Способ получения вяжущего для дорожного строительства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i() 878773
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ бо(ов 6еватекнх
Социалиетичвеких
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.10.79 (21) 2824258/23-04 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (51) М. К.
С 10С 3f04
Геоударотввииый комитет
СССР
No делам изобрвтеиий и открытий (53) УДК 662.71.715.1 (088.8) (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ДОРОЖНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
Изобретение относится к способам получения вяжущих для дорожного строительства и может быть использовано для приготовления термопластичных бетонов.
Известен способ получения вяжущего для дорожного строительства путем термообработки углеводородного сырья — продуктов коксохимического производства (11.
Такой способ позволяет расширить ассортимент материалов для дорожного 10 строительства, однако высокая токсичность этих вяжущих (дегтей) не позволяет использовать их при покрытии автомобильных дорог в населенных пунктах.
Известен способ получения вяжущего 15 для дорожного строительства путем окисления углеводородного сырья кислородом воздуха, в котором в качестве углеводородного сырья используют смесь каменноугольного дегтя и продуктов крекинга лиг- 20 нина (2).
Битум, полученный таким способом и используемый в качестве вяжущего, имеет высокую температуру размягчения и хорошую растяжимость. 25
Недостатком этого способа является трудоемкость подготовительных работ перед окислением углеводородного сырья.
Так, продукты крекинга лигнина отстаивают, промывают горячей водой, отделяют 30 от водорастворимых и кипящих до 180 С веществ.
Наиболее близким к изобретению является способ получения вяжущего для дорожного строительства путем окисления воздухом углеводородного сырья — нефтяных остатков типа гудрона (3). Процесс проводят при различных температурах, например при 175 †2 С.
Полученное вяжущее обладает невысокой адгезией к каменному материалу из-за наличия твердых углеводородов, которые, кристаллизуясь на поверхности вяжущего, препятствуют связи его с минеральным заполнителем асфальтобетона.
Целью изобретения является повышение качества целевого продукта.
Цель достигается тем, что при получении вяжущего для дорожного строительства путем окисления воздухом углеводородного сырья при повышенной температуре в качестве сырья используют талловый пек и окисление проводят при 180 — 230 С в течение 4 — 6 ч.
Отличительные признаки способа заключаются в использовании в качестве углеводородного сырья таллового пека и проведении окисления при 180 — 230 С в течение
4 — 6 ч.
878773
Битум из гудрона (нефтяного) после 12 часов окисления в течение 12 ч
Вяжущее, полученное по предлагаемому способу при 180 — 230 С после окисления в течение
Битум (Б НД-60/90) ГОСТ
11954 — 76
Талловый пек (исходный продукт) .,Г1ок-азатель, : - г%:.ф -. .И -»""
Метод испытания
4ч 6ч
61 — 90
ГОСТ
11501 — 73
82
300
ГОСТ
11501 — 73
ГОСТ
11505 — 75
ГОСТ
11505 — 75
ГОСТ
11506 — 76
15 не менее 20
112
100 не менее 50
100
100
12,6
100 не менее 3,5
6,4
42
38 не ниже 48
36,2
1,34
Талловый пек, используемый в качестве углеводородного сырья, является кубовым остатком после вакуум-перегонки сырого таллового масла; это — пластично-вязкая масса темно-коричневого цвета; плотность
980 †10 кг/м, кислотное число
25 — 42 мг/г КОН, массовая доля, %, окисленных веществ 13 — 38, неомыляемых веществ 20 — 27, жирных кислот 22 — 24, смоляных кислот 8 — 28, нейтральных веществ
22 — 35; число омыления 129 мг/г КОН; температура вспышки 263 — 277 С, температура воспламенения 285 — 298 С; глубина проникания иглы (пенетрация) при 25 С)
) 280 мм —, растяжимость при 25 С) 100, ф, 4 » д ю". °
Глубина проникания иглы при
ЖЬЕ,-мЫ.тО- 1 - ЯТо же при 0 С, мм 10
Растяжимость при 25 С, см
То же при 0 С, см
Температура размягчения, С
Кислотное число, мг/г KQH
Содержание смоляных кислот, об. 0/6
Как видно из таблицы, вяжущее, полученное по предлагаемому способу, обладает высокой температурой размягчения, хорошей эластичностью и большей вязкостью по сравнению с исходным продуктом.
Снижение кислотного числа в результате окисления способствует увеличению сцепления вяжущего с минеральным заполнителем как кислых, так и основных горных пород.
Полученное по предлагаемому способу вяжущее используют для приготовления термопластичного бетона на гранитных высевках. Образцы термопластичного бетона при испытании имеют следующие показатели: предел прочности при сжатии при
20 С 3,6 МПа; предел прочности при сжатии при 50 С 1,2 МПа; водонасыщение 2,8 об. %,. набухание 0,5 об. %, коэффициент водоустойчивости 0,9. Термопластичный бетон на полученном вяжущем отвечает требованиям стандартов для плотных асфальтобетонных смесей. растяжимость при 0 С 0 — 80 см; температура размягчения 10 — 35 С.
Пример. Талловый пек при 160 С
5 закачивают в реакторный куб окислительной установки, оборудованный тремя диспергаторами. Температуру повышают до
230 С при непрерывном продувании воздуха через талловый пек. Свойства получен10 ного вяжущего после окисления в течение
4 и 6 ч в сравнении со свойствами исходного продукта и вяжущего (битума), полученного из нефтяного гудрона после окисления в течение 12 ч, приведены в таб15 лице.
Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить качество целевого продукта и расширить сырьевую базу дорожностроительных материалов.
Формула изобретения
Способ получения вяжущего для дорожного строительства путем окисления углеводородного сырья воздухом при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью повышения качества целевых продуктов, в качестве сырья используют талловый пек и окисление проводят при
30 180 — 230 С в течение 4 — 6 ч.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
35 № 358350, С 10С 1/00, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 592837, С 10С 3/04, 1978.
3. Гун P Б. Нефтяные битумы. М., «Химия», 1973, с. 123 †1 (прототип).