Обтекатель автопоезда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«»878639

Союз Советских

Социалистических

Рвоиублии (61) Дополиитыьное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.02.80 (21) 2878704/27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликавано 07Л1.81. Бюллетень №41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (51) М.Кл В 62 0 35/00 В 62 0 37/02

Гоеудирстееииыв aeeeer

ОС,C,Ð йФ меием изобретений и открытий (53) УДК 629.113.072.g (088.8) 3

i ° (72) Авторы изобретения

С. Ф. Осадчий н К. Б. Аубакиров (71) Заявитель Казахский научно-исследовательский и проектный институт

1 автомобильного транспорта

) (54) ОБТЕКАТЕЛЬ АВТО ПОЕЗДА

Изобретение относится к устройствам для снижения аэродинамического сопротивления транспортных средств.

При движении тягача с полуприцепом за задней стенкой последнего образуется обширная зона отрицательных давлений (область разрежения) ввиду срыва воздушного потока с задних кромок кузова полуприцепа (фургона) при движении автопоезда.

Это увеличивает аэродинамическое сопротивление последнего, в результате чего снижается скорость его движения и возрастает расход топлива. Для снижения аэродинамического сопротивления на задней стенке кузова полуприцепа или фургона устанавливают обтекатели.

Известен обтекатель автопоезда, содержащий закрепленный на задней стенке полуприцепа надувной мешок, принимающий при заполнении его сжатой рабочей средой обтекаемую форму (1).

Однако указанный обтекатель имеет следующие недостатки: возможность механического повреждения при изготовлении обтекателя из гибкого эластичного материала, сложность его монтажа на пол прицеп при изготовлении обтекателя из твердого материала, трудоемкость погрузки — разгрузки полуприцепа через задние двери из-за необходимости демонтажа обтекателя, закрепленного по периметру задней стенки кузова полуприцепа. Кроме того, при закреплении обтекателя только на верхней задней кромке кузова полуприцепа, при боковом ветре часть обтекателя выступает за боковые грани кузова полуприцепа, что приводит к образованию дополнительных зон уплотненного воздуха и завихрений. Эти зоны достаточно устойчивы и перемещаются вместе с лолуприцепом, увеличивая его аэродинамическое сопротивление.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является обтекатель автопоезда, содержащий воздухоотражательную панель, закрепленную по периметру задней стенки кузова полуприцепа (2).

2О Обтекатель содержит лопатку, закрепленную на расстоянии от направляющей воздушный поток пластины, установленной вдоль кромки поверхности необтекаемой формы. В щель между направляющей пластиной .и лопаткой устремляeòñÿ встречный воздушный лоток, образуя завпхрвния, заполняющие зону разрежения за полуприцепом, благодаря чему снижается разрежен;*e и улучшаются аэродинамические каче тва автопоезда.

878639

Недостатками указанной конструкции являются сложность конструкции и создание лопаткой дополнительного аэродинамического сопротивления при движении.

Цель изобретения — уменьшение расхода топлива путем улучшения аэродинамических качеств автопоезда.

Эта цель достигается тем, что воздухоотра>кательная панель выполнена в виде гребенки, установленной под острым углом к продольной оси симметрии полуприцепа и обращенной наружной кромкой назад.

Кроме того, элементы гребенки могут быть выполнены прямоугольными.

На фиг. 1 изображен описываемый обтекатель, общий вид; на фиг. 2 — автопоезд с обтекателем, вид сбоку; на фиг.3— верхняя часть воздухоотражательной панели обтекателя, виды сзади и сбоку.

По периметру задней стенки 1 полуприцепа 2 закреплен обтекатель, содержащий воздухоотражательную панель 3, вы лолненную в виде пребенки, установленной под острым углом а к продольной оси симметрии полуприцепа и обращенной наружной кромкой назад.

Угол а наклона гребенки не должен превышать 45, что обеспечивает лучшую турбулизацию пограничного слоя набегающего воздушного потока. При превышении углом а 45 обтекатель увеличит лобовую площадь полуприцепа и соответственно его аэроди на м ическое сопротивление.

Элементы гребенки могут быть выполнены прямоугольными или иной геометрической формы, обеспечивающей работоспособность и прочность обтекателя, Элементы гребенки могут быть жестко закреплены на планках или пластинах. соответствующих по размерам задней стенки кузова полуприцепа и прикрепленных болтами по периметру кузова полуприцепа с наружной его стороны.

Эти элементы могут быть выполнены и за одно целое с планкой (пластиной) и отогнуты по краям их крепления к задней стенке кузова полуприцепа под указанным углом а.

Такой обтекатель не мешает открытию и закрытию задней двери полуприцепа, так как его элементы обращены наружу и имеют небольшие размеры (их величина и расстояние между ними, прямо пропорциональное величине элементов, зависят от площади задней стенки полуприцепа или фургона и выбираются с .расчетом обеспечения достаточной турбулизации пограничного воздушного потока).

Обтекатель работает следующим образом.

Набегающий поток встречного воздуха, рассекаемый автопоездом и обтекающий его со всех сторон на некотором расстоянии от его поверхности, не попадающий на гребенку и поэтому не возмущенный, плав5

25 зо

65 но обтекает кузов со всех сторон и остается ламинарным, причем на некотором расстоянии после автопоезда он вновь сужается (фиг. 2). В то же время возмущенный поток встречного воздуха, идущий непосредственно по крышке, вдоль боковых стенок по днищу полуприцепа, попадает на гребенку и, срываясь с кромок ее элементов, турбулизируется. Возникающие при этом вихри заполняют разре>кенное пространство за автофургоном.

Таким образом, за автофургоном ооразуется турбулентная зона. Совокупность ламинарных потоков, плавно обтекающих автофургон со всех сторон и сужающихся на некотором расстоянии за ним, и зоны турбулентности, образующейся внутри этих лампнарных потоков за задней стенкой полуприцспа, создает как бы «воздушный мешок», перемещающийся за автофургоном при высоких его скоростях и препятствующий образованию зоны разрежения за задней степкой полуприцепа, что улучшает аэродинамические качества автофургона.

Описанный обтекатель прост в изготовлении, а установка его на кузове полуприцеиа не представляет сложности. Кроме того, предло>кенная конструкция обтекателя не затрудняет маневрирования автопоезда, так как практически не увеличивает его габаритные размеры и не мешает разгрузке (загрузке) полуприцепа через задние двери. К тому >ке затраты на его изготовление невелики, так как данный обтекатель может быть изготовлен из сравнительно недорогих, обладающих достаточной упругостью и прочностью материалов, например некоторых отходов химической промышленности.

Указанный обтекатель снижает аэроди,намическое сопротивление автофургона, чем достигается экономия топлива на 5 — 10 /ц.

Формула изобретения

1. Обтекатель автопоезда, содержащий воз духоотражательную панель, закрепленную по периметру задней стенки кузова полуприцепа, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью уменьшения расхода топлива путем улучшения аэродинамических качеств автопоезда, воздухоотражателыная панель выполнена в виде гребенки, установленной под острым углом .к продольной оси симметрии полуприцепа и обращенной наружной кромкой назад.

2. Обтекатель по п. 1, о тл и ч а ю щ и йс я тем, что элементы гребенки выполнены п р я мо у гол ьн ым и.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент ФРГ № 2437075, кл. В 62 D

35 00, опублик. 1976.

2. Патент Франции № 2274494, кл. В 62 D

35/00, 1976 (прототип).

878639

Составитель Л. Смольская

Техред Л. Орлова Корректор И. Осиновская

Редактор Н. Козлова

Заказ 1330/1088 Изд. № 551 Тираж 712 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред, «Патент»