Система для динамической стабилизации судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06,02.80 (21) 2879995,27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (5! ) .Ч.Кл. В 63 В 39/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.12.
532.5 (088.8) -(72) Авторы изобретения
В. Б. Голубев, В. И. Ляпин и Я. М. Печатников: (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ
СТАБИЛИЗАЦИИ СУДНА
Изобретение относится к судовой автоматике и может быть использовано при создании систем для динамической стабилизации по линейным перемещениям и курсу судов или иных объектов, оснащенных активными средствами управления.
Известна система для динамической стабилизации судна, содержащая датчик линейных координат положения, два датчика программных значений линейных координат и датчик программного курса, выходы которых подключены к соответствующим входам блоков сравнения, датчик курса, выход которого через один из дифференцирующих блоков подключен к первым двум входам счетно-решающего блока, а два выхода последнего соединены с двумя входами блока управления, выход которого подключен ко входу датчика обратной связи, а выход последнего соединен с третьим входом счетно-решающего блока (11.
Недостатком указанной системы является влияние изменения курса судна при рыскании или маневрировании на точность его удержания по линейным координатам, вызываемого отличием систем отсчета истинных и заданных значений этих координат.
Задаваемые вручную программные значения линейных координат местоположения судна остаются неизмененными в процессе стабилизации, что соответствует их заданию в неподвижной относительно морского дна системе координат. Измеряемые же гидроакустическим датчиком в связанных б с судном осях сотавляющие расстояние до устанавленного на грунте маяка меняются по величине и направлению при рыскании или маневрировании судна по курсу, даже если смещения самого судна относительно
10 заданной точки на грунте и не происходит.
Поэтому при превышении рыскания судна по курсу на 3 и более в системе возникают значительные ошибки стабилизации по линейным координатам, что может отрицательно повлиять на успешное выполнение производимых работ.
Цель изобретения — повышение точности.
Поставленная цель достигается тем, что
20 система снабжена тремя преобразователями координат, первые входы которых подключены к выходу датчика курса, второй и третий входы первого преобразователя соединены с выходами датчика линейных
25 координат положения, а каждый из двух выходов его подключен к соответствующим вторым входам блоков сравнения и ко входам дифференцирующих блоков, второй и третий входы второго преобразователя соединены с соответствующими выходами бло878646
5 0
l5
Зо
65 нов сравнения, а два е о выхода подключены к четвертому и пятому входам счетнорешающего блока, второй и третий входы третьего преобразователя подключены к соответствующим выходам дифференцирующих блоков, а два его выхода соединены с шестым и седьмым входами счетно-решающего блока.
На чертеже представлена блок-схема системы для динамической стабилизации судна.
Система содержит датчики: 1 — линейных координат положения, 2 — курса, 3— обратной связи, 4 и 5 — программных значений линейных координат, 6 — программного значения курса.
Два выхода датчика 1 линейных координат положения подключены ко второму и третьему входам преобразователя координат 7. Выход датчика 2 курса подключен к первым входам преобразователей координат 7, 8, 9, входу дифференцирующего блока 10 и к блоку сравнения 11.
Датчики 4, 5 программных значений линейных координат подключены соответственно к блокам сравнения 12, 13, Датчик 6 программного значения курса подключен к блоку сравнения 1:1.
Два выхода преобразователя координат
7 подключены к блокам сравнения 12, 13 и одновременно к дифференцирующим блокам 14, 15.
Выходы блоков сравнения 12, 13 подключены ко второму и третьему входам преобразователя координат 8. Выходы дифференцирующих блоков 14, 15 подключены ко второму и третьему входам преобразователя координат 9.
Выходы датчика 3 обратной связи, преобразователей координат 8, 9,,дифференцирующего блока 10 и блока сравнения 1.1 подключены ко входам счетно-решающего блока 16„
Входы блока управления 17 связаны с выходами блока 1б, а выход нх подключен
<о входу датчика 3 обратной связи.
Система работает следующим образом, Поступающие от датчика 1 сигналы линейных координат положения судна, измечяемые в связанных с ним осях, преобразуются преобразователем координат 7 в сигналы в неподвижных осях, фиксированных относительно морского дна (например, север — юг, восток — запад), свободные от влияния изменения курса.
В блоках 12, 13 они сравниваются с программными значениями координат по. ложения, поступающими с датчиков 4, 5 для получения составляющих линейного откло. нения судна от заданного, и в блоках 14, 15 дифференцируются для получения со ставляющих линейной скорости его пере. мещения.
Поступающие от датчика 2 курса сигналы курса дифференцируются в блоке 10 для получения угловой скорости судна и сравниваются в блоке 11 с программными значениями курса, поступающими с датчи. ка б, для получения величины углового отклонения по курсу.
Полученные в неподвижных осях сигналы линейных отклонений и скоростей суд. на преобразуются преобразователями координат 8, 9 в связанные оси и поступают наряду с сигналами угловых отклонений и скорости и сигналами обратной связи с датчика 3 на входы счетно-решающего блока 16, где по ним формируются сигналы управления перемещениями судна в про. дольном, боковом направлениях и по курсу.
В соответствии с выработанными в блоке 16 сигналами управления блок управления 17 развивает упоры и момент, возвращающие судно в заданное положение.
Таким образом, введение в систему преобразователей координат существенно повышает точность динамической стабилизации, так как позволяет исключить влияние рыскания или маневрирования судна на точность вычисления составляющих его линейного отклонения и скорости и обеспечивает возможность автономного управления судном в продольном, боковом направлениях и по курсу. !
Формула изобретения
Система для динамической стабилизации судна, содержащая датчик линейный координат положения, два датчика программных значений линейных координат и датчик программного курса, выходы которых подключены к соответствующим входам блоков сравнения, датчик курса, выход которого через один из блоков сравнения и один из дифференцирующих блоков подключен к первым двум входам счетнорешающего блока, а два выхода последнего соединены с двумя входами блока управления, выход которого подключен ко входу датчика обратной связи, а выход последнего соединен с третьим входом счетно-решающего блока, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности, система снабжена тремя преобразователями координат, первые входы которых подключены к выходу. датчика курса, второй и третий входы первого преобразователя соединены с выходами датчика линейных координат положения, а каждый из двух выходов его подключен к соответствующим вторым входам блоков сравнения и ко входам дифференцирующих блоков, второй и третий входы второго преобразователя соединены с соответствующими выходами блоков сравнения, а два его выхода подключеиы к четвертому и пятому входам счетно-решающего блока, второй и третий входы третьего преобразователя подключены к соответ878646
Составитель Л. Мусилович
Техред А. Галахова
Редактор Н. Козлова
Корректор С. Файн
Заказ 1320/1031 Изд. № 552 Тираж 497 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» ствующим выходам дифференцирующил блоков, а два его выхода соединены с шес-тым и седьмым входами счетно-решающего блока.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 321,1121, кл, 114-144, 1965.