нагнетаемая насосом

14, сливается через него в гидробак, до

V когда дроссельное регулирующее устройство 13 закрыто и вся рабочая жидкость поступает в гидромашину 9, заставляя ее разгоняться до предельных оборотов.

Мощность двигателя при работе транспортного средства с ходоуменьшителем во втором скоростном диапазоне подводится одновременно двумя потоками: один к дифференциалу 1, другой к гидропередаче (на- бо сос 14 — гидромотор 9). Далее оба потока мощности суммируются на выходно..| звене дифференциала и направляются обычным образом к движителям 7, за счет поглощения в дроссельном регулирующем устройстве 13 мощности второго потока осуществляется регулирование кинематического передаточного числа ходоуменьшителя и трансмиссии в целом, а следовательно, и скорости транспортного средства.

Поскольку максимальный поток, поглощаемый в дросселирующем устройстве 13, во втором диапазоне такой же, как и в первом и равен полной производительности насоса 14, потери мощности в ходоуменьшителе на дросселирование жидкости в каждом диапазоне будут примерно одинаковыми, т. е. расширение скоростного диапазона здесь достигается при ограничении мощности дросселирования, что повышает

КПД системы.

При необходимости реверсировать ход машины водитель переключает дополнительный гидрораспределитель 21 в левое крайнее положение. При этом рабочая жидкость из нагнетательной магистрали 10 подводится под напором к гидромашине 9, которая начинает работать в режиме гидромотора, вращаясь в том же направлении, что и в первом скоростном диапазоне.

В этом случае частота вращения гидромашины 9 будет превышать ее максимальное значение в первом диапазоне, поскольку, производительность насоса 14 задана большей максимальной производительности гидромашины 9 при ее работе в первом диапазоне. 3а счет этого гидромашина 9, разгоняясь, реверсирует вращение водила

4, а следовательно, и ход машины.

Гидрообъемный ходоуменьшитель обеспечивает быстрое реверсирование движения транспортного средства и расширяет скоростной диапазон переднего хода.

Формула изобретения

Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства, содержащий гидропривод вспомогательных устройств с насосом, приводимым от двигателя и подключенным напорной магистралью к гидрораспределителю управления вспомогательными устройствами, трехзвенный дифференциал, первое звено которого связано с двигателем, второе — с движителем транспортного средства, а третье — с гидромашиной с дроссельным регулятором, напорная магистраль которой подключена к регулятору, а всасывающая — к сливной магистрали гидропривода вспомогательных устройств, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия и расширения диапа "она изменения пониженной скорости движения вперед, он снабжен дополнительным гидрораспределителем, подключенным к напорной магистрали насоса и к напор878612

Составитель Я. Мусилович

Техред И. Заболотнова Корректор 3. Тарасова

Редактор Н. Козлова

Заказ 1894/4 Изд. № 574 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ной и всасывающей магистралям гидромашины до точки соединения ее всась.вающей магистрали со сливной магистралью гпдропривода вспомогательнык устройств.

Источники информации, принятыс во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР № 472031, кл. В 60К 17/10, 1971.