Способ управления судовой паровой турбиной с винтом регулируемого шага

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(t 0878972

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.02.80 (21) 2888099/24-06 (51) М. Кл.

F 01D 17/20

В 63Н 21/22 с присоединением заявки №

Государстеениый комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (53) УДК 621.125-5 (088.8) ll0 делам изобретений и открытий

ТУРБИНОЙ С ВИНТОМ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

Изобретение относится к области управления судовыми паровыми турбинами, соединенными с винтом регулируемого шага.

Известны способы управления судовой паровой турбиной путем подачи сигнала на клапаны изменения подвода пара в турбину (1). Для улучшения качества процесса управления на клапаны подают дополнительный сигнал по отклонению давления пара перед турбиной, что уменьшает падение этого давления при маневрах. Однако в установках с винтом регулируемого шага эти способы недостаточно эффективны.

Известен также способ управления судовой паровой турбиной с винтом регулируемого шага путем подачи сигнала на изменение шага винта и ограничения скорости этого изменения (2).

Недостаток известного способа — пониженное качество процесса управления из-за отсутствия воздействий, ограничивающих падение давления пара перед турбиной при маневрах.

Цель изобретения — повышение качества процесса управления.

Для достижения этого дополнительно измеряют давление пара перед турбиной и при уменьшении его до величины ниже минимально допустимого значения скорость изменения шага винта ограничивают уровнем, обратно пропорциональным отклоне. нию давления от минимально допустимого значения.

На чертеже приведена блок-схема уст5 ройства для реализации предложенного способа.

На схеме: 1 — задатчик изменения шага винта; 2 — датчик давления пара перед турбиной; 3 — задатчик минимально допусти10 мого значения давления; 4 — усилитель; 5— управляемый ограничитель; 6 — узел сравнения; 7 — привод механизма изменения шага винта. При этом последовательно соединены задатчик 1 изменения шага, усп15 литель 4, управляемый ограничитель 5 и привод 7 механизма изменения шага. К второму входу управляемого ограничителя

5 подключен выход узла сравнения 6, на входы которого поступают сигналы с дат20 чика 2 давления и задатчика 3 минимально допустимого значения давления.

Управление турбиной по данному способу может быть осуществлено следующим образом. При задании каждого нового ша25 га винта сигнал от задатчика 1 изменения шага поступает на усилитель 4, откуда он, усиленный до величины, обеспечивающей максимальную скорость изменения шага винта, поступает через управляемый огра30 ничитель 5 на привод 7 механизма измене878972

Формула изобретения

НПО «Поиск>. Заказ 1892/5 Изд. Ив 573 Тираж 553 Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 ния шага, который осуществляет разворот лопастей винта в направлении к новому заданному значению. Одновременно с датчика

2 давления пара перед турбиной и задатчика 3 минимально допустимого значения давления на узел сравнения 6 поступают сигналы фактического давления пара и минимально допустимого по условиям эксплуатации. Если давление пара перед турбиной меньше допустимого, от узла сравнения 6 на управляемый ограничитель 5 подается сигнал, величина которого пропорциональна величине отклонения текущего давления пара от его минимально допустимого значения.

При поступлении сигнала от узла сравнения 6 на ограничитель 5 в последнем уменьшают максимальный сигнал, идущий с усилителя 4, до величины, обеспечивающей скорость разворота лопастей в отношении, обратно пропорциональном абсолютной величине отклонения текущего давления пара от его минимально допустимого значения. Величина ограничения зависит от инерционных свойств привода механизма изменения шага и элементов определения отклонения давления. Она выбрана такой, чтобы скорость изменения была максимальной и чтобы давление пара при этом не падало ниже допустимого предела.

При управлении по известным способам задают постоянную скорость изменения шага винта. Для избежания провалов давления пара при любых маневрах эту скорость устанавливают такой, чтобы даже при больших перемещениях шага винта не было провалов давления пара. Но при этом скорость изменения шага винта в других режимах будет меньше допустимой и маневренность по скорости хода будет меньше

5 возможной. Установление переменного ограничения скорости изменения шага винта в зависимости от сигнала датчика давления позволяет получить на любых режимах максимально допустимую скорость измене10 ния шага винта и тем самым улучшить маневренные характеристики судна.

15 Способ управления судовой паровой турбиной с винтом регулируемого шага путем подачи сигнала на изменение шага винта и ограничения скорости этого изменения, отличающийся тем, что, с целью позы20 шения качества процесса управления, дополнительно измеряют давление пара перед турбиной и при уменьшении его до величины ниже минимально допустимого значения скорость изменения шага винта ограни25 чивают уровнем, обратно пропорциональным отклонению давления от минимально допустимого значения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 564432, кл. F 01D 17/26, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

35 № 383651, кл, В 63Н 21/22, 1970 (прототип) .